(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Метод работы со скульптурой: резьба

Метод работы со скульптурой: резьба

Какой бы материал ни использовался для скульптуры, дерево, гипс или камень, основные черты прямого метода резьбы одинаковы.

Скульптор начинает обработку твердой массы материала и систематически сводит ее к желаемой форме. После того, как он выбрал основные массы и плоскости, которые определяют внешние границы форм, он постепенно работает над всей скульптурой.

Сначала вырезаются большие, содержащие объем формы и плоскости, а затем меньшие, пока в конечном итоге не будут достигнуты детали поверхности. Затем он отделывает поверхность.

Даже работая с предварительной моделью, художник постоянно развивает и уточняет скульптуру по мере выполнения работы. Таким образом, поскольку он объединяет характер процесса вырезания и материала с дизайном, его работа развивается как органическое целое.

Прямая резьба

Процесс прямой резьбы связан с характерным порядком форм скульптуры. Грани исходного блока, плиты или цилиндра материала могут существовать вокруг готовой работы, образуя своеобразную пространственную оболочку. Они ограничивают ширину форм в пространстве и соединяют их самые высокие точки.

Аналогичным образом, на протяжении всего процесса резьбы, можно увидеть меньшие формы и плоскости, содержащиеся в более крупных. Таким образом, упорядоченная последовательность вмещающих друг друга форм и плоскостей, от самых больших до самых маленьких, придает работе единство.

Непрямая резьба

Во всех великих скульптурных традициях прошлого использовался прямой метод резьбы. В западной цивилизации в течение 19-го и начала 20-го веков это было нормой для камня и гипса. А вот деревянная скульптура преимущественно изготавливалась косвенным методом.

Этот метод требует изготовления готовой глиняной модели, которая впоследствии отливалась из гипса, а затем воспроизводилась в камне или дереве более или менее механическим способом с помощью специального станка. Обычно резьба делалась не самим скульптором.

В худшем случае эта процедура приводила к получению резной копии дизайна, который был задуман и воплощен с помощью глиняной модели, выполненной методом лепки (моделирования). Хотя косвенная резьба не содержит эстетических качеств, характерных для резной скульптуры, она не обязательно дает низкокачественный результат..

Например, мраморные скульптуры Родена, считающиеся великими произведениями искусства, признаны даже теми, кто возражает против косвенных методов, которыми они были произведены. И все-таки, после возрождения прямой резьбы в начале 20-го века, косвенный метод неуклонно теряет свои позиции.

Инструменты и техника для резьбы

Инструменты, используемые для вырезания, отличаются в зависимости от материала, который нужно обработать.

Инструменты и техника для резьбы
Фото: источник

Камень режут главным образом стальными инструментами. Чтобы сбить углы блока, используют особое зубило. Оно врезается в поверхность с помощью тяжелого железного молотка. Толстое зубило с широким скошенным краем разбивает, а не разрезает камень.

Основная черновая обработка выполняется методом тяжелой точки. За ней следует тонкая точка, которая может использоваться на небольшом расстоянии от конечной поверхности. Эти заостренные инструменты вбиваются в поверхность под углом, который заставляет камень разламываться. Таким образом мастер отделяет “щепки” разных размеров.

Зубила с зубчатыми краями, дают возможность обрабатывать материал по поверхности во всех направлениях. Камень удаляется в виде гранул, таким образом, улучшая поверхностные формы.

Плоские долота используются для чистовой обработки поверхности и для резки острых деталей.

Есть много других специальных инструментов для отбивания поверхности камня, в том числе сверла, зубчатые молотки (буш-молоты), и, часто используемые сегодня, пневматические инструменты с механическим приводом. Поверхность может быть отполирована с помощью различных процессов и материалов.

Поскольку средневековые резчики работали в основном с более мягкими материалами и широко использовали плоские зубила, их работы отличаются качественной свободной и глубокой резкой.

Совсем по другому выглядят работы, выполненные на твердых камнях людьми, которым не хватало металлических инструментов, достаточно жестких, чтобы резать камень. Например, скульптура из египетского гранита была изготовлена ​​в основном за счет абразивного износа. Этот метод подразумевает растирание поверхности и ее обработку абразивными материалами. В результате получается компактная скульптура, неглубоко выдолбленная, со “мягкими” краями и плавными поверхностями. Такие изделия имеет высокую степень тактильной привлекательности.

Хотя процесс резьбы в основном одинаков для дерева, гипса и камня, физическая структура дерева требует инструментов другого типа. Для первичной резьбы по дереву скульптор может использовать пилы и топоры. Но его основные инструменты — выемки резчика по дереву.

  • Острый, изогнутый край канавки легко прорезает пучки волокон и при правильном использовании не раскалывает древесину.
  • Для вырезки острых деталей используются плоские долота.
  • Для придания поверхности гладкости можно использовать древесные рашпили или грубые напильники, а также наждачную бумагу.

Инструменты для резьбы по дереву имеют ручки из твердой древесины. В качестве утяжелителей используются круглые деревянные молотки.

У каждой цивилизации существовали свои традиционные инструменты. Так африканские скульпторы по дереву используют различные аджи, а не выбоины и молотки. Слоновая кость вырезается пилами, ножами, рашпилями.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96