(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Гипсовая лепнина в древнеримской архитектуре — экскурс в красивую вечность

Гипсовая лепнина в древнеримской архитектуре — экскурс в красивую вечность

Архитектура Древнего Рима распространилась на Западную Европу, Балканы, Грецию, Малую Азию, Сирию, Палестину и Северную Африку. Благодаря этому, мы сегодня имеем множество сохранившихся памятников искусства — прекрасных, величественных, неповторимых.

Истоки римской архитектуры — наследие Греции и Этрурии

Расцвет архитектуры пришелся на эпоху античности. Направления в эстетике, технологии изготовления гипса, его отливки и крепления были заложены в Греции и Риме. В том числе и термин «гипс» пришло к нам из Древней Греции, где это слово означает «кипящий камень».

Эллины дали основу множеству традиций в разных античных культурах. Например, именно в Греции впервые был разработан заказ – система архитектурной композиции, включающая в себя конструкцию и декоративные элементы. 

Орнаменты из капителей, модулей, пилястр и декоративных гипсовых лепных украшений используются в домах состоятельных горожан, храмах и общественных зданиях. Что интересно, практически все формы архитектурной отделки, созданные в Древней Греции, стали классикой для будущих архитекторов, в т.ч. и современных.

Главная цель римлян — мировое господство — наложила большой отпечаток на архитектуру, которая не имела большого значения для побед в войнах, и скорее была предметом роскоши, чем необходимостью. Поэтому, захватив Грецию и увидев сколь прекрасно ее культурное наследие, римляне решив, что нет смысла придумывать велосипед, воспользовались уже готовыми решениями.

На самом деле элементы римского декоративного искусства имеют двоякое происхождение: они связаны с Этрурией и с Грецией. Римскую архитектуру можно смело назвать смешанным искусством, сочетающим в себе этрусские формы с греческими декоративными деталями.

Истоки римской архитектуры — наследие Греции и Этрурии

Фото: источник

Но, если быть справедливыми, нельзя не отметить, что римские постройки отличаются величием и значимостью. Поэтому афиняне, задумав строить храм в честь Зевса Олимпийского, пригласили для этого именно римского архитектора.

Чем римская архитектура отличается от этрусскойи греческой

Жители Рима заимствовали лучшее от греческих мастеров, но, отклоняясь от греческих традиций архитектуры и отделки, римляне ввели и свои каноны. 

Например, скульпторы и архитекторы Эллады использовали геометрические формы в гипсе, а римляне, предпочитающие роскошь, заказывали богатые растительные мотивы. На сохранившихся образцах мы видим лавр, виноградные кисти, красочные розетки, сцены баталий и жизни божеств – декоративный гипс из Рима поражает разнообразием и сюжетом. 

По мнению ученых, римское искусство формировалось под влиянием эллинистической и этрусской архитектуры, но римские мастера внесли в свои работы еще больший монументализм. Второе отличие от Греции — красивая отделка сосредотачивалось внутри здания. Ученые считают, что все остальное очень похоже на первоисточник.

Первые римские храмы были созданы во времена правления этрусских царей. В эту эпоху римляне научились лить бронзу, обжигать глину, узнали об арочных сооружениях и сводах. Создание коринфского ордера — архитектурного стиля, ставшего классикой, также проходило под греческим влиянием. 

Изобретение цемента, изготовленного из извести и вулканического пепла, воды и мелких камней позволило освоить технику растворов, штукатурок. Римский бетон отличается необычайной прочностью и водостойкостью. Прорыву в римском искусстве способствовала освоенная во втором веке до нашей эры способность обжигать кирпич. 

Римские города состояли из улиц, пересекающихся под прямым углом, имели мощеные дороги, канализацию. Дома строились по греческим узорам, с атриумами и перистилями, также строились виллы, многоквартирные дома. С этого периода сохранились дороги и акведуки (водопровод, канализационные устройства, мосты), общественные здания: курия, базилика, термальные ванны, цирки, религиозные сооружения, например, храм Юпитера.

Период республики в Риме стал расцветом градостроительства и архитектуры. Города окружили оборонительными стенами с воротами, башнями, акведуками и канализацией. Рим был полностью перестроен на новый лад. Вдоль дорог создавались некрополи. Были созданы мавзолеи, например, мавзолей Адриана, катакомбы. Были построены великолепные дворцы — Золотой дом Нерона, дворец Флавиев. Появился Пантеон в Риме. 

