(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Оранжерея в Королевских Лазенках в Варшаве – великий памятник архитектуры и музей скульптуры

Оранжерея в Королевских Лазенках в Варшаве – великий памятник архитектуры и музей скульптуры

Приехав в Польшу, обязательно посетите красивейший парк Королевские Лазенки и его Старую оранжерею, где находится Королевский театр, скульптурная галерея с коллекцией мраморных статуй и гипсовых копий античных и современных работ и галерея польской скульптуры.

Старая оранжерея и Королевский театр – ценнейшие памятники европейского классицизма. После модернизации и реконструкции они приняли свой первоначальный вид времен правления короля Станислава Августа Понятовского.

История постройки и реконструкции Старой оранжереи

Старая оранжерея, первоначально (Великая) была возведена в 1788 году по проекту придворного архитектора Доминика Мерлини. Это одно из последних завершенных зданий в Королевских Лазенках.

Первые проекты, сделанные за 20 лет до строительства, вызвали много споров. По начальному проекту Мерлини это должно было быть небольшое, но многоэтажное здание в китайском стиле. Согласно другому плану, у него должен был быть широкий, но короткий фасад в классических формах. Третий проект включал театр, расположенный в крыле. По проекту Шимона Зуга – специалиста по садовой архитектуре – галерея должна была иметь более сложные формы, театр должен был быть в центре, а оранжереи с растениями – на флангах. 

Королевский двор поддержал проект Мерлини, и именно этот архитектор стал строителем оранжереи и театра. Работы длились два года. Но в итоге и этот план пришлось изменить: при строительстве архитектурные формы менялись на более простые и строгие. А окончательный вид здание приобрело во время реконструкции в XIX веке. 

Весь комплекс имеет форму прямоугольной подковы. Его основная часть – оранжерея с зимним садом. В восточном крыле находится Королевский театр. В зимнем саду находится Королевская галерея скульптур с коллекцией мраморных статуй и гипсовых копий самых важных древних (с V века до н. э. до III века н. э.) и современных произведений. Она была одной из трех основных галерей в Королевском парковом комплексе.

В 2012–2016 годах в Старой оранжерее прошла реставрация, вернувшая чудесному музею исторический облик времен короля Станислава Августа. В итоге были реконструированы галереи королевской и польской скульптуры, воссоздан вид Оранжерейного сада, создана Образовательная зона. Проект обошелся в 34 млн злотых, но результат того стоил.

Особый интерес для взрослых и детей представляет Образовательная зона «Работа художника», посвященная скульптуре. В мастерской можно увидеть, как делается лепнина и гипсовые слепки и узнать о технологии изготовления копий скульптур XVIII века. 

Старая оранжерея также была адаптирована к потребностям людей с ограниченными возможностями, поэтому посетить ее можно, даже будучи в инвалидной коляске и не только. Для людей с проблемами был установлен большой лифт, соединяющий все этажи, обустроена подъездная дорога, адаптированы туалеты и внедрена пейджинговая система. Теперь люди с нарушениями зрения или слуха смогут познакомиться, например, с Галереей скульптур и Образовательной зоной, используя специальные слепки и приложение со звуковым описанием и системой слуховой поддержки.

В проект возрождения Старой оранжереи также вошли работы в Оранжерейном саду, уточнившие его историческую планировку в границах стены XVIII века. В саду отреставрировали красивый фонтан, установили современную систему орошения газонов и клумб, оформили дорожки.

Скульптуры из царской коллекции подверглись консервации и получили новые постаменты. Кроме того, были установлены декоративные, мраморные садовые вазы и белые деревянные скамейки, воссозданные по акварели З. Фогеля. Как и во времена короля Станислава Августа, летом в саду теперь в горшках растут цитрусовые деревья. 

Королевский Театр

Станислав Август коллекционировал живопись и скульптуру, а еще был покровителем театрального искусства. Во время его правления функционировало целых три театра. Малый театр, амфитеатр, открытый для публики, и придворный театр. Король поручил спроектировать самую важную сцену своему придворному архитектору, уроженцу Италии Д. Мерлини, реализовавшему концепцию объединения здания театра с оранжереей – решение, довольно распространенное в то время. 

Королевский Театр

Фото: источник

Театральный зал, спроектированный Мерлини, занимал все восточное крыло. В западном крыле были жилые помещения для артистов, выступавших на сцене Королевского театра. В зимнем саду, соединяющем эти два крыла, часть пространства была отведена под фойе.

Театр, рассчитанный на 200 зрителей, до сих пор обладает превосходной акустикой благодаря деревянным стенам, покрытым живописью, имитирующей мрамор. Зал имеет прямоугольную форму и лишен характерных для того периода округлений. Зрительный зал ступенчато поднимается вверх и имеет несколько рядов скамеек и девять лож (три напротив сцены и по три по бокам). Три ложи напротив сцены предназначались для короля и его семьи.

Между ложами стоят статуи женщин в античных одеждах, держащих в руках подсвечники (работа королевских скульпторов А. Лебруна и Я. Мональди). Живописный дизайн интерьера – работа Яна Б. Плерша. Полоса картин между антаблементом и потолком изображает девять лож с изысканной придворной публикой, дам, смотрящих в лорнет на туалеты соседей, сплетничающих придворных и т. д. 

Украшение Королевского театра основано на апполинской символике. На плафоне Ян Богумил Плерш изобразил Станислава Августа в образе Аполлона на квадриге (1787–1788). Король – Аполлон в окружении самых важных драматургов – Софокла, Шекспира, Мольера и Расина – предстает как солнце, сидящее на троне. 

Мифологический плафон дополняют ложи с изображением зрителей XVIII века. Это украшение завершалось расписанным занавесом (ныне утрачен) и работой Плерша, изображающей гору Парнас, с музами и Аполлоном. На фоне этой горы художник разместил вид на летнюю королевскую резиденцию.

Королевский театр вызывал в XVIII веке всеобщее восхищение благодаря великолепному живописно-скульптурному убранству. В день его открытия один из приглашенных французов выразил это словами: «Счастливое слияние римского вкуса с французским, такое же, какое существовало в прекрасные годы Людовика XIV, придает этому театру поразительные черты величия и богатства».

Театр в Старой консерватории был придворным театром, однако в 1791 году Станислав Август предоставил его на несколько месяцев театральной труппе В. Богуславского. В то время здесь проходили публичные выступления Национального театра. А в XIX веке, когда королевские помещения стали собственностью русских царей (1817 г.), театр в консерватории использовался спорадически, в основном по случаю пребывания царя и его гостей в Варшаве.

И Старая оранжерея, и Станиславский театр пережили Вторую мировую войну без серьезных разрушений, но регулярная адаптация интерьера театра к потребностям текущей театральной деятельности повлекла за собой замену и разрушение части старой театральной техники. Во время реставрации многое обновили, и сейчас на сцене этого театра опять продолжаются выступления. На территории старой оранжереи также устраиваются концерты классической, джазовой и традиционной музыки в исполнении артистов со всего мира. Вход на большинство мероприятий бесплатный.

Королевская галерея скульптур

Скульптурная галерея в Старой оранжерее находится рядом с Картинной галереей во Дворце и Графической галереей в Белом доме. Это, пожалуй, самое интересное место в парке.

Станислав Август собирал мраморные скульптуры и гипсовые копии самых известных произведений из Древней Греции (V в. до н. э. – I в. до н. э.) и Древнего Рима (I в. до н. э. – III в. н. э.) с начала своего правления. Затем продолжил коллекционировать работы современных скульпторов. Некоторые скульптуры, например Геракл Фарнезе и Аполлон Бельведера, были заказаны непосредственно для завершения оформления королевских резиденций. Таким образом скопилась довольно внушительная коллекция, для размещения которой потребовалось несколько павильонов.

Копии античных скульптур предназначались для Академии изящных искусств. Предоставив молодым художникам доступ к художественному образованию, она должна была привести к расцвету искусства в стране. По замыслу Станислава Августа Варшава должна была стать художественным центром, сравнимым с Дрезденом, Веной, Парижем и Берлином. Коллекция дидактического материала в 1795 г. насчитывала 563 произведения. В общем вся коллекция насчитывала: 176 мраморных скульптур, 23 мраморные вазы, 57 каменных скульптур, 2 каменные вазы, 563 гипсовых слепка и 16 античных скульптур.

Сейчас копии скульптур древнего мира выставлены колоннадой на фоне архитектуры с идиллическим итальянским пейзажем. Здесь, например, можно увидеть:

  • группу Лаокоона, изображающую бой жреца Лаокоона и его сыновей со змеями. Скульптурная группа была создана для Лазенок специалистами Берлинской глиптотеки. Копии этой работы находятся, например, в Британском музее в Лондоне и галерее Уффици во Флоренции;
  • Геракла Фарнезе – самую известную статую древнегреческого героя, отдыхающего после сражения с Немейским львом;
  • Флору Фарнезе – римскую статую, найденную в термах Каракаллы и украсившую площадь Фарнезе в Риме. Затем ее перевезли в Неаполь;
  • Аполлона Бельведерского – античную статую бога солнечного света, изображенного прекрасным юношей, стреляющим из лука;
  • Мелеагра – статую греческого героя, сына Ареса и Алфеи; 
  • амазонку Маттеи – древнегреческую статую раненой воительницы;
  • Гермеса Людовизи – эллинистическую скульптуру Гермеса.

Королевская галерея скульптур

Фото: источник

Это проект уроженца Дрездена Яна Каммсетцера, поэтому колоннаду называют Каммсетцеровской. Выставка должна была стать воплощением идеи Станислава Августа о современном общественном музее и реализацией концепции идеального музея польского государственного деятеля Августа Мошинского.

Долгое время считалось, что колоннада Каммсетцера не была отстроена полностью. Но во время реставрации в 2012 г. ученые сделали сенсационное открытие, обнаружив под штукатуркой сохранившиеся картины XVIII века, выполненные по эскизам Каммсетцера. Детализация проектов придворного архитектора, хранившихся в гравюрном кабинете библиотеки Варшавского университета, позволила провести реставрационные работы и полностью воссоздать галерею скульптуры в соответствии с королевской концепцией. Так наконец были реализованы мечты Станислава Августа о современном общественном музее.

Гипсовые скульптуры расположили так же, как их нарисовал Каммсетцер, – дизайнер воссоздал даже пьедесталы. Для изготовления классицистических украшений статуй по эскизам XVIII века был приглашен скульптор и сценограф А. Грабовский. 

Кроме того, были восстановлены три утраченных гипсовых слепка из королевской коллекции: группа Лаокоона, Аполлон Бельведерский и Мелеагр. Самая представительная – группа Лаокоона – стояла перед бывшей главной дверью в Старую оранжерею с террасы и зимнего сада. Статуя опирается на самый великолепный из постаментов. Скульптуры более скромного масштаба помещены на гипсовые подставки. Некоторые из них напоминают колонны, имитирующие фактуру и цвет лепнины XVIII века. 

В интерьере самой Старой оранжереи, как и в других помещениях здания, присутствуют современные решения. Но они вписаны очень деликатно и стали нейтральным фоном для интерьера, картин и статуй. Например, дизайнер добавил скамейки нейтрального серого цвета, оснащенные карманами для карточек, на которых, как и в Королевской галерее скульптур, каждый желающий может делать эскизы или заметки. Еще один новый предмет мебели – четырехгранная стойка ресепшн, она также не конкурирует с пространством.

В Старой оранжерее дизайнер расставил светодиодные световые точки. Освещение скрыто в полу за скульптурами и на рельсах, подвешенных в два ряда под потолком. В течение дня это только акцент, подчеркивающий синий цвет потолка, символизирующего небо. 

Последнее из значительных вмешательств – замена пола на плиты природного камня, привезенного из Египта. Они слегка напоминают песчаник, но имеют лучшие параметры. В итоге пол сливается с цветами выставленных картин. 

Дизайнеры проработали даже такие мелочи, как ажурные номерки в гардеробной.

Галерея польской скульптуры

Эта галерея расположена в западном крыле Старой оранжереи и занимает комнаты, в которых в XVIII веке жили королевские придворные и слуги.

Здесь собраны работы практически всех выдающихся польских мастеров, творивших в XIX–XX веках, и лучших немецких, итальянских, французских и русских скульпторов. На выставке представлены доминирующие направления в искусстве того времени: классицизм, импрессионизм, модерн, символизм и новый классицизм. Есть также авангардные работы.

В галерее можно увидеть:

  • атакующего воина Эгинета – гипсовая копия ценнейшей фронтонной скульптуры из храма Афайи на острове Эгина (Греция), построенного около 480 г. до н. э.;
  • бюст Аполлона Бельведерского – красивейшей статуи Аполлона;
  • бюст Дианы Версальской – богини Артемиды;
  • бюсты правителей, писателей, художников, актеров, священнослужителей и общественных деятелей. Например, бюст Наполеона (Я. Татаркевич) и бюст епископа Иоанна Крестителя Альбертранди (П. Малинский);
  • голову египетской женщины Я. Бернацкого. Это стилизованная формистическая скульптура, построенная из округлых геометрических тел, со схематическими чертами лица.

Помимо этого, на выставке можно увидеть скульптуры, посвященные детству и материнству, включая работы итальянских мастеров: Ч. Лапини и А. Манетти, и скульптуры на религиозные темы.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96