(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Орнаменты и декоративные мотивы

Орнаменты и декоративные мотивы

Орнамент — важный архитектурный элемент, позволяющий быстро определить эпоху или стиль определенного предмета.

Что такое орнамент

Орнамент — это единый повторяющийся декоративный мотив или определенный набор элементов, соединенных между собой в определенное целое. Орнаменты могут располагаться в виде сплошных полос, покрывать отдельные поверхности или объект полностью.

Орнаменты можно найти в архитектуре, живописи, скульптуре и других сферах, связанных с искусством. Считается, что орнаменты появились практически одновременно с рождением самих предметов, поэтому они сопровождают человека с момента пробуждения творческого начала.

Изначально орнамент имел геометрическую форму, со временем эти простые мотивы, например, в форме проколов, расположенных через равные промежутки, или полосок, имитирующих переплетение веревки (орнамент шнура), трансформировались во все более сложные формы. Рисунок усложнялся, появлялись изгибы, разнообразные линии, изображения растений и др. В каждой местности были свои мотивы, и с течением времени мода на них менялась.

Благодаря орнаменту можно определить место и период рождения определенной вещи и даже понять, кому именно она принадлежала. Однако нужно учитывать, что некоторые древние орнаменты использовались и позже, но в слегка измененном виде, например в стилях Ренессанса или классицизма.

Типы орнаментов

Среди типов орнаментов выделяют три основных направления:

  • геометрические орнаменты, например меандр;
  • растительные орнаменты, например завиток растения;
  • животные орнаменты, например голова быка.

Часто орнамент создавался путем стилизации реального предмета и многократного его копирования в декоративную полосу. Помимо этого способа стилизации, существует еще один, а именно сочетание разных элементов между собой. Благодаря такому методу, например, был создан гротеск.

Орнамент, в отличие от отдельных декоративных элементов, например, картуша, может состоять из множества мелких элементов. Среди орнаментальных мотивов можно найти человеческие фигуры, архитектурные фрагменты, каллиграфическое письмо, знаки, символы или предметы.

Орнамент в Древнем Египте

Орнамент, используемый в культуре Древнего Египта и Месопотамии, представлял собой прежде всего растительные формы, размещенные в более или менее геометрических системах. В Египте это была характерная для региона растительность — пальмовые листья и бутоны лотоса. Иногда в качестве архитектурных украшений использовались символы или изображения бога или фараона.

Орнамент в Древнем Египте

Фото: источник

Письменность также имела орнаментальное значение. В Египте это были иероглифы, в Месопотамии — клинописная письменность.

Орнамент в Древней Греции

У древних греков была особая страсть к украшению архитектуры и предметов, поэтому именно в Греции появилось много новых орнаментов и декоративных архитектурных деталей. Основные и простые по форме — меандр и астрагал. Эти украшения настолько простые, что их можно сочетать с другими, поэтому очень скоро они стали появляться в различных конфигурациях с другим популярным греческим орнаментом — киматием.

Еще один часто используемый орнамент — пальметта, изображаемый в виде пальметного фриза или мотива пальметты с цветами лотоса. Форму пальметты часто приобретали и акротерионы, то есть вершины, или антефиксы — черепица. В этот период в искусство вошел и мотив листьев аканта, характерного для региона растения, подобно астрагалу или пальметте развивавшегося и возвращавшегося в последующих эпохах.

Орнамент в Древнем Риме

Древний Рим добавил к греческим орнаментам римскую волнистую ленту и букраний — украшение, состоящее из черепов быков, обычно соединенных между собой гирляндой листьев, цветов или плодов. Такой рисунок ассоциировался с властью, обычно в похоронном контексте, так как бык был жертвенным животным. Такой орнамент можно найти в основном на мавзолеях и в гробницах.

Гораздо реже использовалась другая вариация этого орнамента — эгикранион, где вместо быков изображены козьи черепа.

Орнамент в религии

Признание христианства полноценной религией и связанное с этим развитие христианского искусства принесло дополнительные орнаментальные мотивы. Чаще всего это были растительные или животные элементы, но с символическим значением, продиктованным библейским посланием.

В орнаменте использовались мотивы винограда, пальмовых ветвей, рыб, павлинов, овец и якорей. Иногда вплеталась в орнаменты монограмма Христа.

В начальный период развития средневекового искусства преобладали простые и геометрические узоры. В дороманском искусстве в барельефах и книжной живописи, переживавшей расцвет, использовалось кельтское плетение. Полем для этого вида орнамента был бордовый декоративный каркас, окружающий композицию.

В романизме популярность приобрели ромбические и аркадные орнаменты в различных вариациях. Последние были особенно распространены в немецкоязычных районах. В архитектурных украшениях также часто присутствовали жгутики растений с нарушенными пропорциями.

С появлением готики растительный орнамент приобрел утонченность и более реалистичные формы. По-прежнему были популярны аркадные фризы, но в типичном готическом варианте, с заточенными арочными или высокими планами, имитирующими архитектурные детали, то есть узоры или вимперги. Как архитектурный элемент, деталь орнамента и декоративный мотив получила широкое распространение форма розетки.

В свою очередь, в британском искусстве появились исламские мотивы.

Орнамент позднего периода

Современное искусство предлагает нам огромный список орнаментов — от геометрических, вдохновленных древностью, прошедших через очень интересную эволюцию мотивов аканта, до совершенно новых форм.

Одна из любимых декоративных форм эпохи Возрождения — волюта — спиралевидный завиток (улитка). Такие элементы вставлялись чаще всего там, где необходимо смягчить разницу в уровнях или ширине, например между центральным нефом и проходом в здании с планировкой базилики.

Кроме того, новые растительные орнаменты пришли из исламского искусства. Самые популярные: мореска, представляющая собой затейливый орнамент из многоугольников или звезд, и арабеска, создаваемая из растительных элементов. Арабеска может представлять собой сочетание различных растений, цветов и плодов, и даже мелких предметов.

Еще один очень популярный орнамент в этот период — гротеск — самый сложный и оригинальный вариант (в переводе с французского grotesque буквально означает «причудливый»). Он берет начало в римском искусстве, но как украшение был использован только в эпоху Возрождения.

Гротеск может включать в себя практически все что угодно: растения, фрукты, предметы (например, музыкальные инструменты, оружие), животных, человеческие фигуры (чаще всего маленькие ангелы), фантастических существ. Он также может принимать различные формы, пример — канделябрный орнамент, то есть тот, где элементы расположены не горизонтально, а вертикально — один поверх другого. Особенно часто это использовалось на пилястрах или других вертикальных архитектурных элементах.

Мотив оружия имеет собственное название — паноплия. Паноплия обычно состоит из скрещенных или поднятых мечей, знамен или щитов. Эти мотивы часто встречаются в картушах — декоративных рамах гербов и надписях — также популярных со времен Возрождения и славных дней, пережитых в период маньеризма и барокко.

В маньеризме и барокко искусство стремилось к эффекту изящества и удивления, поэтому орнамент стал более красивым и утонченным. Были созданы новые орнаменты, то есть рулонный орнамент, дающий эффект свернутых краев бумаги или металла (в таком виде часто изготавливались картуши), орнамент «ушной раковины». Стали использоваться элементы в виде металлической фурнитуры. Популярным мотивом также был маскарон, то есть деформированное лицо-маска.

Вслед за барокко свой уникальный орнамент внесло рококо. Это был рокайль, иногда называемый панцирным орнаментом из-за его сходства с формой раковины. Он характеризовался причудливой, асимметричной и легкой формой и очень зубчатым контуром.

Орнамент рокайль

Фото: источник

В классицизме произошло возвращение к гармоничным и утонченным античным орнаментам, но на фоне этой тенденции выделялся ампир, связанный с правлением и личным вкусом Наполеона I. Помимо вдохновения из Древней Греции и Рима, в нем видны отсылки к Египту, например, в виде сфинксов.

Эмпирический орнамент также приветствовал все, что ассоциировалось с мощью, славой и силой: в орнаментах присутствовали медальоны, трофеи, жезлы, лавровые венки, лиры и арфы, львы, орлы, химеры и т. д. Все это часто увенчивали монограммой Наполеона, то есть декоративной буквой N.

Еще одно направление, имеющее собственный орнамент, — модерн. Все декоративные формы этого периода основаны на гибких цветочных мотивах. Наиболее распространенными элементами были вьюнки, тростник, ирисы и розы. Кроме того, были популярны насекомые и животные, связанные с деликатностью и грацией, например, бабочки, стрекозы, павлины или лебеди. Широко использовался волновой мотив.

В 20-х и 30-х годах ХХ века преобладал стиль ар-деко, особенно заметный в интерьерных украшениях и основанный на простых геометрических узорах, обычно в форме треугольника или ромба в различных конфигурациях. Это был также последний такой выразительный орнаментальный мотив, потому что с популярностью Баухауса (прогрессивной школы архитектуры и дизайна) и появлением визионеров, например, Ле Корбюзье, орнамент был отвергнут как ненужный элемент, потому что он не выполнял никакой функции, кроме декоративной. Первое место заняли простота и удобство использования, поэтому орнаментация ушла в прошлое.

После того, как история совершила очередной виток, орнамент снова вошел в моду. Это понятно: абсолютная рациональность скучна, поэтому быстро надоедает. Даже в самые тяжелые времена человек стремится к прекрасному, и орнамент — как раз та самая частичка, позволяющая украсить любой предмет, сделать его притягательным и уникальным. Кроме этого, многие орнаментные элементы имеют знаковость, богатую историю и национальные корни, что во много крат повышает их ценность.

Какие элементы и орнаменты используются в современной архитектуре

Говоря о современном орнаменте, стоит отметить, что дизайнеры с мировым именем не всегда придумывают новые элементы. Гораздо чаще они используют хорошо известные, так как те максимально подчеркивают выбранный стиль. Например, очень популярны:

  • Акант. Декоративный мотив в виде переплетения листьев аканта, известный с древности. Появился в основном в архитектурной скульптуре (коринфские головы, фризы), графике и художественном мастерстве. В разных стилях используется разный способ изображения аканта, например, может быть изображен вогнутый, сухой лист (около 1700 г.), выпуклый, с пластичной, пространственной формой листьев (Западная Европа — около 1630 г., Центральная Европа — с середины XVII века).
  • Акротерион. Вершина, декоративный архитектурный элемент, венчающий верхний и боковые углы фронтона, в форме стилизованной пальметты, волюты, листьев аканта, иногда групп фигур. Встречался в основном в древнегреческой, этрусской и римской архитектуре, иногда как кульминация погребальных стел.
  • Антитетическая система. Декоративное или чисто орнаментальное расположение фигур, с элементами, противостоящими друг другу по обе стороны оси симметрии. Состоит из центрального и бокового элемента или только из боковых. Может быть замкнутой системой или звеном в непрерывной системе. Часто использовалась в древности.
  • Арабеска. Орнамент в виде растительного завитка в симметричном расположении. Элемент пришел из античного искусства (Греция, Рим). В эпоху Возрождения им заполняли большие плоскости, например, перекрестия в сетках. В завитки вплетали геометрические элементы или плоды. В эпоху Возрождения и классицизма этот орнамент сочетали с гротеском.
  • Аркатура. Фриз, состоящий из аркад, типичных для дороманской и романской архитектуры, обычно размещается под карнизами на внешних стенах здания.
  • Астрагал. В архитектуре профиль, украшенный жемчугом. Иногда встречается как элемент сложного базового профиля. Так же называется сплошной орнамент в виде полувыпуклой полосы палочек, разделенных одинарными или двойными дисками или жемчугом.
  • Букранион. Декоративный мотив, чаще всего барельеф, изображающий череп быка.
  • Встенговский орнамент. Позднебарочный орнамент на основе ленточных мотивов. Разработан во Франции около 1690 г., стал модным в Европе в первой половине XVIII века В орнаменте ленты проходят нежными линиями, но первоначально они были тяжелыми и компактными, обрабатывались натуралистически, часто переплетались, завязывались в узлы и банты. В качестве сопутствующих мотивов выступали: кампанулы, ламбрекены, картуши, решетки, эспаньолеи, китайские мотивы. Постепенно ленты становились более стилизованными, закручиваясь в сигмоиды и образуя мотивы, похожие на букву С.
  • Гирлянда. Декоративный мотив в виде букета цветов, листьев, плодов или драпировки, подвешенных и свисающих вниз. Часто свободно перевязанных лентой или бантом. Элемент использовался в древности, особенно в Риме.
  • Гимн. Древний орнамент, чаще состоящий из попеременно расположенных элементов стилизованной пальметты и другого цветочного мотива. Встречается в греческой архитектуре и керамике.
  • Гротеск. Растительный орнамент в сочетании с натуралистическими и фантастическими фигурными, животными и предметными мотивами. Благодаря открытию в Риме Золотого дома Нерона в конце XV века этот декоративный мотив стал одним из самых популярных в современном и классицистическом искусстве.
  • Доспехи. Мотив декора в виде пересекающихся элементов оружия, знамен, вымпелов и т.д. Обычно интегрируется в определенную форму геомы. Элемент особенно характерен для искусства эпохи Возрождения и барокко.
  • Дролери. Декоративный мотив в виде небольших фигурных или анималистических сцен, характеризующихся фантазией, юмором, гротескной деформацией. Дролери, популярные в средние века, размещались в инициалах, на полях рукописей, в скульптуре, резьбе по дереву как дополнение к растительному орнаменту. В эпоху Возрождения их использовали в настенной живописи и графике. В период барокко этот элемент сочетали с гротеском и шинуазри.
  • Кабошон. В ювелирных изделиях драгоценный или полудрагоценный камень с округлой огранкой. В орнаменте художественно-декоративный элемент, по форме напоминающий драгоценный камень.
  • Канделябровый орнамент. Орнамент в виде подсвечника. Часто сочетается с арабесковыми или гротескными мотивами. Элементы расположены симметрично. Один из типичных орнаментов античного происхождения, широко распространенный в эпоху Возрождения и классицизма. Используется в основном в украшении скульптур, панно, пилястр и плинтусов, реже — в живописи и графике.
  • Картуш. Декоративная кайма герба, монограммы, надписи или росписи, а также орнаментальный мотив в виде декоративного щита.
  • Кимация. Сплошной, полосатый орнамент, сформированный из стилизованных растительных форм, особенно листьев. Различают несколько видов: дорический-полосный, геометрический, ионически-яичный (в отличие от астрагала жемчуг расположен вертикально), лесбийско-цветочный.
