Как разобраться в старинных изделиях из гипса
История гипса уходит вглубь веков. Есть исторические упоминания о его использовании в Ираке в IV веке и в государстве шумеров в III — м тысячелетии до н.э. Обнаружено множество гипсовых статуй в Египте, Греции и Италии. И до сегодняшнего дня этот материал широко применяется для декорирования помещений и изготовления различных изделий.
Почему скульпторов так привлекает гипс
Привлекательность этого материала объясняется его визуальным сходством с мрамором. Поэтому почти все известные мраморные шедевры имеют копии, сделанные из гипса, причем они нередко также считаются архитектурными ценностями.
Как и мрамор, гипс прекрасно окрашивается, но при этом он намного дешевле, что позволяет увеличить производство. Кроме того, такой материал намного мягче мрамора, поэтому с ним легче работать.
Эти характеристики объясняют привлекательность гипса, изделия из которого стали популярными в Европе с конца средневековья. Большое количество гипсовой лепнины было произведено в начале XIV — го века в Англии, Франции и в городе Мехелен, находящемся на территории современной Бельгии.
Как отличить гипсовые изделия из Ноттингема и Мехелена
На арт-рынке очень часто встречаются гипсовые изделия, сделанные в Ноттингеме и Мехелене. Поэтому важно знать, как их различать.
Ноттингемский гипс самый распространенный. На протяжении XIV-XVI веков мастерские этого города поставляли продукцию в разные страны — от Исландии до Восточной Европы. Чаще всего здесь изготавливали рельефную лепнину и статуи.
Отличия гипсовых изделий из Ноттингема:
- Стиль и размер фигурок настолько схожи, что их можно собирать в религиозные сценки и даже в большие алтари.
- Окрашивание и золочение настолько качественные, что до сих пор его следы остаются на изделиях, не подвергавшихся реставрации.
Затем, после эпохи Реформации XVI-XVII вв, во время которой была проведена реформа церкви, рельефы чаще предназначались для создания погребальных комплексов, и стали больше ориентированы на мифологию. Коллекция Музея Виктории и Альберта в Лондоне богата многочисленными копиями гипсовых и мраморных статуй тех лет, что делает ее одной из крупнейших коллекций изделий Ноттингема в мире.
Производство гипсовых изделий в Мехелене было более ограниченным. Отличия лепнины, произведенной в том городе:
- Основная продукция – тарелочки с мифологическим или религиозным сюжетом. Мастерские в XVI веке в основном специализировались именно на них.
- Наличие монограммы скульптора, по которой нередко удается идентифицировать автора.
- В отличие от Ноттингема, мастерские которого чаще всего работали на нужды церкви, лепнина из Мехелена в основном предназначена для частных лиц, поэтому практически не бывает фундаментальной. Чаще она представлена небольшими изделиями.
Музей в Экуане, Франция, хранит одну из самых красивых коллекций из Мехелена.
Отличие гипсовой скульптуры Англии XIV-XVI века
Английская гипсовая скульптура производилась не только в Ноттингеме, но и в других городах. Чаще всего из гипса делали религиозные статуи. Наиболее популярные изображения – Богородица с младенцем, Иисус и святой Петр. Образцы такой скульптуры можно увидеть в коллекциях музеев Глазго.
Ими украшена гробница Эдварда II в Глостерском соборе, выполненная в форме гробницы с балдахином, типичной для Англии. Она состоит из основы, украшенной барельефами, и лежащей фигуры, защищенной навесом. В этом же стиле были выполнены надгробия на могиле Изабель де Франс, вдовы Эдварда II и герцога Ланкастерского Жан-де-Гонт и его жены Бланш, которые, к сожалению, не сохранились.
Гипсовая лепнина в этот период украшения приобретает все большую популярность Большинство приходских церквей, часовен и святилищ в XV веке были украшены новыми скульптурами расположенными группами. В эту пору английская продукция начинает продаваться по всей Западной Европе. Особенно много ее экспортируется во Францию.
Фото: источник
Коллекционеров и тех, кто хочет разобраться в технологиях изготовления гипсовых изделий, часто смущает необычный стиль английской скульптуры тех лет, абсолютно не соответствующий её традициям. Дело в том, что мастера очень часто делали изделия на заказ по эскизам заграничных заказчиков.
О работе «под заказчика» говорит и тот факт, что в одну историческую эпоху можно встретить детально проработанные изделия высокого качества, и достаточно простые и схематичные. Дешёвые варианты, в основном заказывали торговцы для последующей перепродажи.
В XVI веке гипсовая лепнина стала более редкой и религиозной. Поэтому ее мало, а та, что осталась, ценится очень высоко и, к сожалению, часто подделывается. Однако в скульптуре, в отличие от живописи и других искусств, реплики не считаются безусловной подделкой, а тоже имеют определенную цену.
Возрождение интереса к изделиям из гипса
В последние годы изделия из гипса переживают фактически второе рождение. Поэтому многие научные центры стали изучать технологии, которыми владели старинные мастера. Было создано несколько учебных программ по использованию гипса в средние века и эпоху Возрождения. Многие художественные методы внедряются в современное искусство.
Одним из самых неисследованных считается французский гипс. Мода на него пришла во Францию, как полагают историки, из Англии и Бельгии. В этой стране его также использовали вместо более дорогого и тяжелого в обработке мрамора. И сейчас посетители французских музеев могут посмотреть большое количество лепных погребальных комплексов, религиозных статуэток, мемориальных досок, барельефов и статуй.
За гипсовые реплики известных мраморных скульптур коллекционеры и музеи готовы платить огромные деньги:
- Гипсовый вариант «Скорбящих» с могилы герцога Берри был куплен на аукционе в Париже в 2016 году за 5 миллионов евро.
- В 2017 году музей Гавра приобрел небольшую тарелку из Ноттингема XV века за 6800 евро.
Поэтому при нынешнем колебании валют вложения в гипсовые изделия — достаточно продуктивный и перспективный способ сбережения капитала. Лепнина всегда ценится, кроме того, она прекрасно украшает помещение, делая акцент на безупречном вкусе хозяев. А с годами стоимость произведений будет только расти.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (281)
- Об архитектуре и дизайне (267)
- О дизайне интерьера (145)
- О ремонте (61)