(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Архитектура, скульптура и лепнина величайшего собора Нотр-Дам-де-Пари

Архитектура, скульптура и лепнина величайшего собора Нотр-Дам-де-Пари

Собор Парижской Богоматери или Нотр-Дам-де-Пари – один из самых загадочных и мистических средневековых соборов. Этот храм считается одним из лучших образцов французской готической архитектуры и входит в перечень крупнейших и наиболее известных церковных зданий Католической церкви Франции и в мире.

Уникальная красота и натурализм его скульптур и витражей контрастирует с романской архитектурой, которая была популярна во времена его строительства. Великолепная роскошная лепнина в готическом стиле подчеркивается яркими уникальными витражными окнами.

На сегодняшний день Нотр-Дам-де-Пари остается собором Парижской архиепископии и окружает кафедру действующего архиепископа Парижа (в настоящее время Мишеля Опти). Большое количество религиозных святынь и сокровищ содержит реликварий, в котором хранятся наиболее важные реликвии католицизма, в том числе предполагаемая Корона Торнов, фрагмент Истинного Креста и один из Святых ногтей.

В 1790-х годах Нотр-Дам подвергся осквернению в ходе радикальной фазы Французской революции. Тогда большая часть ее религиозных образов, скульптур, барельефов и лепных композиций была повреждена или уничтожена. В 1845 году началась масштабная реставрация под руководством Эжена Виолле-ле-Дюка. Но только к 1991 году был запущен современный проект по дальнейшему восстановлению и техническому обслуживанию величайшего из соборов мира.

Особенности архитектуры собора Парижской Богоматери

Строительство собора было завершено в 1345 году. Собор Нотр-Дам-де-Пари был одним из первых зданий в мире, в архитектуре которого использовались опорные столбы, расположенные за пределами основного здания (аркбутаны).

Изначально здание не было спроектировано так, чтобы опорные столбы располагались вокруг нефа, но после начала строительства тонкие стены здания становились все выше, и стали возникать трещины и дефекты, вызванные высокой нагрузкой материалов. Чтобы решить эту проблему, архитекторы собора построили опоры вокруг внешних стен здания, чем увековечили уникальную строительную технологию аркбутанов. Общая площадь поверхности собора составляет 5 500 м².

собор Нотр-Дам-де-Пари: особенности архитектуры
Фото: источник

Чтобы декорировать колонны и опоры, вынесенные за пределы собора, множество уникальных авторских скульптур было размещено снаружи. Часть из них служат дополнительными опорами и «кранами» для отвода воды. Среди них также знаменитые на весь мир горгульи и химеры, предназначенные для стока воды. Изначально скульптуры были окрашены, но с течением времени, краска со статуй, лепнины и других элементов декора полностью исчезла под действием внешних факторов.

Одна из примечательных особенностей собора — узкое восхождение на 387 ступеней по нескольким винтовым лестницам. Во время восхождения можно увидеть самый знаменитый колокол собора Парижской Богоматери и великолепных горгулий в непосредственной близости, а также насладиться захватывающим видом на Париж.

От современников и до нынешних жителей и гостей Парижа, собором Нотр-Дам-де-Пари восхищаются ценители архитектурного и скульптурного искусства. Еще в своем «Трактате о похвалах Парижа» в 1323 году Джон Джандай признал собор одним из трех самых важных зданий Парижа.

История строительства Нотр-Дам-де-Пари

В 1160 году центральный Парижский собор Сент-Этьен получил звание «Приходской церкви царей Европы». В связи с получением этого высокого статуса епископ Парижа Морис де Салли принял решение, что старинный собор, построенный еще в 4 веке не достоин высокой миссии, возложенной на него.

Согласно легенде, епископу Салли пришло видение славного нового кафедрального собора в Париже. Он по памяти нарисовал очертания своего видения, которые и легли впоследствии в основу проекта будущего собора Парижской Богоматери.

Интересно, что в двадцатом веке проводились раскопки на месте расположения предыдущего кафедрального собора 4 века, который не удовлетворял высоким требованиям епископа Салли. Археологам удалось выяснить, что тот собор был также массивным и величественным с фасадом длиной около 36 метров.

Интерьер собора Нотр-Дам-де-Пари
Фото: источник

Чтобы начать строительство Нотр-Дам-де-Пари даже была построена новая дорога для транспортировки материалов к основной части собора. Строительство началось в 1163 году во время правления Людовика VII. При этом историки до сих пор не пришли к единому мнению, кто на самом деле заложил фундамент собора – епископ Салли или Папа Александр III, однако оба они присутствовали на церемонии начала строительства. В дальнейшем епископ де Салли продолжал посвящать большую часть своей жизни и материальных сбережений строительству собора. После смерти епископа Мориса де Салли в 1196 году, завершением строительства занимался его преемник — Эудес де Салли.