Здания общего пользования также стали монументальными. Пример грандиозных сооружений — амфитеатр Колизей, термы Каракалла, театры. Также были созданы триумфальные арки. В завоеванных областях создавались постоянные военные лагеря, со временем превратившиеся в города.

В области архитектуры римляне переняли у этрусков возможность строить куполообразные здания из кирпича и каменных блоков. Они изготавливались по принципу так называемого фальшклада, создаваемого путем постепенного расширения отдельных слоев кирпича или камня.

Естественно, что все постройки богато украшались гипсовой лепниной и скульптурами, также имеющими греческие корни.

Вот ещё некоторые отличия римской и греческой архитектуры:

  • Особенность римской архитектуры — каждый вид работ осуществляла специальная мастерская. Тому доказательство — крупные архитектурные памятники построенные и отделанные поэтапно. Например, в голове стен Колизея ряды камня не соединены с кладкой, которая их заполняет. С точки зрения устойчивости между этими элементами должна быть связка, но тогда бы каменщики стали зависимыми от других рабочих. Очевидно, что римляне отдали преимущество точному разделению труда. Этот порядок хорошо выражен в отделке зданий: очень мало построек типа Пантеона, в котором колонны устанавливались одновременно со стенами. 
  • Греки украшали здания, обрабатывая архитектурные части. Римляне использовали их в качестве поверхности. Они сначала возводили здание, затем отделывали стены и потолки гипсом или мрамором. Римляне рассматривали отдельно отделку и строительство, считая эти факторы независимыми друг от друга. Отделка постепенно приняла произвольный вид.
  • Грекам нравилась лаконичности и строгость форм, римские архитекторы прославляли власть и богатство империи. По этой причине в Риме прижились колонны коринфского и композиционного ордеров, обильно украшенных гипсовой отделкой. Такие колонны были украшены несколькими слоями деталей, поэтому напоминали перевернутые свадебные торты.

Все ли в архитектуре придумали греки?

Нет! Например, колонны — важнейший архитектурный элемент той эпохи. Первые греческие колонные ордена – коринфские, дорические и ионийские были дополнены римлянами, внедрившими два других типа ордена – тосканский и составной. 

А ещё именно в Риме был изобретен совершенно новый вид гипса, отличающийся прочностью, чем-то похожий на современный бетон. После полировки изделие выглядело как мрамор. Для его создания гипсовый раствор дополняли алебастром, мраморным порошком, опилками, клеем. К сожалению, этот рецепт не дошел до наших дней.

Бетон римляне использовали еще до нашей эры. Например, Колизей был построен из формованных бетонных арок. Идея копирования формованных элементов в архитектуре привела к использованию элементов с орнаментом и рисунками. Таким образом, технология упростилась и подешевела, благодаря чему стала повсеместной.

Шикарные арки, великолепные белоснежные колонны, ниши и многое другое, воплощенное архитекторами и мастерами по гипсу Древнего Рима, продолжает радовать любителей классического искусства уже более двух тысяч лет! Давайте посмотрим на некоторые работы римских архитекторов.

Римские храмы — подражание Греции

В сакральной архитектуре Рима есть храмы, смоделированные по образцу греческих храмов, построенных по прямоугольному плану, например, Храм Юпитера.

Римские храмы — подражание Греции

Фото: источник

Храмы этого типа, часто построенные на площадях, имели фасад и боковые возвышения. Выступающую крышу поддерживали портики. Это были типично фасадные здания. Строились также храмы по образцу этрусских и круглых эллинистических храмов. Пример круглого здания — Храм Весты на Римском форуме. 

Также строились смешанные типы храмов, состоящие из прямоугольного преддверия и круглой клетки, например, Пантеон. В период поздней античности в моду вошли круглые или многоугольные постройки: нимфеи, мавзолеи.

Римские храмы имели кирпичные стены, облицованные каменными плитами. Архитектурные заказы в основном имели декоративную функцию.

