Насилие и секс в скульптуре Древнего Рима
Эротика, обнаженная натура и близость между людьми во все времена воплотились в произведениях искусства знаменитых художников и творцов Индии, Древней Греции, Египта и других стран. Однако наибольшее количество эротических произведений искусства представлены в скульптурном наследии Древнего Рима. На первый взгляд, неподготовленного зрителя могут шокировать откровенные картины секса и насилия, однако благодаря этому творчеству историкам удалось сформировать чёткие представления о жизненном укладе и нравах жителей Древнего Рима. Большая часть эротических скульптур изготовлены из гипсового состава, однако встречаются также композиции из камня, дерева, глины и других материалов.
Сегодня эротика в искусстве получила признание и широкую популярность, однако так было не всегда, в том числе и в Риме. Главным свидетельством борьбы с обнаженной натурой стала знаменитая «Кампания Фигового листка», организованная кардиналом Ватикана Каррафом в отношении великого Страшного Суда Микеланджело. Мастеру удалось отстоять обнаженную натуру в своей работе, но на этом история не закончилась. Согласно историческим свидетельствам намного позже, став папой Павлом IV, бывший кардинал вернулся к своей политике и утверждал недопустимость обнаженной мужской натуры в стенах религиозных центров, в том числе и зданиях Ватикана.
Интересно, что обнаженные женщины гораздо меньше смущали знаменитого праведника, и он допускал их в виде грешниц на рельефах и в статуях. По его приказу все статуи с обнаженным пенисом были дополнены пресловутым фиговым листком. В 1758-1769 годах было выпущено еще множество фиговых листьев, чтобы покрыть оставшиеся обнаженные натуры.
Зная эту историю римской антисексуальной войны, тяжело поверить, что именно Древний Рим считается «колыбелью» эротики в искусстве. При этом древние римляне предпочитали не только сексуальные сцены в творчестве, но и порой ужасающую для современного человека жестокость.
Шокирующие скульптуры Помпей и Геркуланума
Без преувеличения, эпохальным археологическим открытием XVIII века можно назвать раскопки и обнаружение погибших в 79 г. нашей эры древнеримских городов Помпеи и Геркуланум. Эти города были полностью погребены под слоем пепла, пыли и лавы во время извержения вулкана Везувий. В результате этой трагедии, города оказались «законсервированными» под землей на долгие века. Археологические раскопки позволили извлечь из-под окаменевшей породы несколько сотен скульптур, рельефов и барельефов Древнего Рима, которые и продемонстрировали шокирующие особенности искусства погибшей цивилизации.
Статуя бога пастушества и скотоводства Пана с козой
Одна из самых знаменитых и скандальных находок Помпей – эротическая скульптура бога пастушества и скотоводства Пана, который запечатлен в откровенной сексуальной позе. Вряд ли эта находка произвела бы столь сильное впечатление на ценителей искусства, если бы бог был изображен, занимающимся любовью с женщиной. Но в качестве партнера Пана по сексуальным утехам, неизвестный древнеримский скульптор изобразил козу.
Скульптура выполнена из цельного мраморного блока. При этом сексуальная сцена изображена обыденно и детально, что демонстрирует совершенно отличное от нашего, отношение римлян к происходящему факту. Это подтверждается также тем, что скульптура была обнаружена во время раскопок на территории роскошной богатой виллы, которая по мнению ученых, принадлежала знатному и образованному жителю Помпей.
Фото: источник
С обнаружением этой скульптуры связана интересная история. Согласно историческим сведениям, во время раскопок и находки эротической статуи Пана лично присутствовал правитель Неаполитанского королевства Карл VII, который не отличался раскрепощенностью сексуальных взглядов. Пораженный откровенностью найденного произведения искусства, Карл VII распорядился спрятать скульптуру подальше от посторонних глаз и запереть ее в тайной комнате, доступ к которой имел ограниченный круг лиц и только после получения официального разрешения монарха.
Однако утаить скульптуру не удалось, после того как слухи об оригинальной находке быстро прокатились по культурной Европе. Особенно взбудоражено было английское общество, в связи с чем в Англии даже были организованы специальные туры в Неаполь для созерцания поразительной помпейской находки. На фоне обсуждений и популярности скульптуры, британский художник Джозеф Ноллекенс принял решение воплотить древнеримское произведение искусства путем создания копии. Получить слепок оригинала мастеру не удалось, поэтому копия создавалась по памяти. Результат его работы представляет терракотовый дубль, который большинство ценителей искусства считают чрезмерно пошлым и развратным.
