Линн Чедвик — летчик и скульптор послевоенного поколения
Линн Чедвик — скульптор с самобытным драматическим стилем. Прежде чем прийти в искусство, он прошел военную службу в качестве летчика. Возможно, именно этот факт повлиял на его творчество — скульптор выбрал для своих работ очень необычные материалы — металл и стекло, создавая из них человекоподобные или другие биоморфные формы, часто находящиеся на краю абстракции.
Чедвик участвовал в Венецианской биеннале 1956 г., где он выиграл Международную премию в области скульптуры. Его работы выставлялись в Нью-Йорке, Лондоне, Берлине, Париже, Гонконге, Милане, Токио и Лос-Анджелесе. В 2003 г., когда художник умер, британская галерея Тейт организовала крупную ретроспективу Чедвика. Его скульптуры стоят миллионы долларов и входят в коллекции музея Родена, Чикагского художественного института, Филадельфийского музея искусств и Королевской академии искусств.
Биография — архитектура или небо?
Линн Чедвик родился в Лондоне в 1914 г. Он был старшим ребенком и единственным сыном Вернера Рассела Чедвика и Марджери Браун Линн.
В 1932 г., после окончания Лондонской школы Merchant Taylor’s School, будущий скульптор отправился в путешествие по Франции, чтобы улучшить французский. Поездка получилась очень интересной — Чедвик останавливался в Вувре, недалеко от Тура, где производятся знаменитые белые вина, побывал в Париже, посетил могилу опального миллиардера Д. Эпштейна.
Последующие 6 лет Чедвик обучался и работал рисовальщиком в различных архитектурных бюро Лондона и посещал вечерние классы Политехнического института на Риджент-стрит, желая стать квалифицированным архитектором. Но такая карьера, по-видимому, оказалась неинтересной, поэтому он отказался от курса.
Целый год после этого Линн работал на ферме в Хартфордшире, а с началом войны в 1941 г. поступил добровольцем в авиацию Королевского флота. В период войны он женился на Шарлотте Анн Секорд, у пары родился первый ребенок. Параллельно Чедвик прошел обучение в Детройте и Канаде, получив квалификацию пилота.
После службы в качестве пилота, сопровождающего атлантические конвои во время Второй мировой войны, он вернулся в Лондон с вновь обретенным чувством художественного пыла и начал экспериментировать с небольшими скульптурами из легких материалов и латунными абстрактными объектами.
Фото: источник
Искусство берет свое — из летчика в скульптора
В 1944 г. Чедвик возобновил работу с архитектором Родни Томасом в Лондоне, специализируясь на выставках и дизайне. В 1946 г. переехал в Коттедж Фишера, недалеко от Эдж-Страуд, Глостершир, в поместье архитектора Д. Блоу. Работы Л. Чедвика безошибочно уловили послевоенные настроения, поставив его в один ряд с известными современниками — представителями поп-арта, например Э. Паолоцци.
Угловатые фигуративные скульптуры стали примером для многих пионеров новых подходов к среде. Чедвик порвал с традиционными методами резьбы скульптуры из дерева и камня, создавая экспрессионистские геометрические фигуры, проектируя их на лету, а не по заранее сделанным формам.
Именно тогда пришел первый успех — мастер выиграл приз в области дизайна за свой первый мобильный проект, разработанный на основе идей движущихся скульптурных объектов, предложенных Р. Томасом. Первая мобильная скульптура была представлена на выставке Builder’s Trades, посвященной развитию алюминия, в 1947 г. Далее, по 1951 г., мастер занялся производством текстиля, мебели и разработкой архитектурных проектов.
Хотя Чедвик и пришел в скульптуру поздно, он был выбран для показа двух главных работ на Британском фестивале в Лондоне в 1951 г. и быстро вышел на международную арену как один из британских скульпторов нового поколения на Венецианской биеннале в 1952 г. Правда, нельзя сказать, что победа была неожиданной: уже в начале карьеры у него были персональные выставки в известнейшей лондонской галерее Gimplel Fils.
Справедливости ради стоит отметить, что появление нового поколения британских художников на международной арене ознаменовала целая группа талантов, в которую входили Чедвик, Э. Паолоцци, У. Тернбулл, Р. Батлер, Р. Адамс, К. Армитаж, Д. Кларк и Б. Медоуз.
Гербер Рид, организатор крупнейших выставок, видел в этих скульпторах послевоенное беспокойство. Вот как он описывал работы новой плеяды творцов: «Эти новые изображения принадлежат иконографии отчаяния или неповиновения. И чем невиннее художник, тем эффективнее он передает коллективную вину. Здесь представлены изображения полета или рваных когтей, «бегающих по дну безмолвного моря», раздраженной плоти, неудовлетворенности, геометрии страха».
