Почему у египетских статуй сломаны носы?
Самый распространенный вопрос, который посетители задают сотрудникам египетских художественных галерей Бруклинского музея, прост, но важен – «Почему почти у всех статуй сломаны носы?». На первый взгляд этот вопрос может показаться глупым, а ответ очевидным, однако если подойти к нему основательно – все оказывается совсем не так просто. Часто египтяне сами намеренно разрушали свои статуи, преследуя религиозные или политические мотивы.
В этой статье рассмотрим интересные факты целенаправленного египетского вандализма в отношении произведений искусства и религиозных святынь.
Почему египтяне намеренно разрушали свои скульптуры?
Первым серьезно заинтересовался этим вопросом Эдвард Блайберг – человек, который посвятил всю свою жизнь изучению культуры и искусства Древнего Египта. Много лет изучающий коллекции египетского, классического и древнего ближневосточного искусства, Блайберг был искренне удивлен, когда впервые услышал этот вопрос. Он считал само собой разумеющимся, что скульптуры были повреждены за долгие годы с момента их создания – древние артефакты редко доходят до наших дней в неизменном виде. Но это простое и комичное наблюдение привело к тому, что Блайберг обнаружил широко распространенное явление преднамеренного разрушения носов. В результате более глубокое исследование доказало, что этому предшествовало множество причин.
Исследования Блайберга в настоящее время являются основой популярной выставки «Ударная сила: иконоборчество в Древнем Египте». Выставка представляет уникальную подборку предметов из коллекции Бруклинского музея. Главная роль экспозиции отводится поврежденным и уцелевшим статуям и рельефам Древнего Египта. Интересно, что предметы выставки, датируемые 25 в до н.э. в основном дошли до наших дней полностью уцелевшими. Все, что было создано позже, имеет сильные повреждения, в частности разрушения скульптур в области носа. Это свидетельствует о политических и религиозных тенденциях к разрушению артефактов среди египтян и укоренившейся культуре иконоборчества.
В нашу эпоху расцвета публичного искусства, выставка «Ударная сила» добавляет новое измерение в понимание одной из старейших цивилизаций мира, чья визуальная культура, по большей части, осталась неизменной на протяжении тысячелетий. Эта стилистическая преемственность отражала и способствовала долгой стабильности империи. Но вторжения внешних сил, борьба за власть между династиями правителей и другие периоды потрясений оставили свои шрамы, в том числе и на скульптурном искусстве Египта.
«Схожесть характера повреждений, которая обнаруживается на скульптурах, говорит о целенаправленности их нанесения», — считает Блайберг, ссылаясь на множество политических, религиозных, личных и криминальных мотивов актов вандализма. Определение разницы между случайными повреждениями и преднамеренным вандализмом сводилась к распознаванию таких закономерностей. Ученый признает, что выступающий нос скульптур действительно легко ломается, но тогда совершенно невозможно объяснить, почему на плоских рельефах так же видны разбитые носы.
Фото: источник
Религиозные мотивы
Важно отметить, что древние египтяне вкладывали мистическую силу в художественные изображения человека. Они полагали, что сущность божества может обитать в статуе, посвященной этому Богу. В случае с простыми смертными, часть души покойного согласно их верованиям может обитать в статуе, созданной специально для него. Блайберг считает, что кампании вандализма были направлены на «дезактивацию силы скульптур».
Гробницы и храмы были хранилищами для множества скульптур и рельефов, которые имели ритуальное значение. «Все они связаны с культом подношений божествам и поклонению сверхъестественному», — говорит Блайберг. В гробницы они помещались для того, чтобы «кормить» умершего в загробном мире дарами этого мира. Заказать статую и пышную гробницу в те времена могли только представители властных элит и аристократических кланов.
Египетская государственная религия, согласно с выводами Блайберга, рассматривалась как договоренность между фараонами и богами. Согласно этой «сделке» цари на Земле почитают божество, а взамен божество заботится о Египте. Статуи и рельефы считались местом встречи сверхъестественного мира и действительности. Именно в связи с этим убеждением, часто происходили акты вандализма, которые были направлены на разрушение связи между загробным и настоящим миром.
«Поврежденная часть тела скульптуры больше не может выполнять свою мистическую функцию», — пояснят Блайберг. По мнению древних египтян без носа дух статуи перестает дышать, что позволяет вандалу эффективно «убить» его. Если разбить или закрыть уши статуи бога, он не сможет услышать молитву. В статуях, которые изображают людей, совершающих подношения богам, левая рука — чаще всего используемая для подношений — отсекается, поэтому функция статуи не может быть выполнена. В статуях, получающих приношения, обычно страдает (разрушается) правая рука, чтобы божество не могло получить дары.
«В эпоху фараонов было четкое понимание того, что должна была делать скульптура», — напоминает Блайберг. Даже если мелкий грабитель могил был в основном заинтересован в краже драгоценных предметов, он также был обеспокоен тем, что умерший может отомстить, если его скульптурное подобие не будет изуродовано.
Распространенная практика нанесения ущерба изображениям человека в древнеегипетском искусстве датируется началом египетской истории. Например, преднамеренно поврежденные мумии доисторического периода говорят о фундаментальной культурной вере, согласно которой повреждение изображения наносит ущерб представляемому человеку. Точно так же иероглифы с практическими рекомендациями давали указания воинам, собирающимся вступить в битву – «Сделайте восковое изображение врага, а затем уничтожьте его». Ряд древних текстов описывает то, что фараоны регулярно издавали указы с ужасными наказаниями для тех, кто осмелился разрушать или повреждать их статуи.
