Лепнина, скульптура и архитектура Люксембургского дворца
Люксембургский дворец – настоящий образец классической французской архитектуры, богато украшенный лепниной и скульптурным декором. Дворцовый комплекс возведен в период с 1615 по 1645 гг. в шестом округе Парижа.
Первоначально он был построен по проекту французского архитектора Саломона де Бросса в качестве королевской резиденции регента Франции Марии Медичи, матери Людовика XIII. После революции он был передан Жаном Чалгрином в ведомство законодательного собрания, а затем значительно расширен и перестроен Альфонсом де Жисором. С 1958 года дворец стал резиденцией французского Сената Пятой Республики.
Краткая история строительства Люксембургского дворца
После смерти Генриха IV в 1610 году его вдова, Мари де Медичи, стала регентом их сына Людовика XIII. Заняв столь сильное государственное положение, она решила воздвигнуть для себя новый дворец. Для строительства был выбран тихий район, прилегающий к старому городу. Мари де Медичи хотела сделать здание максимально похожим на свой родной Флорентийский дворец Палаццо Питти. Для достижения этой цели архитектор Метезо даже выслал подробные чертежи здания из Флоренции.
Для начала строительства в 1612 году Мари де Медичи купила большой земельный участок. Строительство и меблировка дворца по убеждению этой знаменитой женщины стали ее главным художественным проектом в жизни. Несмотря на этот факт, сегодня различные предметы интерьера, скульптурные группы, картины разбросаны по разным музеям мира.
Мари де Медичи быстро начала обживать свое домашнее хозяйство уже в 1625 году, при этом работа над интерьерами продолжалась. Апартаменты в правом крыле с западной стороны были зарезервированы для самой королевы и сопровождающей ее свиты, в то время как восточное крыло предназначалось для ее сына, Людовика XIII, когда он был в гостях.
В галерее де Рубенса на первом этаже западного крыла были размещены полотна цикла «24 Marie de ‘Medici», написанные Рубенсом по личному заказу королевы. Эти картины были написаны в период между 1622 и 1625 годами и изображают сюжеты борьбы Марии и триумфы ее жизни. Сегодня эта серия художественных произведений выставляется в галереи Медичи. Кроме того, Мари де Медичи заказала отдельную серию авторской живописи для оформления своего кабинета.
Галерея в восточном крыле по плану была предназначена специально для демонстрации коллекции картин и скульптур королевы. Также с двух сторон (возле каждого крыла) планировалось строительство конюшни. Эти проекты остались незавершенными, поскольку в 1631 году, королева Мать была вынуждена покинуть свое государственное положение.
Фото: источник
В 1642, Мария завещала Люксембург своему второму и любимому сыну Гастону, герцогу Орлеана, который назвал его Орлеанским Дворцом. Однако это название так и не прижилось. После смерти Гастона дворец перешел к его вдове Маргарите де Лоррейн, а затем к его старшей дочери от первого брака с Анной, герцогиней де Монпансье, мадемуазель Ла Гранде.
В 1715 году дворец стал резиденцией Мари-Луизы Елизаветы Орлеанской, герцогини Берри. Эта женщина, не смотря на свой высокий дворянский титул, получила славу французской мессалины. Связано это было с ее страстью к смене сексуальных партнеров, проведению приватных вечеров и ведению беспорядочной интимной жизни. При этом Мари-Луиза Елизавета Орлеанская имела властные амбиции и планировала взойти на французский престол. 21 мая 1717 года госпожа де Берри встречала самого Петра Великого в Люксембургском дворце.
Люксембургский дворец и его сады, таким образом, стали местом, где принцесса пыталась реализовать свои амбиции, и жила подобно королеве, окруженная собственными придворными. О ее эксклюзивных вечеринках для знати ходили слухи и легенды. Говорили, что нередко госпожа де Берри встречала гостей почти обнаженной в образе древнегреческой богини.
