Почему кони в скульптурах изображаются с одним или двумя поднятыми копытами. Развенчиваем миф о конных статуях
Существует миф о конных статуях, который по миру разносят туристические гиды. Он гласит, что изображение коня указывает на то, как погиб всадник. Якобы во многих странах существует негласное «соглашение скульпторов», согласно которому, если у лошади все четыре копыта на земле, всадник умер естественной смертью.
Одно поднятое копыто означает травмы в бою. Поднятые оба копыта означают, что всадник погиб во время сражения. Такому правилу якобы подчиняются все статуи из гипса, металла, мрамора, вне зависимости от их размера. Но анализ скульптурных изображений показывает другое.
Почему существует так много конных скульптур
Известность таким изображениям принесла древнеримская статуя Марка Аврелия. Позже конные скульптуры создавались на протяжении всей истории. Особенно популярны они были в XVII-XVIII веках, когда монархи на конях стали украшением многих европейских городов.
Конные статуи были признаком статуса. Они были дорогими и сложными в дизайне, поскольку автору приходилось соединять скульптурные изображения всадника и движения лошади. Правителям не давали покоя лавры Марка Аврелия и каждый лидер, изображенный таким образом, соотносил себя с древним героем, стремясь показать свою мудрость и величие. Скульпторы пытались угодить заказчику и показать свое мастерство, ведь вылепить или отлить столь сложное произведение мог далеко не каждый.
Традиция угасла, когда лошади стали устаревшими боевыми единицами. Тем не менее конные статуи остались грозным напоминанием о прошлых сражениях и давно почивших правителях от Марка Аврелия и Чингисхана до более поздних царей, королей и императоров.
Развеиваем миф о поднятых ногах лошади
Действительно ли положение ног лошади может о чем-то сказать? Оказалось, что это миф, распространённый во многих странах.
По данным Центра военной истории армии США и исследованиям ученых, такой традиции никогда не существовало. Убедимся в этом сами:
- В Вашингтоне собрана самая большая коллекция конных статуй. Здесь быстро можно вычислить, что только 30% их них соответствуют «правилу». Учитывая, что здесь есть три варианта положения копыт, 30% -ное совпадение оказывается логичным.
- Одна из самых старых конных статуй в Соединенных Штатах – изображение генерала Эндрю Джексона 1853 года в парке Лафайет, Вашингтон, сделанная в честь победы над британцами в битве за Новый Орлеан. Здесь лошадь подняла обе передние ноги в воздух, но Джексон погиб не в бою, а от туберкулеза и сердечной недостаточности.
- Ирландский скульптор Август Сен-Годенс отлил статую генерала Уильяма Течумса Шермана, где передняя нога лошади поднята. Действительно, генерал Шерман был дважды ранен в бою, и под ним убили трех лошадей. Но он не погиб, а дожил до преклонного возраста — 71 год, и умер от пневмонии.
- В Вашингтоне установлена конная статуя Симона Боливара скульптора Феликса де Уэлдона. Хотя копыта коня подняты, герой Венесуэлы тоже умер не в бою, а от болезни, предположительно, от туберкулеза.
- В Версале стоит конная статуя короля Людовика XIV с поднятыми в воздух передними ногами. Людовик XIV умер от гангрены в возрасте 77 лет, а не в ходе сражения.
- Известная скульптура Петра I — «Медный всадник» скульптора Этьена Фальконе тоже не подтверждает это правило. Русский император не погиб, а умер естественной смертью.
Фото: источник
Есть и случаи обратного несовпадения:
- Скульптура Джеймса Бердсея Макферсона в Вашингтоне. Бригадир американской армии изображен на коне, все копыта которого стоят на земле. Макферсон был убит в бою.
- Польский дворянин, эмигрант Казимир Пуласки — «отец американской кавалерии» изображен на лошади, поднявшей одно копыто. Статуя установлена в Вашингтоне. Дворянин был застрелен во время сражения.
- Американский генерал Томас Джонатан Джексон – герой Войны Севера и Юга изображен на своей могиле в Лексингтоне на лошади, копыта которой стоят на земле. Он был убит.
Некоторые скульптурные изображения ставились еще при жизни императоров. Например, статуя Карла I в Уайтхолле где он изображен на лошади, поднявшей ногу над землей, создана в 1638 г., а в 1649 г. монарха обезглавили. В этом случае сам правитель выбрал, каким его вылепит скульптор.
Единственное место, где эта «традиция», сохраняется — конные изображения солдат, сражавшихся в битве при Геттисберге. Из шести конных статуй, кроме скульптурного изображения генерала Джона Седжвика, погибшего в бою, положение копыт соответствует утверждениям экскурсоводов. Возможно, эта скульптурная композиция и породила легенду.
Почему кони на статуях изображены по-разному и почему миф продолжает жить
Однако ученые-искусствоведы предположили простую и логичную разгадку этого факта, Изучив огромное количество конных статуй и других произведений этих же авторов, они пришли к выводу, что все связано с умением скульптора точно изобразить коня.
Лошадь, стоящую на земле, проще вылепить или отлить, поскольку не нужно лепить поднятую часть коня и изображать нижнюю часть копыт. Поэтому конь, полностью стоящий на земле означает, что скульптор не обладает высокими навыками в работе с нижней частью копыт и живота лошади или просто не захотел тратить время на изготовление более сложного скульптурного изображения.
Не исключено, что многие правители при жизни высказывали желание изобразить себя на лошади таки или иным образом, а вздыбленная лошадь смотрится более выигрышно.
В живучести мифа виноваты экскурсоводы, которые хотят привлечь больше внимания. Ведь каждый захочет узнать, почему лошадь на памятнике изображена так, а не иначе, а это привлечет туристов, которые придут проверить и проанализировать расположение копыт коня. К тому же легенда выглядит романтично. Но никакой закономерности в расположении лошадиных копыт, к сожалению, нет.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (280)
- Об архитектуре и дизайне (262)
- О дизайне интерьера (142)
- О ремонте (59)