(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Обнаженная скульптура. Почему одни статуи одетые, а другие обнаженные, и почему женщин в древности лепили не так детально, как мужчин?

Обнаженная скульптура. Почему одни статуи одетые, а другие обнаженные, и почему женщин в древности лепили не так детально, как мужчин?

Многих интересует, почему античные статуи часто не имеют одежды, и почему мужчины в некоторых местах вылеплены детальнее женщин. Все объясняется отношением к наготе в те годы в разных странах.

Почему греки так любили обнажённую натуру

Популярность обнажённых фигур в Древней Греции объясняется несколькими причинами:

  • Греки проводили спортивные соревнования, где прославлялось красивое мужское тело. Спортсмены соревновались в обнаженном виде, мужская патетичная обнаженная фигура связалась в сознании с триумфом, славой и красотой.
  • Изображения обнаженных спортсменов стояли в святилищах рядом с нагими скульптурами богов, поэтому все скульптурные изображения имели идеальные тела. Так подчеркивалось их превосходство над смертными, для которых такое совершенство было недостижимо.
  • Греческие скульптуры часто изображали людей в движении. Герои и боги борются, стреляют, занимаются спортом. Именно нагота позволяет показать каждую мышцу и жилу, которые напрягаются и выглядят совершенно. Одетый спортсмен, бросающий диск, или герой, побеждающий мифическое существо, не выглядит столь эффектно. Изображая нагое тело, скульптор одновременно показывает красоту героя и своё владение материалом.

Греки не ходили по городу голыми, и не шли в бой обнаженными. Но так было проще показать красоту воинов или спортсменов. Причём скульпторы нередко приукрашивали действительность, превращая даже конкретных исторических персонажей в неких античных богов. Это был удачный ход. Римляне, склонявшиеся в своих скульптурах к реализму, часто копировали древнегреческие статуи, считая их красивыми.

Почему древнеримские и древнеегипетские статуи бывают раздетыми и одетыми

У римлян было другое отношение к скульптурным изображениям. Если греки предпочитали приукрасить изображение, то римляне делали ставку на реализм. Поэтому обнажённых натур у них меньше. Многие римские статуи, выполненные в таком стиле, являются копиями греческих или подражанием.

В период расцвета римской империи был культ мужского тела, но скульптуры одеты. Одежда зачастую вылеплена очень детально и показывает принадлежность к определённому слою общества. Ближе к закату империи места атлетов и богов занимают скульптурные изображения правителей в богатых одеждах.

У египтян нагота ассоциировалась с низким происхождением. Поэтому обнаженными изображали только рабов. В остальных случаях скульптуры более или менее одеты. По крайней мере, обязательно наличие ткани, закрывающей интимные места и напоминающей шотландский килт.

С технической точки зрения, одетую скульптуру вылепить легче, поэтому египтянам реализм не был важен. Они нередко высекали статуи, барельефы и другие изображения из твердого прочного камня, с которым трудно работать. Поскольку большая часть работ изготовлена до получения египтянами доступа к бронзовым и железным инструментам, они создавали неуклюжие одетые изображения, значительно уступающие в детализации искусным древнегреческим и древнеримским.

Почему античные женские статуи вылеплены не так детально, как мужские

Отношение к женской наготе в античную эпоху было строже, чем к мужской. Считалось, что представительницам прекрасного пола не нужна точная детализация лобковой области, а в идеале её вообще желательно чем-то закрыть. Поэтому так много скульптур, у которых она прикрыта рукой, предметом, тканью. А скульптуры, изображённые без одежды плоские, как кукла Барби.

Почему античные женские статуи вылеплены не так детально, как мужские\

Фото: источник

Существует несколько гипотез, высказанных различными учеными, объясняющих такую скульптурную особенность:

  • Древние скульпторы считали, что изобразить обнаженного мужчину – нормально, а женщину — непристойно и пошло. Грудь не прикрывали, потому что в те годы женщины постоянно рожали и кормили, и открыть эту часть тела не считалось чем-то из ряда вон выходящим.
  • Интимные места у женщины считались нечистыми, поэтому их стыдливо не изображали. Такую скульптуру никто бы не одобрил. Отношения к женщине как к существу, нечистому ниже пояса, до сих пор осталось во многих культурах.
  • Женщина считалась «недоделанным мужчиной». Такую идею высказывали в своих трудах древнегреческие ученые Гиппократ, Аристотель и Гален. Автор медицинской клятвы писал, что «женщины — это уродливые мужчины, которым не хватало тепла, чтобы стать полностью развитым человеком», а Гален считал, что они не полностью сформированы. Поэтому античные мастера, стремившиеся к идеалу, не лепили такое «уродство».
  • Женщины были угнетены и не равны с мужчинами, что и сказалось на внешнем виде скульптур. Это остается парадоксальным, учитывая, что мифология благоприятствовала слабому полу. Были божества, которым поклонялись, но человеческое женское тело не почиталось так, как мужское. Поэтому лобковую зону не детализировали.

Единственная область, где женщина имела практически такие же права — Спарта. Спартанским девочкам, как и мальчикам, разрешалось заниматься спортом. Они тренировались и участвовали в соревнованиях, чего никогда не делали в остальной части Греции, где женщинам не разрешалось разговаривать с мужчинами, кроме мужа и родственников. Спартанские женщины были уверенными в себе и осведомленными в политике. Но там не лепили обнаженных женских скульптур, поэтому античные произведения остались еще одним свидетельством существовавшего гендерного неравенства.

Сейчас можно украшать дома и сады копиями античных скульптур. И нередко, по разным соображениям, «нижнюю область» у мужских фигур заказчики просят прикрыть листочками и другими элементами. Поэтому, можно сказать, что время уравняло скульптурных мужчин и женщин.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96