Сама герцогиня олицетворяла свою персону с Венерой или Дианой. Скандалы и интриги окружали эту женщину всю жизнь. Во Франции ходили слухи, что от различных любовников Мари-Луиза Елизавета родила несколько внебрачных детей, каждый раз скрываясь от общества на время последних месяцев беременности и родов.
С 1799 по 1805 год архитектор Жан Чалгрин перестроил дворец, превратив его в законодательное здание. Он разрушил грандиозную центральную лестницу, богато украшенную гипсовой лепниной, заменив ее сенатской палатой на первом этаже. Чалгрин также закрыл фланговые террасы, используя это пространство для библиотеки. Также он создал неоклассическую лестницу в западном крыле, окруженную белоснежной гипсовой колоннадой. Строительство этой лестницы потребовало предварительного разрушения той самой галереи Рубенса, где Мари де Медичи хранила свою уникальную коллекцию картин.
Скульптура и лепнина Люксембургского дворца
Интерьеры Люксембургского дворца богато декорированы гипсовой лепниной. Особенно роскошно представлены лепные потолки особняка. Ключевая декоративная роль в их оформлении отводится фрескам ручной работы. Фрески изображают портреты представителей королевской семьи, фигуры апостолов, ангелов, сцены из библии. При этом каждая потолочная фреска имеет роскошную лепную раму. Гипсовая лепнина, окружающая художественное изображение, представлена сложными орнаментами, выполненными в разных стилях – от египетского до рококо.
Основная часть лепных украшений Люксембургского дворца покрыта золотом. Это создает эффект невероятной роскоши и богатства. Возможно, именно поэтому особняк некоторое время использовался для хранения и экспозиции предметов искусства, собранных в семье французской короны. Историки даже называют Люксембургский дворец предшественником Лувра.
После передачи дворца в ведомство Сената и перестройки здания под правительственные цели, скульптурная композиция замка обогатилась уникальной группой статуй. Центральное интерьерное положение большой сенатской палаты отведено скульптурам семи выдающими политическим и общественным деятелям, изменившим ход истории Франции.
Фото: источник
Первая скульптура композиции посвящена Анн Робер Жаку Тюрго – знаменитому французскому философу и экономисту. В качестве великого государственного деятеля, Тюрго считается основоположником экономического либерализма. Вторая скульптура представляет Анри Франсуа д’Агуессо, который был канцлером Франции три раза в период между 1717 и 1750 годами. Сам Вольтер считал этого политического деятеля «самым узнаваемым мировым судьей, который когда-либо был во Франции». Народ запомнил его как человека честного, смелого и справедливого, в связи с чем его скульптура в палате Сената выставлена как пример выдающегося политического деятеля.
На третьем постаменте установлена статуя знаменитого французского математика Гийома Франсуа Антуана, маркиза де л’Опитал. Этот ученый стал автором первого трактата о систематическом изложении дифференциального исчисления. Еще одним примером достойной политической деятельности на благо страны скульптор посчитал Жан-Батиста Колберта. Этот политик служил министром финансов Франции с 1661 по 1683 год под властью короля Людовика XIV. Его неустанная тяжелая работа, честность и бережливость позволили Франции выйти из тяжелейшего экономического кризиса и спасли сотни предприятий от банкротства.
Пятая скульптура изображает сына генерала Эдуарда Моле, который вошел в историю как самый знаменитый борец за права политических заключенных. На шестом постаменте установлена скульптура Ламоиньон-Малешербса, который был французским государственным деятелем, министром и впоследствии защитником Людовика XVI. Завершает скульптурную группу статуя Жан-Этьен-Мари Портариса- французского юриста и политика, который приобрел исключительно положительную репутацию во времена Французской революции и Первой империи.
Люксембургский дворец – эталон классической французской архитектуры, наполненный богатством истории и культурных ценностей!
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (280)
- Об архитектуре и дизайне (262)
- О дизайне интерьера (142)
- О ремонте (59)