(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

В Версаль вернулась конная композиция Аполлона

В Версаль вернулась конная композиция Аполлона

В Версальский дворец после реставрации вернулась знаменитая конная композиция, украшавшая Большой канал. Теперь посетители снова смогут увидеть Аполлона на колеснице с четырьмя лошадьми в окружении херувимов, тритонов и дельфинов.

Произведение искусства, созданное Жаном-Батистом Тюби, выполнено из позолоченного свинца в 17 веке по рисунку Шарля Лебрена. Скульптуры полностью реставрировали первый раз со времен правления Людовика XIV Короля-Солнце. Реставрационные работы продлились больше года. До этого проводилась только косметические работы, превратившие шедевр в жалкое зрелище. Теперь композиции вернули первоначальный вид.

История шедевра

Фонтан Аполлона был создан Жаном-Батистом Тюби в 1668-1670 гг. по проекту Ле Брюна на мануфактуре Гобеленов, затем доставлен в Версаль, а в 1671 году и позолочен. Аполлон – бог искусств и солнца, олицетворяющий мужскую красоту, символизирует силу, разум и мир. Людовик XIV называл себя богом Солнца, поэтому особенно боготворил этому мифологическому персонажу.

Водоем шириной 110 м, в который установили скульптуры, выкопан в 1639 году и назван «Лебединым прудом». Он стал центральным элементом банкета на свадьбе Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Для гостей там устроили впечатляющий фейерверк. Неизвестно, водились ли в том пруду лебеди, но название пришлось кстати – эти птицы считались свитой матери Аполлона.

В центре фонтана возвышается колесница Аполлона – группа из тринадцати золоченых свинцовых статуй, символизирующих путешествие бога Солнца. Аполлон поднимается из воды на колеснице, запряженной четырьмя лошадьми навстречу своей матери Латоне, а херувимы возвещают его прибытие. Струи воды создают рябь на воде и создается впечатление, что божество со своей свитой движется вдоль Большого канала протяженностью 1520 метров, начинающегося за прудом. Водоем переходит в два рукава, раскинутые в стороны на горизонте, и создает впечатление бесконечной водной глади.

Первая капитальная реставрация

Группа свинцовых статуй с XVIII века несколько раз реставрировалась. Последний раз – в 1955 году. Под руководством архитектора Марка Сальтета были заменены поврежденные части каркаса. Но к 2022 году стало понятно, что, несмотря на техническое обслуживание и ремонты, колесница Аполлона сильно пострадала от воды.

Под натиском струй фигуры потеряли мягкий блеск позолоты, приобрели красноватый оттенок, пронизанный старыми серыми сварными швами. Из-за частичного разрушения свинца, декоративный слой местами отошел и смотрелся неопрятно.

Пылкие лошади, лишенные каркаса, согнули спины под тяжестью голов. Из-за частичного разрушения основания композиции, струи воды, прежде направленные к небу, теперь щедро поливали Аполлона со свитой. Было решено полностью отреставрировать композицию и сделать для нее новое покрытие. Организовала и оплатила реставрационные работы французская компания, CMA CGM Group.

Скульптурная композиция «Колесница Аполлона» в 2022 году была поднята со своего основания с помощью крана и под бдительным присмотром команды Версальского дворца перевезена в мастерскую, где над ней работали лучшие реставраторы.

В течение 18 месяцев 13 скульптур разобрали и отреставрировали. Реставраторы исправили конструктивные дефекты, вызванные разрушением внутреннего армирования, усилили «скелет» провисших скульптур. Они смогли восстановить свинцовые элементы, которые под действием воды становятся хрупким и рассыпаются. Дельфинам и тритонам придали более живописные позы, а лошади, которым укрепили шеи, вновь обрели порывистость. Всю скульптурную группу покрыли несколькими слоями грунтовки, а затем – сусальным золотом.

Триумфальное возвращение

5 марта 2024 года скульптуры были возвращены на прежнее место. Сотрудники Версаля могли наблюдать уникальное зрелище – парящего Аполлона, его лошадей и мифических существ, которых перемещали гигантским подъемным краном.

Это была ювелирная работа. Например, Аполлона на колеснице весом почти в 6,5 тонны нужно было поставить с помощью крана на место с точностью до миллиметра. Такая же точность требовалась и для тритонов – внутри каждой статуи находятся свинцовые трубы, которые необходимо повторно соединить на месте, поэтому даже небольшое смещение приведет к большим проблемам.

При этом нужно было сохранить общее расположение всей композиции, чтобы не исказить исторический облик Версаля. Все это удалось сделать, и уже скоро посетители этого легендарного места смогут оценить всю красоту произведения. Даже без водяных струй шедевр времен Людовика выглядит шедеврально.

Восстановление водных эффектов

Теперь композицией занимаются сотрудники, управляющие фонтанами, которые восстановят струи. Центральная струя будет бить в высоту на 25 м, а две поменьше, в форме лилий – геральдического символа французской монархии – на 15 м, часто изображавшего на барельефах и картушах зданий. Будут воссозданы брызги под копытами лошадей и добавлены элементы, создающие эффект дождя. Для этого придется изготовить около 30 форсунок. Предстоит обновить все водоподающие коммуникации и подключить их к общим сетям. Восстановление водяной части композиции требует проведения серьезных научных изысканий, поскольку трубы планируется сваривать внутри фигур, чего никто никогда не делал.

После окончания всех работ появится кавалькада, полная величия, страсти, пены, грации и золотого блеска, омываемая мощными водяными струями. Особенно красиво здесь будет вечером, когда в воду Большого канала садится солнце, освещающее его сиянием заката.

Фонтаном восхищался Лафонтен – французский литератор, живший в XVII веке. Его поразила реалистичность фигур, расположение композиции и прекрасное сочетание с дворцом, поэтому поэт включил описание фонтана в свое произведение «Любовь Психеи и Купидона». Теперь каждый сможет увидеть легендарную композицию такой, какой ее видел Лафонтен и остальные посетители, приходившие сюда в период царствования Людовика XIV.

источник изображения


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96