Четыре года спустя Чедвик был выбран в качестве единственного британского представителя скульптуры на Венецианской биеннале 1965 г. и укрепил свою международную репутацию, выиграв Международную премию скульптуры, опередив известнейшего А. Джакометти. Премия продвинула Линна Чедвика к художественной славе и укрепила его наследие как преемника Генри Мура, ведущего британского скульптора и художественного посла. К этому времени его скульптуры покупали многие крупные государственные и частные коллекции в Америке и Европе. Автор регулярно выставлялся в крупных галереях.
На протяжении 1950-х гг. работы Чедвика были в значительной степени абстрактными, но в основе скульптур лежала человеческая фигура, что выделяло мастера среди группы скульпторов по металлу, следовавших за классиком модернизма Г. Муром. В следующее десятилетие его работы стали более монументальными, большая их часть была задумана для размещения под открытым небом.
На протяжении большей части жизни работы мастера, казалось, более высоко ценились за границей, чем в родной Великобритании. С начала 1960-х гг. он получил множество заказов, комиссионных и возможность частных продаж в Америке и Европе. Среди самых заметных заказов — совместная работа вместе с Д. Смитом и А. Колдером по созданию скульптуры для фестиваля в Сполето (Италия) 1962 г. Скульптура представляла собой две крылатые фигуры — это были самые большие и абстрактные скульптуры, созданные автором.
В 1963 г. скульптор получил награды за большую и малую скульптуру для компании Carborundum и круглую скульптуру из стекловолокна для передней части Williamson. В 1964 г. был назначен командующим Орденом Британской Империи (CBE).
Фото: источник
В 1968 г. ему предложили комиссию Миланской международной выставки в музее Триеннале. К концу десятилетия он начал работать над сложными группами фигур. Их головы часто изменяются до пирамидальной, ромбовидной или блочной формы, а тела абсолютно абстрактны. Эти работы одни из самых узнаваемых работ Чедвика.
После того, как Линн Чедвик снова начал создавать скульптуры больших размеров с частично позолоченными «Электрами», с 1969 года он создал серию меньших фигур, стоящих, сидящих или откидывающихся.
Создание технической мастерской и международный успех
В начале 1970-х гг. Л. Чедвик открыл собственное литейное производство в Lypiatt Park, в своем доме в Глостершире (Англия), и сам брал на себя всю техническую производственную работу. Только в 80-х гг. он нанял менеджера технической мастерской, что позволило производить довольно массивные скульптуры из листовой стали, особенно часто заказываемые для общественных комиссий в Америке. Примеры таких работ можно увидеть в аэропорту Palm во Флориде и на заводе Citroen в Париже.
В 80-90 гг. Чедвика приглашали на выставки в Париж, Лондон, Нью-Йорк и Токио. Но окончательную точку в признании его международного статуса поставило приглашение от Венецианской биеннале 1988 г. Скульптору предложили создать большое произведение. Так он вернулся на сцену своего первого большого успеха и создал скульптуру из двух массивных фигур — мужчины и женщины, мгновенно узнаваемых знатоками по неповторимому стилю.
В 1986 г. скульптор приобрел большой склад в Lypiatt и оснастил его под мастерскую и магазин скульптур.
В 1995 г. Чедвик стал сотрудником Королевской академии Бельгии и почетным членом Челтенхема и Глостерского колледжа высшего образования. Но отсутствие зрения вынудило уйти мастера на пенсию в 1996 г. К тому времени он уже стал важной фигурой в истории послевоенной британской скульптуры, и жизнь мэтра оставалась насыщенной и яркой.
В 1998 г. он стал почетным членом колледжа Бат-Спа и председателем жюри проекта скульптуры для нового здания Glaxo, Верона, посетил Майами и Каракас (Венесуэла) с передвижной выставкой, участвовал в специальном международном обзоре скульптур «Назад в Венецию». В ноябре того же года был награжден орденом Андреаса Белло I степени.
Фото: источник
В 2001 г. скульптор был избран старшим королевским академиком Королевской академии художеств в Лондоне. На момент своей смерти в апреле 2003 г. Линн Чедвик знал о планах организации крупной ретроспективной выставки его работ, действительно состоявшейся в британской галерее Тейт в конце того же года. 25 апреля скульптор скончался в Липиат-парке и был похоронен там, в парке Пинетум.
Лучшие работы Л. Чедвика
Пара ходячих фигур — Юбилей (1977 г.). Это одна из самых впечатляющих и динамичных скульптур Чедвика. Фигуры демонстрируют возвышенность — ей скульптор характерно наделял свои зрелые работы. Автор прекрасно изобразил движение. Величественные фигуры шагают вперед, и кажется, что в бронзе отлита и одежда, и задетый ей воздух. Особенно активно Чедвик создавал фигуры в движении в 80-х гг.
Искусствоведы писали о его работах: «Плащи и драпировки буквально трепещутся на ветру либо подхватываются порывом и оборачиваются вокруг фигур. Эта по существу латеральная прогрессия уступает место вертикальному ритму в его группах, обычно из двух фигур».
Намек на классицизм особенно очевиден в женской фигуре, чье плиссированное платье фронтально напоминает классическую колонну. Критики утверждают, что скульптор подражал манере, с которой создавал монументальные женские фигуры Г. Мур: одежда женщины одновременно закрывает и раскрывает контуры тела. Считается также, что эта особенность была почерпнута из рельефных гипсовых скульптур Парфенона в Британском музее.
Эта работа — одна из самых первых в группе «Юбилей». Тема продолжилась в ряде вариаций на тему замаскированной мужской и женской фигуры в виде макетов и монументальных сооружений. В некоторых композициях фигуры выполнены в стилизованной, полуабстрактной манере, но в «Паре ходячих фигур» они сохраняют узнаваемые анатомические черты, хотя их головы сведены к чисто геометрическим формам.
Фото: источник
Скульптура «Пара на сиденье» (1984 г.). Работа относится к поздним скульптурам, когда автор исследовал природу коллективной социальной идентичности. Особенность работы — все более натуралистичное изображение женского туловища.
Мужчина и женщина в высоких шляпах (1968 г.). Сам Л. Чедвик считал, что заставил эту скульптуру говорить. Работа — монументальная версия самой знаковой темы скульптора: стоящие и сидящие фигуры.
Искусствоведы считают, что эта скульптура — вершина фигуративной работы Чедвика, в ней он исследует отношения между героями, противопоставляя женскую и мужскую модель. Чедвик исследует межличностную динамику, подчеркивая как возможное напряжение, так и гармонию между ними. Одновременные сопоставление и созависимость усиливаются материалами и обработкой текстуры.
Интересный факт: Чедвик не имел образования скульптура, но, когда начал работать над крупномасштабными работами, закончил курс сварки, чтобы формировать и создавать точные желаемые эффекты. В 60-х годах в его работах появились отполированные грани, особенно это бросается в глаза в серии Elektra. Полированные грани демонстрируют поворот к более натуралистическим элементам.
Ещё одна особенность скульптуры — мягкое изображение верхней части женского туловища, вносящее антропоморфный элемент в стилизованные геометрические формы.
Высокий ветер IV (1995 г.). Эта работа была создана Чедвиком в последние годы художественной карьеры. Стремясь усовершенствовать современную эстетику в скульптуре, Чедвик бросал вызов художественным условностям. Эта работа — лирическое свидетельство его стилизованного подхода к скульптуре. И если раньше скульптор изображал лица фигур как смелые формы, то здесь идентичность женской фигуры скрыта волосами, что придает налет загадочности. Ранее такая особенность в работах мастера отсутствовала.
Чедвик начал работу над серией High Wind ещё в 1980 г. с Maquette I High Wind, сосредоточившись на захвате движения и ощущении невидимых сил, повторяющихся на протяжении всего его творчества.
Мальчик и Девочка Тэдди (1955 г.). То, что Л. Чедвика следует считать одним из самых важных скульпторов, работающих в Европе в середине 1950-х годов, ясно демонстрируется тем, что он выиграл главный приз за скульптуру на Венецианской биеннале в 1956 г., в возрасте всего 41 года, обойдя среди прочих А. Джакометти. Это достижение невозможно переоценить: в то время главный приз обычно присуждался уже известным в мире скульпторам, например Г. Мур, М. Марини, Х. Арп.
Для новичка в международных художественных кругах это казалось невозможным. Тем не менее смелые и энергичные работы Чедвика идеально отражали дух времени. Как писал искусствовед А. Боунесс, «Чедвик был одним из откровений биеннале. Помимо выдающегося и весьма оригинального воображения впечатляет красота и чуткость исполнения… Эта премия биеннале знаменует собой появление Л. Чедвика как фигуры международного художественного значения».
Чедвик создал первую скульптуру «Мальчика и девочки Тедди» в преддверии венецианской выставки 1956 г. и неоднократно к ней возвращался. Критики считают, что это одна из великих работ британской скульптуры XX века, а ее образ — фирменный.
Острые угловатые формы, полные энергии и динамичного движения, и выражение человеческой формы через посткубистский взгляд говорят о проблемах послевоенной скульптуры. Тедди Бойз и Девочка также очень прямо говорят с британской аудиторией. Тедди Бойз были первым проявлением молодежной «субкультуры».
Чедвик через длинные драпированные куртки мальчика и девочки, подчеркивая складки, сделал общий силуэт более резким, а внутреннее напряжение — более очевидным. При этом складки образуют своеобразный экзоскелет — хрупкий панцирь подростка, ищущего идентичность и чувство принадлежности.
Это лишь малая толика ярких скульптур, созданных великим мастером. Работы Чедвика продолжают продаваться по все более высоким ценам. Например, в 2018 году работа Pair of Walking Figures (1977 г.) продана за 3,5 миллиона долларов на Sotheby’s.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (141)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина в футуристическом дизайне
- Гипсовая лепнина в мечетях: искусство, традиции и символика
- Возможности использования гипсовой лепнины в тематических парках и развлекательных комплексах
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность