Гипсовые скульптуры — оригинал, копия, реплика — всё относительно
Очень часто люди, заказывая в мастерской или приобретая на аукционе произведения из гипса, сокрушаются, что это не оригинал, а копия известного шедевра. Но на самом деле в скульптуре, в отличие от живописи, границы между оригиналом и неоригиналом размыты.
То, что мы видим в известных музеях, даже искусствоведы затрудняются отнести к категории оригиналов или копий. Всё дело в технологии изготовления гипса, которая сама по себе подразумевают возможность изготовление сразу нескольких однотипных произведений. Причем такая тенденция прослеживается ещё с античных времен.
Гипсовые скульптуры копировали еще античные авторы
С древних времен статуя, имеющая определенный успех, была обречена на воспроизведение в нескольких экземплярах. Богатые римляне размещали свои заказы на скульптуры из гипса в мастерских полуострова, выбирая понравившиеся варианты. Процесс происходил примерно так же, как в современных мастерских — заказчик выбирал понравившуюся модель и ему ее отливали.
Эти более или менее точные копии, иногда с вариациями, сегодня представляют в глазах любителей искусства оригинальные произведения. Патина веков, отпечатав свой знак, придает каждой скульптуре оригинальность.
«Близнецов» античных скульптур был гораздо больше. Просто большинство из них уничтожили войны и стихийные бедствия. Только поэтому оставшиеся экземпляры настолько ценны.
Эпоха Ренессанса — скульптуры нередко сразу создавались целыми сериями
После падения Западной Римской империи и господства инквизиции, во время которых искусство находилось в глубокой стагнации, в XVI веке тяга к прекрасному возродилась. В этот период на свет появились известные скульптуры, которые поражают наших современников.
В те годы большинство скульптурных произведений изготавливалось на заказ. Поскольку многие знатные вельможи хотели иметь у себя такую красоту, скульпторы сразу создавали несколько копий. Иногда позже доделывались еще дополнительные варианты.
Даже самые известные шедевры этой эпохи имеют копии. Например, известная статуя Давида имеет огромное количество «близнецов», которые находятся на площади Синьории и Пьяццале Микеланджело во Флоренции, в Пушкинском музее Москвы, в Академии художеств Санкт-Петербурга, музее Виктории и Альберта в Лондоне. Некоторые историки считают, что таких статуй было ещё больше, просто часть из них погибла.
В это же время началось повальное увлечение антиквариатом и богатые люди заказывали большое количество скульптур, скопированных с античных произведений искусства. Например, практически все молодые художники и скульпторы, учащиеся в академии Рима, проходили этот этап перед тем, как уже начали создавать собственные произведения.
Фото: источник
Копии с неудачной скульптуры, ставшие шедеврами
В XVII веке Джан Лоренцо Бернини создал конную статую Людовика XIV, взяв за основу античные произведения. При составлении заказа монарх отредактировал первоначальный вариант, убрав из него лишние украшения и завитки.
Однако скульптура, которая была доставлена во дворец в 1685 году уже после смерти автора, монарху не понравилась, и он хотел её уничтожить. Позже король смилостивился и распорядился установить ее в конце швейцарского пруда в парке Версаля.
В ХХ веке с этой неудачной, по мнению короля, скульптуры было сделаны ещё две копии, которые установили во дворе Лувра и в великих конюшнях короля в Версале. То есть по большому счёту огромные толпы туристов восторгаются репликами.
Скульптуры бассейна в парке Версальского дворца — тоже копии
Скульптурная композиция «Латона и ее дети» украшающая одноименный бассейн в парке Версальского дворца, в оригинале изготовлена братьями Марси более 250 лет назад. Центральная группа была заменена с 1980-х годов скульптурами из смолы, смешанной с мраморной пудрой. Ликийцы, превратившиеся в амфибий, окружающие Латону, изготовлены из позолоченного свинца.
Если эти репродукции были сделаны при жизни скульпторов под их руководством, они несомненно, считались бы оригинальными. Авторы бы смогли бы контролировать процесс, а возможно, даже изменили бы какие-то детали, создав практически новые произведения.
Поэтому реплики, сделанные через 250 лет после создания произведения, не могут рассматриваться как оригиналы. Но, несмотря на это, они заставляют восторгаться миллионы туристов.
XIX век — время создания огромного количества копий
В XIX веке с появлением буржуазии возродилась и мода на гипсовые статуи. Причём они были настолько востребованы, что скульпторы их лепили и отливали в огромных количествах. Желая проследить число копий, известный скульптор Альфред Бари вначале начал нумеровать свои произведения, но потом понял, что это бессмысленно и прекратил нумерацию. Кроме того, клиенты были недовольны большими цифрами на заказанных изделиях.
Фото: источник
В это же время зарождается мода на увеличенные и уменьшенные статуи, которые аристократы заказывали под размер помещений. Были даже специальные каталоги уменьшенных и половинных размеров.
В это время было изготовлено множество копий «Мыслителя» Родена и реплик античных скульптур. Поскольку Роден уступил свои права на произведение Фердинанду Барбидьену, тот решил «отбить» потраченные деньги путем изготовления огромного количества моделей, некоторые из которых были сомнительного качества.
Поэтому, заказывая то-то в мастерской для изготовления изделий из гипса, не нужно переживать, что это не оригинал. Ведь то, чем восторгаются миллионы, очень часто такие же реплики. Но разве кто-то сможет утверждать, что они не так же прекрасны, как исходные работы?
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (278)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (142)
- О ремонте (58)