Король скульптуры: стиль и техника гипсовой лепки Огюста Родена
Гипс во все времена использовался скульпторами в качестве самого податливого и удобного материала для реализации своих творческих идей. Так, любая бронзовая или мраморная скульптура имеет гипсовый прототип, который и является главным результатом работы рук мастера. Настоящим королем гипсовой скульптуры по праву можно считать великого французского скульптора и художника Огюста Родена, который смог бросить вызов эпохе и первым оживил гипсовую статую, подарив ей движение и реализм.
Живая скульптура Родена
Методы работы Родена стали настоящим прорывом своего времени. Первый резонанс, который был вызван вокруг скульптора, был связан с его работой «Бронзовый век», которую он представил на выставке. Работа и сам автор вызвали настоящий шквал критики, что было связано не с бездарностью скульптуры, а напротив, с ее невероятной реалистичностью. Дело в том, что члены жюри не поверили, что руки автора могли создать что-то столь живое и масштабное и заподозрили Родена в обмане. По их мнению, скульптор сделал гипсовые слепки (муляжи) с натурщика и лишь грамотно их обработал, не применив при этом свой художественный талант. Лишь спустя время, Родену, воспользовавшись подтверждением друзей и коллег, удалось доказать, что «Бронзовый век» — это не просто обработанный гипсовый слепок, а скульптура ручной работы.
Столь необычная реакция на работу молодого скульптора была вполне объяснима. Дело в том, что творчество Родена коренным образом отличалось от работ его знаменитых современников. Вдохновленные античными мотивами, мифологией древней Греции, а также глубоко погрузившись в признанные каноны красоты скульптуры, современники Родена творили монументально и пафосно, но безжизненно. Скульптура Родена – это не просто реальная красота человеческого тела, но и объем, движение и выразительность позы. Герои Родена оживают перед зрителем, и каждый узнает в них себя в определенные моменты жизни.
Фото: источник
В отличие от классического академического искусства, которое делало акцент на портретном сходстве, забывая о глубине и пластичности скульптуры, Роден использовал максимум возможных техник, чтобы наполнить скульптуру динамикой и вложить в позу максимальный спектр эмоций, переживаний и внутренних метаний. При этом одного взгляда на статую Родена достаточно, чтобы понять, что перед зрителем предстаёт совершенно реальный человек, а не абстрактный мифологический персонаж.
В конце XIX — в начале XX веков Роден получил признание и популярность, что позволило ему создать большую мастерскую, работы которой пользовались большим спросом среди современников. Как и многие другие скульпторы того периода, Роден рассматривал изготовление скульптуры как коллективный процесс, привлекая к созданию своих шедевров многочисленных помощников в области литья и резьбы. Что же касается самого мастера, основное свое внимание он всегда заострял на этапе ручной работы с гипсом, ведь именно этап создания гипсового прототипа будущей скульптуры максимально впитывает творческий замысел автора.
После своей смерти Роден оставил огромное количество гипсовых слепков, моделей, эскизов и печатных изданий, а также писем, касающихся его работы. Многие из них в настоящее время сохранились в его бывшей мастерской в Париже.
Техника создания шедевров Великого Родена
Каждый этап создания скульптуры Родена имел свои особенности, которые современники и ученики мастера нередко называли странностями:
- Рисование. Зарисовка эскизов занимала у Родена минимум времени, и предполагала в первую очередь изучение тела и передачу естественной позы натурщика. Так, сам мастер описывал случай, когда работая над скульптурой Евы, он долго не мог реалистично воссоздать живот натурщицы. Долгие часы работы не увенчались успехом, так как мастер стремился добиться максимальной естественности. Он был озадачен очевидной неспособностью точно нарисовать живот женщины, пока она не сообщила ему, что беременна. Важно отметить, что особенную страсть мастер испытывал к непреднамеренным позам простых людей, в моменты, когда натурщик даже не догадывается, что за ним наблюдают.
- Гипсовое моделирование. Главным этапом ручного творчества мастера, безусловно, является создание гипсовых моделей будущей скульптуры. Техника Родена заключалась в том, чтобы создать не одну, а несколько гипсовых моделей, чтобы наглядно оценить каждую возникшую идею. Он создавал обширный спектр гипсовых форм и прототипов, используя их, чтобы разработать новые комбинации и найти наиболее впечатляющее решение.
- Бронзовое литье. Многие знаменитые скульптуры Родена в итоговой версии выполнены из бронзы. Данный вид работы проводился посредством техники песочного литья, которая представляла собой основной метод, используемый в Париже, начиная с середины 19-го века. Суть метода заключается в том, что гипсовая модель вдавливается в специальный песок, чтобы оставить четкий отпечаток. Именно этот отпечаток используется для металлической отливки.
- Патинирование и декорирование. Особенное внимание мастер уделял технике патинирования, используя сразу несколько оттенков патины. Создавая таким образом оригинальную игру теней, Родену удавалось максимально точно передать не только статичную позу, но и эффект живого движения скульптуры.
Эксперты считают, что участие Родена в процессах резьбы и обработки камня, которые также применялись в некоторых его работах, было минимальным. Что же касается работы с гипсом – здесь мастер до сих пор никем не превзойден.
Знаменитые работы Родена
Пожалуй, самой знаменитой работой мастера является «Мыслитель» — гигантская скульптура мужчины, склонившегося в характерной, для глубоко погруженного в свои мысли человека, позе. Изначально мыслитель должен был стать центром композиции «Врата Ада», над которой Роден работал более 37 лет. Заказчиком этой работы стал музей искусств. Идея «Врат Ада» заключалась в воплощении мотивов Божественной комедии Данте. Интересно, что при жизни за долгие десятилетия работы, мастер создал лишь гипсовую модель «Врат Ада», которые были отлиты только после смерти Родена. Основной художественной особенностью «Мыслителя» является то, что вся тягость раздумий мужчины передается не выражением его лица, а именно напряженной позой, которая отличается невероятной реалистичностью и детализованностью.
Фото: источник
Еще при жизни Роден прославился великолепными гипсовыми и каменными портретами. При этом интересно, что реалистичность портрета нередко пугала самого заказчика, но вызывала восхищение всех окружающих, поскольку Родену удавалось уловить тончайшие детали мимики и выражения натурщика. Наиболее знаменитыми стали гипсовые портреты критика Рошфора, художника П. Пюви де Шаванка, писателя Виктора Гюго, скульптора Далу.
Одна из самых известных работ Родена «Поцелуй», которая изображает страсть и любовь двух людей, стала классикой еще при жизни автора и была размножена Роденом в гипсовой миниатюре более чем в трехстах экземплярах.
Жизнь и творчество короля гипсовой скульптуры Огюста Родена – настоящая легенда мира искусства, которая подарила миру величайшие шедевры, признанные как экспертами, так и искушенными эстетами и ценителями.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (141)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина в футуристическом дизайне
- Гипсовая лепнина в мечетях: искусство, традиции и символика
- Возможности использования гипсовой лепнины в тематических парках и развлекательных комплексах
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность