Мадонна Брюгге. Единственная работа Микеланджело, покинувшая Италию при жизни мастера, была украдена трижды. Дважды – в реальности, один раз – в кино
Это скульптурное изображение мадонны с младенцем Микеланджело отличается от более ранних произведений. Здесь не изображается благочестивая Дева, улыбающаяся младенцу, сидящему или лежащему у нее на руках. Иисус стоит прямо, почти без опоры, лишь слегка удерживаемый левой рукой Марии, и кажется, собирается уйти от матери в неизвестный мир.
Никакая другая статуя Микеланджело не покидала Италию при его жизни. Даже сегодня единственные места, где можно посмотреть творения великого мастера – Лувр в Париже и Эрмитаж в Ленинграде – два крупнейших музея в мире.
У этой прекрасной статуи была нелегкая судьба, и она чудом сохранилась для потомков. Возможно, небесная покровительница уберегла свое земное изображение.
История создания статуи
Семья богатых фламандских купцов Мускронов поручила Микеланджело сделать скульптуру Мадонны с младенцем. Статуя предназначалась для их семейной часовни в церкви Нотр-Дам в бельгийском городе Брюгге. Ян Мусукрон получил разрешение от настоятеля поставить скульптуру в память о матери, отце и друзьях, похороненных там.
Мускроны заплатили великому мастеру 4 тысячи флоринов – грандиозную сумму для того времени. Микеланджело решил удивить заказчиков новаторской скульптурной композицией. Обычно Богоматерь держала ребенка на руках, но здесь младенец Иисус стоит самостоятельно.
Мадонна Микеланджело была создана между 1501 и 1504 годами и была доставлена в Брюгге купцом Александром Мускроном. Отправляли шедевр тайно, чтобы никто его не видел, поскольку Микеланджело боялся, что идею со стоящим младенцем украдут.
Мускрон много лет хранил статую в часовне, где ей восхищался фламандский художник Дюрер, известный своей работой по теории живописи – «Книгой о красках». Не остался равнодушен к скульптурной композиции и немецкий живописец Альбрехт Дюрер, который принял мраморную статую за произведение из гипса. Дюрер написал в своем дневнике, что видел «гипсовую фигуру Марии, сделанную Микеланджело из Рима». Исторический факт еще раз подчеркивает схожесть этих материалов.
Первое похищение мадонны
Статуя чуть не погибла во время Парижской революции. В 1794 году французские революционеры захватили контроль над Брюгге, который тогда находился под властью Австрии, и увезли скульптуру с собой в Париж. К счастью, Мадонна не была уничтожена, как многие произведения искусства, уничтоженные в это смутное время.
В Париже статуя пробыла недолго и была возвращена в Брюгге после поражения Наполеона. В 1816 году ее вернули на прежнее место в часовню. В 1865 году там была сделана самая старая фотография Мадонны с младенцем.
Второе похищение и чудесное спасение
В 1944 году скульптура была захвачена нацистскими войсками, бежавшими из Брюгге после прибытия американских войск в Бельгию. Вместе со статуей нацисты забрали и картины эпохи Возрождения. Драгоценный груз завернули в матрас и перевезли на грузовике Красного Креста через границу. После окончания войны были начаты поиски шедевров.
Мадонна Брюгге была найдена в соляной шахте в австрийском городке Альтаусзее. Ее обнаружили в 1945 году Стивено Коваляко, Джордже Стаут и Томас Карр, известные как «Люди памятников». Так была названа специальная группа, назначенная президентом Рузвельтом для спасения произведений искусства, украденных нацистами в Европе. Мадонна снова была возвращена в Брюгге, и сейчас стоит внутри церкви Богоматери там, где находилась раньше.
После этого скульптуру вывозили на временную выставку во Флоренции в музей Барджелло. Больше никогда со времени последнего возвращения это произведение не покидало свое исконное место.
Фото: источник
Третье похищение – кинематографическое
В фильме «Мужчины-памятники» Джордж Клуни, Мэтт Дэймон, Билл Мюррей, Кейт Бланшетт, Жан Дюжарден и Джон Гудман ищут шедевры, украденные нацистами во время Второй мировой войны. Вместе они начинают величайшую охоту за сокровищами и находят украденную скульптуру. Европейская премьера фильма состоялась на 64-м Берлинском международном кинофестивале в 2014 году.
Фильм основан на реальных событиях. MFAA — отдел памятников был основан президентом Ф. Д. Рузвельтом. Многие из его членов были директорами музеев, кураторами, историками искусства, архитекторами и художниками, спасавшими шедевры, украденные нацистами.
Загадки Мадонны из Брюгге
Скульптура таит в себе загадки, которые не могут разгадать искусствоведы:
- Почему скульптор опустил младенца на землю. Богоматерь не удерживает своего сына, и даже не смотрит на него, а глядит вниз и в сторону. Есть мнение, что Богородица знает, какова судьба ее ребенка и готова принять неизбежное. Поэтому ее лицо выражает тихую грусть.
- Необычны и пропорции юного Иисуса. Он полненький как годовалый, имеет телосложение трехлетнего малыша и рост семилетнего мальчика. Этому пока не найдено объяснения.
Некоторые искусствоведы считают, что ребенок — успех Микеланджело. Впервые в истории искусства он не лежит пассивно в объятиях Мадонны, а пытается освободиться. Эта тема будет повторяться снова и снова в следующие несколько столетий другими скульпторами. Автор не зря переживал, что идею украдут.
Сегодня любой желающий может поближе познакомиться с шедевром, посетив церковь Богоматери в Брюгге на улице Мариастраат, открытую для публики. Скульптура находится в южном проходе большой часовни в центре алтаря из черного бельгийского мрамора. Справа и слева от Мадонны помещены олицетворения Веры и Надежды.
После попытки вандала взорвать Пьету Микеланджело, шедевр, который уже дважды чудом уцелел, в 1979 г. защитили пуленепробиваемым стеклом. Увидеть Мадонну можно с расстояния четырёх метров. Но даже издали видно, насколько красиво и необычно это произведение, едва не погибшее во время краж, перевозок и хранения в неподходящих условиях соляной шахты.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (281)
- Об архитектуре и дизайне (267)
- О дизайне интерьера (145)
- О ремонте (61)