(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Римский «свадебный торт» — лепнина и скульптура Витториано

Римский «свадебный торт» — лепнина и скульптура Витториано

Памятник Виктора Эммануила II, или Витториано – итальянский национальный памятник, расположенный на площади Венеции в Риме на северной стороне холма Капитолия. Этот величественный белоснежный архитектурный комплекс вызывает восторг у туристов и недовольство у некоторых местных жителей, которые считают его слишком вычурным и торжественным на фоне архитектурного наследия древних римлян. В связи с этим Витториано в Риме нередко называют еще «свадебным тортом». Однако никто не может отрицать уникальность и красоту скульптурного оформления этого монумента, каждая статуя в котором несет символизм и скрытый смысл.

Проектировкой и строительством монумента занимался архитектор Джузеппе Саккони. Возведение этого торжественного и роскошного монументального комплекса, богато украшенного лепниной, скульптурой и барельефами, началось в 1885 году и продолжалось вплоть до 1935 года. Официальное открытие для общественности состоялось ранее, в 1911 году, по случаю событий, связанных с Туринской международной выставкой, во время празднования 50-летия объединения Италии.

Памятник имеет большую символическую и репрезентативную ценность, поскольку он архитектурно и идеологически ориентирован на национально-освободительное движение итальянского народа Рисорджименто. В этот период своей истории Италия достигла национального единства, к которому шла много десятилетий. Процесс объединения Италии был завершен королем Виктором Эммануилом II из Савойи, которому памятник Витториано и посвящен. По этой причине он считается одним из современных итальянских патриотических символов.

С момента официального открытия комплекс Витториано стал местом проведения важных праздничных мероприятий, что усиливает его роль как символа национальной идеи. В Витториано проводятся ежегодно самые важные торжества – по случаю годовщины освобождения Италии (25 апреля), Дня Итальянской Республики (2 июня) и Дня национального единства и Вооруженных Сил (4 ноября). В ходе последнего Президент Итальянской Республики и представители высшего государственного руководства воздают дань Неизвестному солдату путем возложения лаврового венка в память о погибших итальянцах.

Архитектура памятника Виктора Эммануила II

Главные архитектурные элементы монумента Витториано – великолепная высокая лестница, в целом состоящая из 243 ступеней, и портик, расположенный на вершине памятника. Еще один важный элемент с архитектурной точки зрения – это большая колоннада коринфского порядка.

Особенную художественную ценность представляет скульптурная и лепная композиция монумента. Аллегории или абстрактные понятия, выраженные через конкретные образы, которые присутствуют в викторианских художественных произведениях, в основном символизируют положительные качества и достоинства героев, благодаря которым было достигнуто национальное единство.

Римский «свадебный торт» — лепнина и скульптура Витториано
Фото: источник

В скульптурной композиции Витториано есть статуи, изображающие крылатые победы, выполненные как в мраморе, так и в бронзе. В общем массивном барельефе представлены многочисленные художественные работы, посвященные истории Древнего Рима. Также здесь присутствуют различные изображения растений, в том числе пальма, которая символизирует «победу», дуб («сила»), лавр («победоносный мир»), мирт («жертва») и оливковое дерево («согласие»). Для создания произведений скульптурного и лепного искусства для Витториано со всей Италии привлекались талантливые скульпторы.

Новый «национальный стиль», используемый в Витториано, должен был передать имперское великолепие Рима, на что архитектор был вдохновлен мотивами, которые использовались в колониальный период многими империалистическими странами, среди которых Великобритания, Франция, Германская империя и Бельгия. В частности, Джузеппе Саккони для строительства Витториано вдохновился неоклассической архитектурой Древней Греции и Древнего Рима, к которым добавил влияния современного художественного искусства.

Витториано имеет высоту 70 метров (81 метр, если считать с высотой статуй, расположенных на крыше здания), 135 метров в ширину и 130 метров в глубину, и при этом занимает площадь 17 550 квадратных метров. Здание имеет уникальную систему подвалов, глубина которых достигает 17 метров от уровня дороги. Колоннада состоит из колонн высотой 15 метров, а длина аркады равна 72 метрам. С июня 2007 года можно подняться на террасу, где расположены великолепные римские колесницы, при помощи лифта.

Наличие фонтанов двух морей по бокам от входа в здание символично: они представляют собой два основных итальянских моря – Адриатическое и Тирренское, которые проходят по бокам итальянского полуострова.

Римский «свадебный торт» — лепнина и скульптура Витториано
Фото: источник

Скульптурная композиция внешних лестниц и террасы

Один из самых важных архитектурных элементов Витториано – восходящие лестницы, которые адаптируют монумент к крутому рельефу северного склона холма Капитолия. Изначально Витториано был задуман как форум, открытый для граждан, – своего рода возвышенная площадь в центре столицы, организованная как удобная площадка для обсуждения любых вопросов и спорных ситуаций. Памятник в целом выглядит как изысканное мраморное покрытие северного склона холма Капитолия.

Великолепная белоснежная лестница Витториано, которая является работой Манфредо Манфреди, имеет уникальную конструкцию, скрывающую сложную водопроводную систему. Во времена строительства монумента проект этого здания считался одним из самых технологически передовых в мире.

По обе стороны от входной лестницы расположен ряд скульптур, которые сопровождают посетителя вплоть до Алтаря нации – центральной композиции монумента. Первые две скульптуры, которые встречаются на пути посетителя, – статуи, выполненные из позолоченной бронзы, символизирующие Мысль и Действие. Далее с двух сторон от лестницы расположились два крылатых льва, отражающих силу и мощь царя зверей. На вершине лестницы, перед началом алтаря террасы Родины, расположены две другие симметричные скульптуры – крылатые статуи победы.

