(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Колонна Траяна в британском музее – шедевральная копия с копии

Колонна Траяна в британском музее – шедевральная копия с копии

Некоторые клиенты, покупающие копии и реплики гипсовых произведений, жалеют, что приобрели не оригинал. Они не понимают, что скопированные произведения могут быть такими же шедеврами, как и исходные.

Пример – копия колонны Траяна, выставленная в британском музее Виктории и Альберта. Ученые возлагают на нее большие надежды, поскольку реплика, находящаяся в закрытом помещении, сохранилась лучше оригинала на улице. По ней можно изучать древнюю культуру.

Римский оригинал

Оригинальная колонна, созданная в 113 году до н. э., и установленная в центре форума в Риме, знаменует победоносные походы императора Траяна, покорившего даков – народ, проживавший на территории современной Румынии. В летописи сказано, что поход принес большую прибыль – более 200 тонн золота и 450 тонн серебра, и Рим получил провинцию с плодородной землей.

На сооружении высотой 38 м помещено 19 поясов-барабанов с барельефами, изображающими сцены Римского похода. Ученые подсчитали, что, если пояса развернуть, получится каменная лента длиной примерно в 200 м. Сбоку находится дверь, ведущая в усыпальницу Траяна и его жены, то есть это своеобразное надгробие императора. Раньше колонну венчала фигура орла, но в XVI ее заменили изображением Петра с ключами от рая, смотрящим в сторону Ватикана.

На многочисленных барельефах в хронологическом порядке помещены сцены победоносных походов римлян. Поверхность колонны содержит 150 сцен и множество рельефных изображений животных и людей. Тщательная проработка каждого рельефа позволяет изучать оружие, доспехи, методы ведения боя в античное время. Интерес к изображениям на колонне проявляет не только Италия, но и Румыния, поскольку изучение барельефов – единственный способ что-то узнать о даках, когда-то проживавших на территории страны.

Но в последнее время состояние колонны стало ухудшаться. Причина – разрушение выхлопными газами от автомобилей, кислотными дождями, ветрами и тектоническими сдвигами земли, отклоняющими конструкцию от центральной оси. Поэтому сколько времени отпущено шедевру – неизвестно.

Наполеоновские копии

В 1861 году император Наполеон III, племянник Наполеона I Бонапарта, потребовал снять слепки с римского оригинала, чтобы установить копию в Париже. Лепные формы были отправлены в мастерскую скульптора-новатора Леопольда Удри, которому поручили создать копии с помощью медных электротипов. Для этого формы подвешивали в растворе медного купороса, где с помощью электрического заряда на них наносили медь. Электротипные копии когда-то выставлялись в Лувре, но сейчас частично сохранились в замке Сен-Жермен-ан-Ле под Парижем.

Английские копии с копий

Планам Наполеона Третьего не удалось сбыться. Формы были проданы Музею Южного Кенсингтона (ныне – музей Виктории Альберта), чуть дороже 2498 фунтов. И англичане сами сделали с них копии для изготовления колонны. Вначале фрагменты выставляли секциями на специальных конструкциях, но позже, в конце XIX века, компания Джорджа Смита построила кирпичную основу, на которую прикрепили готовые копии античных изображений. 

На фото того времени видно, что работа напоминала нечто среднее между складыванием пазла или наматыванием бинта. В 1874 году строительство было завершено, колонну установили в музейный зал вместе с другими копиями произведений античного времени.

Особый интерес у многих вызвал слепок с надписью на постаменте. Этот фрагмент побудил дизайнеров разрабатывать новые шрифты для полиграфической индустрии, бурно развивающейся в начале XX века. Формы букв, использовавшиеся на Колонне Траяна, широко копировались. Лондонская фирма «Brucciani and Co», занимавшаяся изготовлением гипсового литья, продавала копии надписи по 7 фунтов, а художественные школы использовали ее в качестве учебных пособий.

Почему колонну чуть не уничтожили

Фото: источник

Белый слон – почему колонну чуть не уничтожили

В 1928 году руководство музея ополчилось против коллекции слепков. В отчете архитектора Р. Бломфилда предлагалось передать ее вместе с хранящимися в музее копиями скульптур Хрустальному дворцу Гайд-Парка, где размещались выставки промышленной продукции. Коллекцию посчитали недостойной музея и вредной для студентов, поскольку это были не оригиналы. Особенно Р. Бломфилду не нравилась копия колонны, которую он посчитал нелепой. Но реплики оставили.

В 1934 году директор музея Виктории и Альберта сэр Эрик Маклаган назвал колонну самым нелепым белым слоном. Он считал недопустимым ее нахождение рядом с коллекцией готических и романских произведений. Эрик Маклаган предлагал передать колонну Университетскому колледжу Лондона, покрыть чем-то водонепроницаемым и приклеить по частям на крыльце. Но потом началась Вторая мировая война и англичанам стало не до колонн и слепков. 

В послевоенное время мнение об этом произведении, как и о других копиях, поменялось. Многие оригиналы пострадали от бомбежек, пожаров, сопровождавших войну, и ученые посчитали, что сохранившиеся копии могут их заменить.

А сейчас, когда существует угроза разрушения и потери оригинала колонны, копия становится более ценной. Тем более что Наполеоновские слепки оказались погнутыми и деформированными – еще при изготовлении английской реплики их пришлось выпрямлять.

Копии колонны Траяна сохранились до наших дней, и многие посетители ошеломлены «белым слоном», стоящим в центре музейного зала. Еще один вариант произведения в виде скопированных скульптурных элементов находится в Музее римской цивилизации, но в отличие от английской колонны, это только набор барельефов.

Ученые считают, что разрушение колонны может предотвратить только помещение ее в закрытую среду. Иначе с ней произойдет то же, что и со скульптурой Давида, пострадавшей от выветривания, кислотных дождей и осадков. Шедевр Микеланджело пришлось перенести Академию изящных искусств, возможно, и колонну со временем поместят в музей, в котором появится свой «белый слон».

Это ситуация показывает, насколько субъективно понятие оригинала, копии и реплики. Возможно, статуэтки, заказанные сейчас в гипсовых мастерских, через какое-то время тоже станут шедеврами и расскажут потомкам о вечно-прекрасной лепнине.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96