Политические мотивы
В каталоге выставки «Ударная сила» говорится, что иконоборчество в широком масштабе нередко было и политической акцией. Порча статуй помогала амбициозным правителям (и потенциальным преемникам) переписать историю в своих интересах. На протяжении веков это часто происходило по гендерному признаку.
Например, наследие двух могущественных египетских цариц Хатшепсут и Нефертити, авторитет и мистичность которых до сих пор питают воображение — в значительной степени стерто из визуальной культуры. Дело в том, что царствование Хатшепсут представляло проблему для легитимного преемника Тутмоса III. Он решил эту проблему, фактически уничтожив всю сохранившуюся память о Хатшепсут.
В дальнейшем похожая ситуация произошла с древнеегипетским фараоном-реформатором Эхнатоном – супругом знаменитой Нефертити. Этот правитель был у власти 17 лет, за которые им были проведены значительные реформы в области политики, религии и культуры Египта. При правлении Эхнатона почитались совсем другие божества и символы, в сравнении с традициями его отца. Главным новаторством стало предание забвению одного из центральных египетских богов – Амона.
Его сын Тутанхамон, вместе с соратниками, совершили восстание и полностью восстановили культ поклонения богу Амону. После этого началось намеренное разрушение памятников Эхнатону и божествам, которым он поклонялся (в частности Атону). В результате, фараон на долгие годы был вычеркнут из истории Египта. Об Эхнатоне узнали после обнаружения и раскопок его древней столицы Ахетатона. Разрушение статуй Эхнатону сыграло злую шутку и с наследием его супруги Нефертити, информация о правлении которой также была частично утеряна.
Фото: источник
Защита статуй от вандалов
Древние египтяне, создавая скульптуры, пытались предпринять меры для защиты своих творений. Статуи почти всегда размещались в нишах, чтобы защитить их с трех сторон. Однако вандалы всегда стремились изуродовать именно лицо, в связи с чем такие меры защиты можно считать полностью бесполезными.
При этом эксперты не считают людей, разрушающих статуи вандалами в прямом понимании этого слова. Они никогда не стремились уничтожить произведения искусства в случайном порядке и нанести максимальный материальный ущерб. Все повреждения были направлены лишь на лишение скульптуры ее магических свойств и связаны с верованиями этих людей. Кроме того, современные исследования доказали, что для повреждения скульптур использовались специальные инструменты, что полностью исключает вероятность случайных увечий.
Кроме того, составляя образ вандала, нельзя не упомянуть, что кроме носа, ушей и глаз, повреждения часто наносились на надписи. Вандалы всегда старались стереть или другим способом уничтожить имя Фараона, которому посвящена статуя. Это указывает на то, что злоумышленники умели читать. Учитывая, что грамотными в те времена были далеко не все, можно говорить о знатном аристократическом происхождении вандалов.
Восприятие древнеегипетских статуй менялось по мере того, как менялись культурные нравы населения. В раннехристианский период в Египте, который процветал 1-ом и 3-ем веке до нашей эры, местных богов, населявших скульптуры, боялись как языческих демонов. Чтобы полностью уничтожить все напоминания о язычестве и идолопоклонничестве, большое количество статуй было демонтировано и полностью разрушено. Ученые предполагают, что после вторжения мусульман в 7 веке египтяне потеряли всякий страх перед этими древними ритуальными объектами. Однако и религиозной ценности они также больше не имели. В течение этого времени из каменных статуй регулярно вырезали прямоугольники и использовали их в качестве строительных блоков в новых проектах.
Ученые историки и искусствоведы отмечают, что древние храмы были чем-то вроде каменоломни. Даже сегодня, гуляя по Каиру, можно легко увидеть гораздо более древний египетский объект, встроенный в стену. Это произошло в результате использования скульптур, рельефов, статуй в качестве строительных материалов.
Такая практика кажется современным ценителям искусства возмутительной и оскорбительной в отношении древних творений. Мы без сомнения можем считать эти скульптуры произведением высокого искусства и наследием поколений. Однако Блайберг уверяет, что древние египтяне не имели даже слова «искусство» в своем лексиконе. Этому народу свойственна практичность – пока статуи выполняли религиозные функции, их берегли и охраняли. Как только их религиозная ценность пропала, статуи перестали защищать. В найденных текстах того времени эти объекты упоминались как «оборудование». Когда мы говорим о египетских артефактах как о произведениях искусства, мы полностью меняем контекст тех событий.
Современное публичное искусство имеет много общего с древними египетскими культами. Концептуальные скульпторы вкладывают в свои произведения глубокие смыслы, реализуют оригинальные идеи, используют образность мышления. Кроме того, мы также как египтяне пытаемся увековечить различные важные события при помощи памятников и монументов. Здесь следует учитывать печальный опыт Древнего Египта, правители которого не раз манипулировали фактами и переписывали исторические события в соответствии со своими интересами.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (141)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина в футуристическом дизайне
- Гипсовая лепнина в мечетях: искусство, традиции и символика
- Возможности использования гипсовой лепнины в тематических парках и развлекательных комплексах
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность