(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Давиды Микеланджело и Донателло – два образа библейского героя

Давиды Микеланджело и Донателло – два образа библейского героя

Все слышали о Давиде Микеланджело. Ежегодно около миллиона туристов приезжают во Флорентийскую Академию изящных наук, где установлен шедевр, чтобы посмотреть на него. Ежегодно гости Флоренции тратят более 10 млн евро на входные билеты и еще столько – на статуэтки и сувенирные копии. Но существует другой Давид – работы Донато ди Никколо ди Бетто Барди, известного как Донателло, он тоже находится во Флоренции. Это произведение не столь популярно, но не менее прекрасно. 

Скульптуры кардинально различаются масштабом, интерпретацией, материалом, временем создания. Давид Донателло – частный заказ для дома Медичи, а статуя Микеланджело проплачена гильдией – союзом торговцев шерстью. Сравним два великих произведения.

Кто такие Давид и Голиаф

Обе скульптуры изображают библейского героя Давида, сражавшегося с филистимлянским воином Голиафом, одетым в броню, вооруженным копьем и щитом. Свирепый Голиаф запугивал жителей Израиля, но никто не решался вступить с ним в схватку.

Юный пастух Давид не побоялся, пошел к царю Саулу и попросил разрешить сразиться с Голиафом. Царь дал юноше свою броню, но она оказалась велика. Тогда пастух решил сражаться без доспехов, он верил в Господа и был уверен, что тот его защитит. 

Давид взял несколько камней, положил их в пращу и пошел навстречу гиганту. Голиаф посмеялся над юным соперником, но брошенный камень попал в лоб огромному воину и свалил его. Так юноша смог победить, будучи практически безоружным, только за счет своей веры. С тех пор выражение «Давид и Голиаф» означает схватку двух соперников с разными весовыми категориями.

Давид Донателло – мальчик-герой

Недалеко от Академии, в Национальном музее Барджелло, находится раннее скульптурное изображение этого библейского героя. Автор шедевра – скульптор Донателло. Статуя была заказана для двора Палаццо Медичи Козимо Медичи примерно в 1440 году, то есть она минимум на 60 лет старше творения Микеланджело. Это первое обнаженное бронзовое произведение эпохи Возрождения. До этого наготу изображали только в античности.

Давид Донателло – мальчик-герой

Фото: источник

Давид Донателло простой, скромный подросток, как в библейском сюжете. Его тело хрупкое, легкое, как у всех юношей этого возраста. Герой обнажен, без доспехов, с длинными распущенными волосами. На нем только остроконечная пастушья шляпа – петасо, украшенная лавровым венком, и обувь. Лавр служит символом победы.

В левой руке мальчик держит камень, только что поразивший Голиафа, а в правой – меч. Голова великана покоится возле его ног. Скульптура гораздо меньше произведения Микеланджело, ее высота всего 158 см.

В разные годы находились ученые и искусствоведы, не жалующие статую – они считали Давида слишком женоподобным. Даже были обвинения в нетрадиционном эротическом подтексте. Одно время из-за своеобразного головного убора считали, что это статуя бога Меркурия.

Но ложные обвинения не помешали произведению стать шедевром. Скульптура дала название итальянской кинопремии «Давид Ди Донателло» – аналогу «Оскара». Призовая статуэтка представляет собой миниатюрную копию произведения, сделанную из золота Костантино Булгари. Донателло создал еще одну статую Давида из мрамора, хранящуюся в Национальном музее Вашингтона. Но она менее популярна и известна.

Давид Микеланджело – храбрый юноша

Удивительно, но эти скульптуры связаны. Второго Давида тоже хотели заказать Донателло, даже приготовили камень, но великий скульптор умер. Поэтому мраморная глыба пролежала без дела 35 лет. Тогда гильдия торговцев шерстью, получившая задание – украсить храм Санта Мария дель Фьоре, пригласила Микеланджело. Молодого скульптора посоветовал Леонардо да Винчи. 

Давид Микеланджело – храбрый юноша

Фото: источник

Мало кто верил в успех, поскольку камень был поврежден, а Агостино ди Дуччо, обтесавший глыбу, ее сильно заузил. Мастер трудился над произведением три года. Микеланджело все делал сам, даже затачивал резцы, тупившиеся из-за непрерывной работы. Он даже спал рядом с творением.

Когда работа была закончена и убрано ограждение, все ахнули – статуя поражала красотой и величественностью. На ней был изображен молодой человек, собирающийся сразиться с Голиафом. Он держит пращу и полон решимости.

Давид Микеланджело не похож на библейского пастушка – он гораздо старше, с мощным мускулистым телом. Скульптор хотел подчеркнуть победу разума над силой, поэтому сделал голову чуть больше, чем положено по классическим пропорциям. На скульптуре четко переданы анатомические подробности – жилы, вздувшиеся вены, напряженные мышцы, выразительные глаза.

Произведение планировалось поднять на собор, поэтому Микеланджело его сделал большим – 5,5 м. Но городские власти решили установить статую возле дверей Палаццо делла Синьория – дома городского правительства. Там Давид простоял до 1873 г., пока его не перенесли в Академическую галерею. Сейчас на площади установлена полноразмерная копия.

Туристы часто спрашивают флорентийцев, какой из Давидов им нравится больше. Местные жители отвечают, что нежно любят обоих. Оба произведения по-своему прекрасны и уникальны.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96