Сегодня эротическая скульптура Пана находится в секретном кабинете Национального Неаполитанского археологического музея, где ее могут оценить туристы и ценители скульптурного искусства. В 2013 году уникальное произведение искусства впервые было направлено на международную выставку, которая проводилась в Британском музее.
Ужасные сады Геркуланума
Сегодня садовая скульптура ассоциируется у нас с небольшими фигурками сказочных персонажей и загадочными изящными девушками с утонченными сосудами в руках. У жителей Древнеримского города Геркуланум было иное представление об этом направлении искусства. Это подтверждается раскопками богатых садов имения одного из жителей погибшего города. Там были найдены две прекрасно сохранившиеся садовые скульптуры, изображающие благородных оленей, которых терзают охотничьи псы. Скульптуры изготовлены из натурального камня и отличаются реалистичностью и детальностью. Автор изобразил страдания животных и жестокость агрессивных затравленных псов. Талант мастера позволил ему передать жуткую картину убийства оленей, которая вызывает у зрителя жалость и сострадание.
Фото: источник
Еще одна удивительная статуя – пьяный Геракл, запечатленный во время акта мочеиспускания. Фигура мужчины изображена полностью обнаженной, в позе характерной для человека сильно пьяного. При этом откровенность мраморной статуи делает ее неприглядной и отталкивающей для современного культурного человека. Римляне же считали такие скульптуры приемлемыми и эстетичными. Во многом это связано со страстью римской цивилизации к варварским поступкам и животным инстинктам, что, по мнению ученых, отражается также в их приверженности к жестоким гладиаторским сражениям, участие в которых принимали не только люди, но и дикие животные.
Жестокость древнеримской скульптуры во всех красках проявляется также в статуе сатира Марсия, который изображен в момент, предшествующий страшным пыткам. Статуя изображает обнаженного бородатого Марсия, привязанного к стволу высокого дерева. По сюжету легенды, Марсий посмел бросить вызов самому богу Аполлону, который решил наказать его за дерзость. Привязав сатира к дереву, палачи содрали с него кожу, проявив небывалую жестокость. Кроме эмоций и языка тела жертвы, автор смог передать ужас пытки, используя белый мрамор с красными прожилками. За счет багровых вкраплений создается впечатление выступающей на теле жертвы крови.
Еще одна знаменитая статуя жестокости, обнаруженная в Помпеях, — скульптура «Лаокоон». Эта статуя признана шедевром мирового искусства и вдохновила на творчество таких великих мастеров, как Микеланджело и Диккенс. По сюжету скульптуры, троянский жрец по имени Лаокоон с двумя своими сыновьями, ведет неравный бой с напавшими на них агрессивными морскими змеями. Морские чудовища опутывают тела жертв, что заставляет их биться в предсмертных конвульсиях. Особенно сильное впечатление на зрителя производят выражения лиц Лаокоона и его сыновей. Эта скульптура произвела настолько сильное впечатление на Папу Юлия II, что он распорядился доставить ее в Ватикан и установить во двор ватиканского дворца.
Странные фаллические барельефы Помпей
Раскопки Помпей раскрыли ученым очень специфический уклад жизни его жителей, которые не только активно пользовались услугами борделей, но и не считали это чем-то постыдным. Показательным считается количество публичных домов в городе. Так, на 12 000 жителей Помпей приходилось не менее 35 борделей. Стены публичных домов традиционно украшали эротическими рисунками и барельефами. По мнению ученых такие картинки должны были производить на клиентов не только возбуждающее воздействие, но и играли роль прейскуранта за услуги.
Еще одно проявление эротического искусства погибших городов – барельефы в виде эрегированного фаллоса, которые располагались на стенах зданий. Изначально историки посчитали, что эти символы выполняли роль стрелок, указывающих направление движения в сторону борделя. Однако сегодня эта теория отошла на второй план и уступило место версии о том, что фаллос в Помпеях считался оберегом. Подтверждением этой версии стало обнаружение Тинтиннабулума – необычной фигуры, представляющей собой крылатый эрегированный половой член, увешанный колокольчиками и другими элементами традиционных оберегов.
Современному ценителю скульптура Древнего Рима может показаться непристойной и чрезмерно жестокой, однако на самом деле искусство лишь отражает нравы и традиционный уклад общества и раскрывает нам тайны погибшей цивилизации.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (280)
- Об архитектуре и дизайне (262)
- О дизайне интерьера (142)
- О ремонте (59)