Присутствие этих фигур неслучайно – они имеют точное символическое значение. Фактически Мысль и Действие были фундаментальными в процессе объединения Италии, поскольку они представляют собой две главные концепции, необходимые для изменения курса истории и трансформации общества. Два крылатых Льва представляют собой инициирование патриотов, которые решают присоединиться к итальянскому национально-освободительному движению, мотивированные пылом, силой и желанием свободы. Крылатые победы, помимо напоминания о военных и культурных успехах римской эпохи, аллегорически символизируют хорошее предзнаменование для реализации национального единства.

В конце входной лестницы, сразу после статуй «Крылатых побед», открывается терраса «Алтаре делла Патриа» – первая платформа Витториано. В центре этой платформы находится статуя богини Ромы и монумент Неизвестного солдата. На террасе есть также скульптурные группы, выполненные в ботаническом мраморе, которые символизируют моральные ценности итальянцев – идеальные принципы, делающие нацию твердой. Четыре группы имеют высоту 6 метров и расположены справа и слева от входа на террасу «Алтаре делла Патриа» (по две с каждой стороны). Эти скульптурные группы символизируют Силу, Согласие, Жертвенность и Право.

От платформы вверх уходят две лестницы – левая и правая, которые приводят к двум массивным дверям, служащим входными воротами непосредственно в здание Витториано. Над каждой дверью размещены две статуи: над левой – скульптуры, аллегорически изображающие Политику и Философию, в то время как над правой дверью представлены две статуи, метафорически олицетворяющие Войну и Революцию. Войдя в эти двери, посетитель получает доступ к внутреннему пространству здания, расположенному строго за Алтарем нации. За конной статуей Виктора Эммануила II лестница возобновляет свое восхождение к наивысшей террасе здания, получившей название платформы выкупленных городов.

Римский «свадебный торт» — лепнина и скульптура Витториано
Фото: источник

«Выкупленные» города – это города, объединенные с Италией в соответствии с Договором Рапалло (1920) и Римским договором (1924) – мирными соглашениями между странами, участвующими в Первой мировой войне. Это города Триест, Тренто, Гориция, Пула, Фиуме и Зара.

Интересно, что на сегодняшний день не все эти города остаются частью Италии. Так, Пола, Фиуме и Зара, согласно Парижским мирным договорам между странами, участвующими во Второй мировой войне, перешли в Югославию и – после распада последнего – в Словению (Пулу) и Хорватию (Река и Зара). Гориция после второй мировой войны была разделена на две части: одна часть осталась в Италии, а другая, которая была переименована в «Нова Горица», сначала перешла в Югославию, а затем в Словению. Каждый выкупленный город представлен алтарем с соответствующей муниципальной эмблемой. Шесть алтарей были размещены здесь в период между 1929 и 1930 годами.

Алтарь Отечества (Алтарь Нации) – сердце монумента Витториано

Алтарь Отечества – самая известная и узнаваемая часть Витториано. Алтарь располагается недалеко от могилы неизвестного солдата. Могила принадлежит герою – итальянскому военному, который погиб во время Первой мировой войны, чья личность остается неизвестной до сих пор. Его могила, как уже упоминалось, является символическим местом, представляющим всех погибших и пропавших без вести в войне. Та сторона могилы Неизвестного солдата, которая выходит наружу, в сторону Алтаря нации, всегда охраняется караулом и знаменуется вечным огнем. Огонь, который горит вечно, символизирует, что память о павших воинах и патриотизм постоянно живут у итальянцев в сердце.

Сам Алтарь Отечества украшают статуя богини Ромы (расположенная над могилой Неизвестного солдата) и два вертикальных мраморных рельефа, которые спускаются с краев эдикулы. Статуя богини Ромы, выполненная талантливым скульптором и архитектором Анджело Занелли, символизирует величие Рима и имеет некоторые отсылки к Афине, греческой богине мудрости, искусства, а также войны. Присутствие в скульптурной композиции Витториано богини Ромы должно подчеркнуть безотзывную волю патриотов, боровшихся за объединение Италии и главенство Рима на протяжении многовековой истории государства. Общая концепция барельефов, расположенных по бокам от статуи богини Ромы, символизирует трудолюбие и патриотическую любовь.

Статуя Виктора Эммануила II – архитектурный центр Витториано

Пройдя Алтарь Отечества и продолжая подниматься по лестнице, вы найдете конную статую Виктора Эммануила II – бронзовую работу Энрико Чиарадии и архитектурный центр Витториано. На мраморной основе конной статуи вырезаны барельефы итальянских благородных городов. Бронзовая статуя высотой 12 метров и длиной 10 метров весит пятьдесят тонн, а в целом, включая мраморную основу, скульптурная группа имеет высоту 24,8 м.

Конная статуя Виктора Эммануила II считается единственным несимволическим изображением Витториано, так как это историческая фигура реального короля. Решение изобразить Виктора Эммануила II на лошади не случайно, учитывая, что конные статуи с древних времен были точными символами. Таким образом, скульптор подчеркивает возвышение короля над миром, полным пороков и грехов.

Римский «свадебный торт» — лепнина и скульптура Витториано
Фото: источник

На мраморном основании конной статуи Виктора Эммануила II, как уже упоминалось, имеются скульптурные изображения четырнадцати благородных городов. Здесь увековечены города, которые были столицами итальянских благородных государств в разные периоды истории, до монархии Савойи – династии, которая поставила себя во главе объединенного государства.

В мире сложно найти более символичный архитектурный комплекс, чем монумент Витториано, что авторы воплотили в сложной и изысканной скульптурной композиции памятника национальному единству.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Студия лепного декора ГессоСтар
Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696