Лепнина и скульптура эпохи Ренессанса во дворце Фонтенбло
Дворец Фонтенбло, построенный на места средневекового замка, служил резиденцией для французских монархов от Людовика VII до Наполеона III. Франциск I и Наполеон были монархами, оказавшими наибольшее влияние на уникальную лепную и скульптурную композицию дворца, который сегодня входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Великолепный декор дворца Фонтенбло, выполненный в эпоху Ренессанса, богат гипсовой лепниной и скульптурой, что создает великолепное впечатление у каждого ценителя искусства.
Краткая история дворца Фонтенбло
Средневековый дворец с апартаментами короля на этом месте был построен еще в XII веке. Самая ранняя запись о строительстве замка в Фонтено датируется 1137 годом. В дальнейшем это строение многократно перестраивалось и декорировалось. В период между 1533 и 1539 годами была построена знаменитая галерея Франциска I, соединяющая апартаменты короля с часовней. Считается, что именно она привнесла стиль итальянского ренессанса во Францию.
В XV веке женой короля Карла VI были созданы некоторые декоративные украшения, но средневековое сооружение оставалось практически нетронутым до правления Франциска I (1494–1547). Именно он поручил архитектору Жилю ле Бретону построить дворец в новом стиле ренессанс, недавно привезенном из Италии. Ле Бретон сделал невозможное. Он сохранил основу старого средневекового замка, где находились апартаменты короля, но привнес в него элементы ренессансного стиля.
Примерно в 1528 году король построил Галерею Франциска I, что позволило ему соединить покои и часовню Тринитар. Он пригласил архитектора Себастьяно Серлио из Италии и флорентийского художника Джованни Батиста ди Якопо, известного как Россо Фиорентино, для украшения новой галереи. В период с 1533 по 1539 года Россо Фиорентино наполнил галерею фресками, прославляющими короля, обрамленными уникальным лепным орнаментом в высоком рельефе.
После смерти Франциска I король Генрих II решил продолжить строительство и расширить замок. Король и его жена выбрали архитекторов Филибера де Орм и Жана Буллан для выполнения работ. Они расширили восточное крыло нижнего двора и украсили его первой знаменитой подковообразной лестницей. Украшение нового бального зала и галереи Улисса фресками и скульптурной лепниной продолжалось под руководством художников-маньеристов Приматиччо и Никколо дель Аббате. После смерти Генриха II свой вклад в оформление дворца внесла Екатерина Медичи.
Во время Французской революции замок не пострадал, но вся мебель была продана с аукциона. Здания были заняты военной школой, которую организовал здесь Наполеон I. Готовясь стать Императором, Наполеон хотел сохранить как можно больше дворцов в своем владении. Он выбрал Фонтенбло в качестве места своей исторической встречи в 1804 году с папой Пием VII, который приехал из Рима, чтобы короновать нового императора. Весь замок был отремонтирован и украшен к приезду папы. Спальня королей была превращена в тронный зал для Наполеона. Апартаменты были отремонтированы и украшены для императора и императрицы в новом стиле ампир.
Фото: источник
В XIX-XX вв. дворец пережил несколько войн и оккупаций. Во время франко-прусской войны дворец был оккупирован и недолго использовался в качестве армейского штаба Фридрихом Чарльзом. В 1923 году, после Первой мировой войны в здании дворца работала школа искусств и музыки. В 1927 году он стал национальным музеем. Во время Второй мировой войны дворец был оккупирован немцами, а после войны часть замка стала штаб-квартирой Центральных сил союзников.
Общая реставрация замка состоялась в период с 1964 по 1968 год при президенте Шарле Де Голле. Он был классифицирован как объект всемирного наследия ЮНЕСКО в 1981 году, а в 2006 году Министерство культуры приобрело королевские конюшни и приступило к их восстановлению. 1 марта 2015 года китайский музей замка был ограблен профессиональными ворами. Они ворвались около шести утра, и, несмотря на сигналы тревоги и видеокамеры, за семь минут украли около пятнадцати наиболее ценных предметов в коллекции, включая копию сиамской короны, подаренную лично Наполеону III.
Лепнина и скульптура интерьеров дворца
Внутреннее убранство дворца Фонтенбло поражает роскошью декора. Уникальная гипсовая лепнина, скульптурные композиции и фрески – все это поражает воображение каждого посетителя.
Галерея Франциска I
Галерея Франциска I считается одним из первых и лучших образцов ренессансного убранства во Франции. Изначально она была построена в 1528 году как проход между покоями короля и часовней монастыря Тринитар, но в 1531 году Франциск I сделал галерею частью своих королевских апартаментов. Декорирование галереи проводилось под руководством художника Россо Фиорентино в стиле эпохи Возрождения.
Нижняя часть стен украшена гербом Франции и саламандрой — эмблемой короля. Верхняя часть стен декорирована фресками, обрамленными богатой лепной композицией из гипса. Гипсовые фрески изображают мифологические сцены, чтобы проиллюстрировать достоинства короля.
Бальный зал
Бальный зал был построен как открытый проход или лоджия, Франциском I. В 1552 году король Генрих II дополнил помещение высокими окнами и богато украшенным кессонным потолком, чем превратил его в зал для торжеств и балов. В декоративной картине зала используются зашифрованные послания — буква «Н», инициалы короля, а также изображения полумесяца — символа любовницы Генриха Дайан де Пуатье.
В западном крыле находится монументальный камин, украшенный бронзовыми статуями, первоначально скопированными с классических статуй в Риме. В восточной части зала находится галерея, в которой музыканты играли во время балов. Декор бального зала реставрировался много раз. Фрески на стенах и колоннах создавались несколько лет, начиная с 1552 года Никколо дель Абате по рисункам Приматице. Здесь изображены боги и сюжеты из знаменитых мифов и легенд. Фреска музыкальной галереи изображает знаменитых музыкантов того периода.
Фото: источник
Часовни Святого Сатурнина
За бальным залом находится часовня Святого Сатурнина. Нижняя часовня изначально построенная в XII веке, позже была разрушена и полностью перестроена при Франциске I. Она декорировалась в период правления Луи-Филиппа и была украшена его дочерью Мари — художницей. Верхняя королевская часовня была украшена Филибером де Л’Орм. Потолок, выполненный в том же стиле, что и в бальном зале, богато украшен фресками и лепным декором, и ограничивается куполом.
Комната Стражи
Комната для охраны всегда располагалась рядом с королевскими покоями. Этот зал был построен во времена правления Карла IX. Некоторые части оригинального декора сохранились с 1570-х годов, в том числе сводчатый потолок и фриз военных трофеев, приписываемых Руджеро д Руджиери.
В XIX веке Луи Филипп реставрировал комнату, заказав декор из экзотических пород дерева, повторяющий дизайн потолка. Также декор зала был дополнен монументальным камином, который включает в себя элементы орнамента из разрушенных залов XV-XVI вв. Бюст Генриха IV, приписываемый руке Матье Жаке, относится к тому же временному периоду, что и две скульптуры по обе стороны от камина. Скульптурная рамка вокруг бюста Пьера Бонтемпса изначально находилась в спальне Генриха II. Во времена правления Наполеона III зал использовался в качестве столовой.
Лестница короля
Лестница короля была установлена в период с 1748 по 1749 год в месте, занимаемом во времена правления Франциска I спальней Анны де Писселе — герцогини Этампской и фаворитки короля. Она была спроектирована архитектором Анж-Жаком Габриэлем, который в своей работе использовал множество декоративных элементов из дизайна более ранней комнаты, которая первоначально была украшена Приматицей.
Верхняя часть стен разделена на панели, овальные и прямоугольные, со сценами, изображающими личную жизнь Александра Великого. Картины обрамлены большими статуями женщин от Приматиц. Восточная стена комнаты была разрушена во время реконструкции и заменена в период правления Луи Филиппа в XIX веке картинами Абеля де Пюжоля.
Королевская спальня
Все королевы и императрицы Франции, от Марии Медичи до Императрицы Евгении, жили в этой королевской спальне. Богато украшенный потолок над кроватью был изготовлен в 1644 году мастером мебели Гийомом Нойерсом для вдовствующей королевы Анны из Австрии — матери Людовика XIV. Потолок изображает ее инициалы. Комната была отреставрирована Марией Лещинской, королевой Людовика XV.
Двери имеют арабский дизайн и были разработаны специально для Марии-Антуанетты, как и скульптурные панели над дверями, установленные в 1787 году. Кровать также была изготовлена специально для Марии-Антуанетты, но не прибыла до 1797 года. После Революции ее использовали жены Наполеона, императрица Жозефина и австрийская принцесса Мария-Луиза.
Фото: источник
Стены получили свое декоративное текстильное покрытие с изображениями цветов и птиц в 1805 году. Оно было восстановлено в 1968–1986 годах с использованием оригинальной ткани. Вся мебель в комнате относится ко временам Первой Империи.
Будуар Марии-Антуанетты
Будуар рядом с королевской спальней был создан для королевы Марии-Антуанетты в 1786 году и позволил королеве иметь определенную степень конфиденциальности. Комната считается лучшим сохранившимся образцом декоративного стиля, предшествующего Французской революции. Декор вдохновлен древнеримскими сюжетами, с изящно расписанными арабесками, камеями, вазами и старинными фигурами.
Комната была создана для королевы по проекту архитектора Пьера Руссо. Деревянные панели были изготовлены Лапласом. Восемь фигур муз были сделаны из гипса Роландом, а декоративная мантия камина Жаком-Франсуа Дропси.
Тронный зал Наполеона (бывшая спальня короля)
В 1808 году Наполеон решил установить свой трон в бывшей спальне королей Франции на месте, где была королевская кровать. До него в этой спальне проживали монархи от Генриха IV до Людовика XVI. При старом режиме кровать короля считалась символом королевской власти во Франции. Этим жестом Наполеон хотел показать преемственность своей империи с прошлыми монархиями страны.
Большая часть резного потолка, нижней части декоративных панелей и дверей датируются правлением Людовика XIII. Украшения, расположенные вокруг трона были разработаны Якобом-Десмальтером в 1804 году для дворца Сен-Клу, а сам трон привезли из дворца Тюильри.
Интересно, что изначально дымоход был украшен портретом Людовика XIII. Однако во время Французской революции он был сожжен и Наполеон заменил его портретом самого себя. В 1834 году король Луи-Филипп снял портрет Наполеона и снова заменил его изображением Людовика XIII.
Дворец Фонтенбло был резиденцией всех французских королей, что, безусловно, отразилось на богатстве и разнообразии его убранства. Особенную ценность для мирового искусства представляет богатый лепной декор и художественные произведения, собранные в стенах особняка.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (141)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина в футуристическом дизайне
- Гипсовая лепнина в мечетях: искусство, традиции и символика
- Возможности использования гипсовой лепнины в тематических парках и развлекательных комплексах
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность