(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Мужские и женские колонны – как отличить дорический орден от ионического и коринфского

Мужские и женские колонны – как отличить дорический орден от ионического и коринфского

Глядя на античные здания, многие задаются вопросом, почему одни строения украшены тяжёлыми громоздкими колоннами, а другие – лёгкими и элегантными. Все дело в стиле ордера – порядка построения.

Более тяжелые колонны – самые старые, построенные в дорическом стиле, а элегантные – новые – дорические и коринфские. Есть смешанные модификации, поэтому, чтобы различить эти стили, нужно оценить здание сверху донизу.

Как устроена колонна

Первыми в античном мире начали украшать свои здания колоннами греки. Но есть мнение, что они позаимствовали принципы архитектуры у древних культовых строений. После греков колонны стали устанавливать и римляне. Эти архитектурные элементы строились по определенному принципу. Храмы и форумы, украшаемые ими, считались символом порядка, подчеркиваемого таким образом.

Все колонны имеют схожую конструкцию. Внизу находится широкое основание – база, на которую установлена длинная часть – фуст, украшенный канавками – канелюрами. У более ранних дорических колонн базы нет и фуст поставлен на основу – стилобат здания.

База не монолитна. На ней можно увидеть валы-торусы и вогнутую выкружку между ними. У ионических колонн выкружка часто ассиметричная – ее верхние и нижние стороны имеют разный диаметр.

Сверху фуст переходит в широкую часть колонны – капитель, как правило, богато украшенную, особенно у более поздних ионических и коринфских орденов. На капитель устанавливается антаблемент – горизонтальная балочная конструкция, состоящая из нескольких элементов:

  • Архитрава, уложенного непосредственно на капитель.
  • Фриза – украшенного элемента, располагавшегося на архитраве.
  • Карниза – самой верхней выступающей части, тоже, как правило, красиво украшенной.

Между колоннадой и крышей устанавливались фронтоны с изображением эллинских богов, мифических чудовищ и батальных сцен. Сверху на скаты крыш ставили акротерии в виде статуй или целых скульптурных композиций.

Мужские и женские колонны

Древний архитектор Витрувий разделил колонны по полу. Дорический ордер он считал мужским, а ионический и коринфский – женским. Это видно даже по пропорциям – у мужского варианта длина в 6-7 раз превышает толщину основания, а у женского в 8-9, то есть эти архитектурные элементы более стройные.

Дорические колонны выглядят проще и грубей, а орнамент на них менее изящный. Даже вертикальных канавок – канелюров – меньше. На дорических колоннах их 12, на ионических – 24 и даже 48.

Верхняя часть колонны – капитель – продолжает контраст мужчины и женщины. У ионического ордера сверху находятся завитки – волюты, напоминающие вьющиеся локоны женской прически. Эти завитушки более декоративны по сравнению с дорической формой, сравниваемой древнегреческим архитектором с мужской стрижкой. Верхняя часть ионической колонны нередко дополнительно украшена ожерельем с изображением цветов, листьев, лент и завитков. Это усиливает впечатление женственности. На мужской колонне такой красоты нет. Она более простая и строгая.

Коринфские колонны с капителью, напоминающей корзину из веток и листьев, тоже имеют женское начало. Автором такого оформления стал древнегреческий мастер Каллимах. Прогуливаясь по кладбищу, он увидел на могиле ивовую корзинку, сквозь которую проросло растение акант, выпустившее листья между прутьями. Поражённый новизной образа, мастер решил применить увиденное в работе. Так появились коринфские колонны, украшенные лепными украшениями, напоминающими корзину с листьями.

Дорический фриз состоит из чередующихся триглифов и метопов. Триглифами называются таблички с тремя вертикальными бороздками, а пространство между двумя триглифами – метопом: он украшается рисунком или оставляется пустым. Ионический фриз может быть украшен любым орнаментом.

Мужские и женские колонны

Фото: источник

Вот почему древним архитекторам ионический орден казался женским – в нем было много мелких элементов и украшений, а сама конструкция казалась стройной, похожей на юную деву. Дорическая колонна украшалась скромнее, была широкой и «коренастой», более мужской.

 Не все так просто

Теперь можно окончательно выяснить, какое здание перед нами – дорическое или ионическое. Но не все так просто. Например, Парфенон. Его дорические колонны украшает фриз, на котором изображено все – конные парады, жрицы, божества. Там нет триглифов и метопов, поэтому здание считается построенным в смешанном стиле.

Выточить из камня красивую базу было очень сложно, ведь у древних мастеров не было такого инструмента, как сейчас. Поэтому основания более поздних колонн часто были простыми. Есть коринфские или ионические колонны без базы. Древние архитекторы, видимо, тоже любили покреативить, обращаясь к ранним архитектурным образцам.

Нынешние скульпторы тоже устанавливают в современные здания статуи в античном стиле, потому что есть классические ценности, не подвластные времени. Примерно так же поступали древние архитекторы, вдохновлявшиеся более ранними произведениями своих коллег.

Бывают очень ажурные базы, украшенные гроздьями винограда и другими декоративными элементами, внешний вид которых не подчиняется архитектурным правилам. Но в любом случае это – ионические варианты. У дорических колонн такого основания нет.

Ордена колонн со времён Витрувия почти не поменялись

Удивительно, что за тысячелетия колонны не претерпели каких-либо серьезных изменений. Они стали разнообразнее и перестали зависеть от канонов. Внешнее оформление стало богаче и разнообразнее. В распоряжении современного мастера силиконовые формы, современные электрические инструменты, свет и другие достижения цивилизации, о которых Витрувий даже мечтать не мог.

Но до сих пор у колонн есть основание – база, средняя часть – фуст – и капитель. Законы физики не подвластны времени, а именно такая конструкция дает наибольшую устойчивость. Поэтому современные скульпторы соблюдают порядок, созданный древними мастерами.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96