Самые известные храмы в Риме:

  • Храм Юпитера. Величайший на Капитолийском холме Храм возвышался на большом пятиметровом каменном подиуме из туфа, что придавало ему форму, похожую на квадрат, отличавшуюся от вытянутых греческих храмов. В отличие от греческих храмов, он был доступен только спереди, а колоннада окружала только три стороны здания, оставляя слепую стену сзади. По бокам располагались одиночные ряды колонн. В фасаде, где три ряда колонн, установленных перед целлами храма, образовали глубокий вестибюль. Колонны были сделаны из туфа. Деревянный антаблемент нес двускатную крышу, покрытую терракотовой черепицей, создавая треугольный фронтон над фасадом. Расстояние между колоннами было довольно широким, что вместе с небольшой высотой колонн, вызванной большим весом крыши, делало вид храма тяжелым. Этому способствовало и множество скульптур и украшений, размещенных внутри и над треугольным фронтоном. Углы храма были украшены скульптурами — акротерионами, а на вершине стояла телега, запряженная четырьмя лошадьми, управляемыми Юпитером. Целла храма состояла из трех комнат. В них были установлены скульптуры, созданные Вулеком из Веюва. В средней комнате была помещена статуя Юпитера, сидящего на троне, держащего в правой руке луч молнии. Комната слева была посвящена Юноне, справа – Минерве.
  • Храм Весты. Один из старейших храмов Рима. Время его создания определено VII веком до нашей эры. Храм неоднократно уничтожался пожарами. Сохранившиеся руины — остатки храма, построенного в 191 при императоре Септимии Севере. Храм с конца второго века строился по круговому плану, крыша поддерживалась на колоннаде, состоящей из 16 колонн в коринфском стиле.
  • Пантеон. Это новый тип религиозного здания — монументальное сакральное сооружение с просторным внутренним пространством. Пантеон представляет собой ротонду, увенчанную куполом. Внешний вид храма отличается простотой. Большая часть окружности ротонды представляет собой слепую стену; только входная сторона имеет мощный, выделяющийся портик. В середине купола расположено единственное окно, благодаря чему свод и освещение храма связано с движением солнца. Пропорции Пантеона исключительно совершенны. Пропорции интерьера рассчитаны на постепенную разгрузку архитектурных форм верхних частей здания. Благодаря этому решению были достигнуты гармонии архитектурного выражения. Внутреннее убранство храма, состоящее из мраморной облицовки и лепнины, было чрезвычайно величественным. Снаружи первый этаж ротонды был облицован мрамором, два верхних этажа оштукатурены и украшены лепными элементами. К сожалению, внешняя и внутренняя отделка не сохранилась, архитектурное решение второго этажа стены внутри храма также были изменены, исчезли и статуи, украшающие фронтон портика. Единообразие архитектурной формы, совершенство пропорций и мастерский композиционный раствор позволяют предполагать, что его мог построить только Аполлодор из Дамаска. 

Базилики — их тоже украшали лепниной

Характерное для римской архитектуры здание, представляющее собой тип церкви с центральным нефом выше проходов и имеющим собственные окна. Первоначально базилика имела светские функции (рынок, суд), позже христиане использовали ее в своих целях.

В четвертом веке базилики получили множество характерных элементов, например, вытянутый план с четким осевым допущением и деревянную ферму. 

  • Базилика «Ульпия». Базилика была построена Траяном в конце первого века нашей эры. Здание имеет две очень большие апсиды по бокам более коротких прямоугольников. К северной стене примыкали две библиотеки, обращенные друг к другу фронтами. Между ними возвышалась знаменитая колонна Траяна. Эта базилика также имела деревянные потолки.
  • Базилика Максенция. Построена примерно в 310 г. н.э. и была перестроена Константином. Довольно значительная часть этого здания сохранилась до наших времен. Базилика имеет центральный сводчатый с тремя мощными крестообразными сводами неф. Два прохода разделены на три пространства, каждое из которых покрыто бочкообразными сводами, проходящими по всей длине здания. Стены между секциями проходов, толстые и прочные, поддерживают своды центрального нефа.

Базилики — их тоже украшали лепниной

Фото: источник

Курия — здание Римского форума, отделанное лепниной

Здесь заседал сенат Древнего Рима. Подобные здания возводились в городах, основанных римлянами, в них проходили заседания Совета Декурионов.

Курия была построена из кирпича. Стены были облицованы мрамором в нижней части и богато украшены в верхней части лепниной. Пол был облицован мозаикой из мрамора. В зале заседаний, напротив входа, стоял подиум для председательства в Сенате. Вдоль боковых стен были построены ступени для кресел сенаторов. 

Это, конечно же, не все грандиозные сооружения, построенные древними римлянами. О других мы поговорим в следующий раз.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96