Метод работы со скульптурой: моделирование (лепка)
В отличие от процесса резьбы, моделирование — это процесс наращивания, в котором скульптура органически создается изнутри. Для моделирования используются многочисленные пластичные материалы. Основными из них являются глина, гипс и воск.
Также могут быть смоделированы бетон, синтетические смолы, пластмасса и даже расплавленный металл. Конструкция, смоделированная из пластика, может быть предназначена для воспроизведения путем отливки из более стойких и жестких материалов, таких как металл, гипс, бетон и стекловолокно. Или она сама может быть изначально жесткой и долговечной, благодаря самоустанавливающимся свойствам материалов, например, после обжига.
Моделирование позитивных моделей
Наиболее широко используемый материал для изготовления позитивных моделей для литья — глина.
В глине можно смоделировать небольшой, компактный дизайн или низкий рельеф без какой-либо внутренней поддержки. Но большая глиняная модель должна быть сформирована над прочной арматурой из дерева и металла. Поскольку арматура может быть очень сложной, и может быть изменена лишь незначительно, мастер должен иметь достаточно четкое представление о расположении основных форм готовой модели.
Основные массы скульптуры плотно залегают над арматурой, а затем на них моделируются более мелкие формы, поверхности и детали. Главные инструменты мастера — его пальцы, но специалист может использовать различные деревянные инструменты, проволочные режущие петли и др. приспособления.
Рельефы моделируются на вертикальной или почти вертикальной доске. Глина удерживается на доске оцинкованными гвоздями или деревянными рейками. Необходимое количество арматуры зависит от высоты рельефа и веса глины.
Чтобы отлить скульптуру в металле, литейщики потребуют от скульптора модель из твердого материала. Для этих целей идеально подходит гипс. Скульптор может вылепить модель из глины или пластика, а затем отлить изделие в гипсе или моделировать непосредственно гипс.
Для прямого моделирования гипса требуется прочная арматура, потому что этот материал хрупкий. Основные формы могут быть собраны над арматурой с использованием проволоки. Затем болванка покрывается пропитанной гипсом сеткой — слабо сплетенной мешковиной. Это обеспечивает создание полой основы для окончательного моделирования, которое выполняется путем нанесения гипса металлическими шпателями, а также соскобом и вырубкой рашпилем и долотом.
Стекловолоконные и бетонные скульптуры отливают в гипсовых формах, полученных с использованием оригинальной модели скульптора. Модель, как правило, делается из глины, а не из гипса, потому что сложные формы скульптуры легче получить из мягкой глины, чем из жесткого материала, такого как гипс. Легче и извлекать модель из формы.
Большая часть металлической скульптуры прошлого, в том числе нигерийская, индийская и многие ренессансные бронзовые изделия, были изготовлены прямым процессом с использованием воска. Этот метод включает специальную технику моделирования — литье и формование.
Сначала дизайн воплощается в огнеупорном материале с точностью поверхности до миллиметра. Затем конечное моделирование производится в воске с помощью пальцев. Также мастер использует металлические инструменты, которые можно нагревать. Нагретый воск более податливый. Медальоны часто изготавливаются из восковых оригиналов. Благодаря небольшим размерам они могут быть отлиты без сердцевины и каркаса.
Фото: источник
Моделирование в гончарной скульптуре
Чтобы выдержать нагрузки, большая керамическая скульптура должна быть полой, с ровной толщиной стенок. Достигнуть этого можно двумя основными способами.
- В процессе полого моделирования, типичного для гончарного подхода, основные формы глиняной или гипсовой модели строятся непосредственно в виде полых форм со стенками примерно равной толщины. Методы обработки материалов аналогичны тем, которые используются для изготовления глиняной посуды ручной работы: наматывание, защемление и перекрытие. Затем добавляются меньшие формы и детали. Готовой работе перед обжигом дают возможность высохнуть медленно и тщательно.
- Процесс твердотельного моделирования более типичен для традиционного подхода скульптора к форме. Скульптура моделируется в твердой глине или гипсе. Иногда материал наращивается по тщательно продуманной арматуре обычными методами. Затем он разрезается и выдавливается, и арматура, если она есть, удаляется. Затем части изделия воссоединяются, работа высушивается, глина обжигается.
Общая характеристика моделируемой скульптуры
Процесс моделирования влияет на дизайн скульптуры в трех важных направлениях.
- Первое. Формы скульптуры, как правило, упорядочены изнутри. Здесь нет внешних форм и плоскостей, как в резной скульптуре. Общий дизайн работы — ее основные объемы, пропорции и осевое расположение — определяется основными формами. Меньшие формы, моделирование поверхности и декоративные детали формируются вокруг и поддерживаются базовой структурой.
- Второе. Поскольку расширение изделия в пространство не ограничено размерами блока материала, смоделированная скульптура имеет тенденцию быть намного более свободной и более обширной в своем пространственном дизайне, чем резная скульптура. Если в готовой работе учтен предел прочности металла, свобода практически не ограничена. Более ограничены конструкции для хрупких материалов, таких как бетон или гипс.
- Третье. Пластичность глины и воска способствует быстрому виду манипуляций, и подход многих скульпторов, таких как Огюст Роден, Джакомо Манзо и сэр Джейкоб Эпштейн контрастирует с подходом бенинских и индийских бронзовых скульпторов, которые усовершенствовали поверхность своей работы, чтобы удалить все следы личного «почерка».
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (280)
- Об архитектуре и дизайне (262)
- О дизайне интерьера (142)
- О ремонте (59)