В период строительства над собором работали различные архитекторы, что очевидно из разных стилей архитектуры и декора на разных высотах западного фасада и башен. Наиболее значительные изменения в дизайне произошли в середине 13-го века, когда трансепты были перестроены в современном (на тот момент) стиле Рэо Нанта.

В конце 1240-х годов Жан де Шеллс добавил остроконечный портал на северный трансепт, украшенный эффектным розовым окном. Вскоре после этого (в 1258 году) Пьер де Монтрей воплотил аналогичную конструкцию на южном трансепте.

Оба этих трансепта-портала были богато украшены скульптурой. На южном портале представлены сцены из жизни Святого Стефана и наиболее почитаемых местных святых, в то время как северный портал украшают скульптурные изображения младенца Христа и истории Феофила. Наиболее выдающейся и внушительной частью декора здесь выступает великолепная статуя Богородицы и младенца в арке.

Археологический склеп – уникальная часть собора

Археологический склеп собора Парижской Богоматери был создан в 1965 году для защиты ряда исторических руин, обнаруженных во время строительных работ и сохранившихся со времен образования самого раннего поселения в Париже и до сегодняшнего дня. Склепы находятся под управлением Музея Карнавале и представляют широкий ряд экспонатов, моделей архитектуры разных периодов и возможность их демонстрации в руинах. Главная особенность обнаруженных полуразрушенных зданий, которая поразила археологов, — подогрев пола, установленный во время римской оккупации.

Изменения, вандализм и реставрации

В 1548 году в ходе уличных беспорядков гугенотов были повреждены некоторые скульптуры, барельефы и части фасада Нотр-Дама, так как бунтующие посчитали их идолопоклонством. Во время правления Людовика XIV и Людовика XV, собор подвергся серьезным изменениям в рамках масштабной попытки модернизации соборов по всей Европе.

В 1786 году была разрушена колоссальная статуя святого Кристофера, стоявшая напротив колонны у западного входа и датированная 1413 годом. Могилы и витражи были разрушены. Тем не менее окна с северного и южного крыла были полностью сохранены.

В 1793 году во время Французской революции собор был переделан в рамках тенденции Культа разума, а затем Культа Высшего Существа. За это время многие реликвии и сокровища собора были уничтожены или разграблены. Шпиль 13-го века удалось спасти, а статуи, расположенные на западном фасаде, были обезглавлены. Многие из голов статуй были найдены во время раскопок 1977 года неподалеку и выставлены в Музее де Клюни.

Интерьер собора Нотр-Дам-де-Пари
Фото: источник

Через некоторое время скульптуры Богини Свободы заменили статуи Девы Марии на нескольких алтарях. Большим колоколам собора, к счастью, удалось избежать расплавления. В дальнейшем собор стал использоваться в качестве склада для хранения продуктов питания.

Спорная программа восстановления была начата в 1845 году под руководством архитекторов Жана-Батиста-Антуана Ласса и Эжена Виолле-ле-Дюка. До этого Виолле-ле-Дюк отвечал за реставрации нескольких десятков замков, дворцов и соборов во Франции. Реставрация продолжалась двадцать пять лет и предполагала более богатое и роскошное декорирование фасада собора и дополнение еще нескольких скульптур химер. Сам Эжена Виолле-ле-Дюка всегда сравнивал свою работу над собором с летучей мышью, так как готический свод напоминал структуру крыла этого животного.

Вторая мировая война также нанесла собору больший урон. Несколько витражей на нижнем ярусе были выбиты пулями. Они были восстановлены после войны, однако теперь имеют современный геометрический рисунок, вместо старинных сцен из Библии.

В 1991 году была начата основная программа по техническому обслуживанию и восстановлению собора, которая должна была продлиться десять лет, но все еще не завершена. Сложность заключается в том, что очистка и восстановление старых скульптур и лепнины – это чрезвычайно деликатный и длительный процесс. В 2014 году Собор Парижской Богоматери получил новое светодиодное освещение и подсветку, что сделало его вид еще более массивным и величественным в ночное время.

Собор Нотр-Дам-де-Пари – несомненно, один из самых впечатляющих католических храмов Европы и великолепный пример готической лепнины и скульптуры.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Студия лепного декора ГессоСтар
Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696