(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Незаконченные скульптуры Микеланджело

Незаконченные скульптуры Микеланджело

Более 500 лет назад, во времена Микеланджело Буонарроти, изготовление скульптур было длительным и сложным процессом, поэтому мастера не всегда заканчивали свои произведения.

Например, в рождении статуи Давида, кроме Микеланджело, принимали участие и другие скульпторы. Сначала будущим шедевром занимался Агостино ди Дуччо, который успел лишь набросать форму ног и тела, потом его сменил Антонио Росселлино. После этого мраморный блок простоял 26 лет, и Микеланджело за два года создал из него шедевр, волнующий публику уже более 500 лет. Но и сам Буонарроти оставил работы, которые не были закончены.

Незаконченная статуя святого Матфея

В 1503 году Микеланджело заказали изготовить статуи двенадцати апостолов для Флорентийского собора. Однако единственным произведением, над которым он начал работать, был «Святой Матфей». В 1505 году контракт на изготовление статуй был аннулирован, но Микеланджело продолжил работу над скульптурным изображением святого. Об этом свидетельствуют многочисленные упоминания в письмах того времени, и интересная деталь – необычный наклон головы Матфея по отношению к груди, который, мастер перенял от античной скульптуры «Лаокоон и его сыновья», обнаруженной в 1506 году.

Статуя Матфея вначале была помещена в атриум Академии изящных искусств. Затем в 1909 году ее перенесли в соседнюю Галерею, где она находится вместе с незаконченными скульптурами рабов этого же автора.

Первая версия Христа с крестом

Статуя Христа, находящаяся в римской базилике святой Марии, – второй вариант скульптурного произведения. В первоначальной версии на лице Христа проступила чёрная прожилка, которая раньше была внутри мрамора, и Микеланджело прекратил работу над скульптурой. Произведение было передано римскому патрицию Мателло Вари, который поставил ее в саду. Произведение было закончено скульптором Бернини в XVII веке. Сейчас скульптура находится в церкви в Бассано-Романо – небольшого городка в провинции Лацио.

Незаконченные скульптуры рабов

Перед началом работы над всемирно известным потолком Сикстинской капеллы, Микеланджело получил заказ на изготовление статуй для гробницы Юлия II в новой базилике Святого Петра. Изначально планировалось разместить более 40 фигур в нишах, но из-за нехватки денег и каррарского мрамора проект был временно отложен.

Позже, вернувшись к работе над гробницей, Микеланджело не стал доделывать часть статуй, поскольку они не были нужны для новой более скромной композиции. Среди них шесть скульптурных изображений рабов. Современник Микеланджело художник Джорджо Вазари, утверждал, что рабы-пленники олицетворяли области, покоренные апостольской церковью и подчиненные ей.

Самая известная работа – умирающий раб, которую планировалось разместить перед пилястрой слева от середины гробницы. Скульптурное изображение мужчины трактуют по-разному. Некоторые искусствоведы считают, что персонаж не умирает, а просто дремлет или мечтает в расслабленной позе. На правдоподобность этой версии указывает отсутствие цепей и пут. Скульптура практически завершена, не закончено только изображение обезьяны с круглым предметом в руках, находящееся на заднем фоне.

Скульптура «Мятежный раб» тоже практически готова. И снова возле левого колена можно увидеть профиль головы обезьяны. Статуя напоминает фигуры узников на триумфальных арках императорского Рима – положение тела раба показывает решимость сбросить путы и вырваться на свободу.

Скульптуры «Атлас», «Пробуждающийся раб», «Молодой раб» и «Бородатый раб» мастер не стал заканчивать. Следы от долота и кирки показывают, что он не знал, что с ними дальше делать. Возможно, понадобились скульптуры другого размера, а эти статуи оказались лишними. Зато по ним хорошо видна последовательность работы мастера. Есть области, которые не доработаны, но переходы завораживают и дают представление о технике работы гениального скульптора.

Есть мнение, что последние три незавершённые скульптуры были брошены из-за технических ошибок, допущенных Микеланджело, ведь при работе с мрамором сложно что-то исправить. Но это маловероятно – Буонарроти был скрупулезен в расчетах и осторожен, поэтому версия, что скульптуры стали не нужны – самая правдоподобная.

Позже, в 1546 году два практически завершенные произведения «Восставший раб» и «Умирающий раб» скульптор подарил в знак благодарности флорентийскому политику Роберто Строцци за его гостеприимство. Затем произведения принесли в дар королю Франции Франциску I, который разместил их в замке Экуан. В дальнейшем работы находились у кардинала Ришелье, а в 1793 году были переданы в Лувр. Остальные четыре незавершенные работы остались во Флоренции, сейчас их можно увидеть в Галерее Академии.

Незаконченная пьета

Микеланджело создал несколько версий пьеты. Самая известная – скульптура Девы Марии, оплакивающей Христа, находится внутри базилики Святого Петра в Риме (на фото). Но еще одну работу он начал в 1550 году, работал над ней 12 лет, и не завершил. После смерти мастера скульптура, в которой едва угадываются Иисус и Мария, сменила множество владельцев, а в 1946 году ее опять выставили на продажу.

Два предложения были получены из Соединенных Штатов Америки: одно от Национальной галереи искусств в Вашингтоне, а другое – от группы католиков США, которые хотели подарить ее Папе Пию VII на юбилей. Но скульптуру запретили вывозить из Италии, и директор Художественной галереи Брера Фернанда Витгенс позаботилась, чтобы Пьета оказалась в Милане. Она обратилась к городской элите, но собрать необходимые 135 миллионов лир для покупки произведения не удалось.

Тогда мэр Милана Вирджинио Феррари, попросил рядовых граждан помочь в сборе средств. Нужную сумму собрали, и 1 ноября 1952 года Пьета Рондинини прибыла в Герцогскую капеллу Кастелло Сфорцеско, где пьетта оставалась до 1953 года. Затем ее перенесли в зал Скарлиони, где она находилась более полувека.

Сейчас музей подобрал более подходящее место для демонстрации последнего шедевра Микеланджело. Произведение перенесли в бывший испанский госпиталь в замке Сфорцеско, сохранившийся в первоначальном убранстве 16 века.

В последней пьете мастера, удивляет расположение двух фигур, которое меняется в зависимости от угла зрения. Иногда видно, что Мария держит слабого Иисуса, но при взгляде с другого ракурса, кажется, что хрупкое тело сына на самом поддерживает мать, обезумевшую от горя.

Отсутствие отделки позволяет оценить усилия, вкладываемые в создание произведений. Мастер, по его словам, освобождал фигуры от лишнего мрамора, что было тяжелым трудом. За 88 лет он так и не закончил часть работ, но даже в незавершенном виде эти произведения прекрасны.

источник изображений


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96