  • Кнорпельверк. Орнамент, состоящий из причудливого хряща с выпуклыми элементами и подобием ушной раковины. Элемент появился в конце XVI века в Нидерландах и распространился по Европе во второй четверти XVII века. Орнамент был модным до конца века и использовался в резьбе по дереву, ювелирном деле и лепнине. Если один из двух мотивов этого орнамента встречается без другого, речь шла либо о хрящевом орнаменте, либо об ушной раковине.
  • Лабра. Растительный орнамент. Внешние части геральдического щита имеют форму крупных листьев, выходящих с боков шлема, обычно симметрично с обеих сторон. Часто включает в орнамент и весь герб.
  • Мауреска. Плоский орнамент из переплетенных жгутиков растений с сильно стилизованными стеблями, листьями и цветами в симметричной композиции, плотно заполняющий декоративное поле. Распространился в исламском искусстве, но был построен на эллинистических традициях, модных в Европе эпохи Возрождения.
  • Меандр. Полоса орнамента из линии или полосы, ритмично изгибающейся под прямым углом.
  • Пальметта. Мотив декора в виде веерообразного, симметричного, стилизованного пальмового листа. Используется в архитектуре, живописи. Используется поодиночке или в ряду, создавая непрерывный орнамент.
  • Пергаментный орнамент. Напоминает пергамент по своей форме, фактуре и цвету.
  • Плоды граната. Декоративный мотив, особенно характерный для итальянского текстиля в XVI и XVII веках. Известен с древности, где прежде всего использовался в погребальных мотивах. В христианстве связан с марианской символикой как орнаментальная форма, использовавшаяся в основном в средние века.
  • Плетенка. Орнамент, состоящий из линий, лент, полос, тел животных или сетки с головами и конечностями животных, растительных стеблей или лент с листьями и цветами. Элементы перекрываются один раз вверху и внизу.
  • Регентская решетка. Орнамент, напоминающий фактуру и внешний вид тканой ткани. Элемент, сопровождающий регентский орнамент.
  • Рокайль. Орнамент, характерный для стиля рококо (1730), с причудливой асимметричной и неправильной формой, зубчатыми контурами, имитирующими формы стилизованных ушных раковин, раковин (поэтому иногда называют панцирным орнаментом). Со временем был обогащен гребнем петушка, регентской решеткой (около 1750). Используется в художественных ремеслах (дерево, бронза, фарфор), а также в скульптуре, архитектуре и украшении интерьера.
  • Сингери. Мотив декора, карикатурно изображающий сцены с обезьянами, характерные для орнамента рококо.
  • Стрэпворк. В нем элементы, стилизованные под полосы кожи или металла, изгибаются под разными углами. Количество сопутствующих элементов минимально. Орнамент использовали в украшении скульптур, лепнине и росписи (панно, пилястры), в резьбе по дереву (партеры, кафедры, орган), в мебельной инкрустации, художественном ювелирном деле.
  • Цекиновый орнамент. Состоит из ряда дисков, идущих друг от друга. В каждом диске часто видны отверстия, а иногда и проволока или шнур, скрепляющие их. Используемый в основном на узких продольных панелях в эпоху Возрождения орнамент чаще встречался в барельефе, архитектурном убранстве, орнаментации художественных изделий и графики.
  • Шинуазри. Эклектичный стиль в европейском искусстве, дизайне и архитектуре, относящийся к китайской культуре.
  • Эгикранион. Декоративный мотив в виде черепа, реже головы, козла или барана во фронтальном выражении. В античном искусстве встречается на метопах фризов и в убранстве алтарей. Был очень популярен в мебельной промышленности XVIII века.
  • Эспаньолет. Декоративный мотив в форме женской головы с прической, часто украшенной диадемой. В качестве дополнительных элементов использовались: драпировка, раковины, вееры и т.д. Голову окружали объемным жестким воротником. Мотив активно использовался во время регентства и раннего правления Людовика XV.

Орнамент эгикранион

Фото: источник

Это всего лишь часть элементов популярных орнаментов. На самом деле их огромное количество.

Орнамент в современном дизайне

В последние годы орнамент стал необыкновенно популярным элементом во всех направлениях дизайна: особенно часто его используют при отделке помещений. При этом мода не отдает предпочтение какому-либо стилю, это значит, что человек может сам выбрать понравившийся вариант. Кто-то предпочитает окружить себя античными предметами, кто-то хочет любоваться отделкой ампир, а кто-то выбирает минимализм. Для любого из этих стилей можно подобрать свой орнамент, воплотив задумку в гипсе, тканях или дереве.

Что касается орнамента в гипсовой лепнине, то здесь нет ограничений. Благодаря умелым рукам мастеров можно за несколько дней полностью преобразить любое жилье, превратив его в дворец, храм или ультрасовременный дом с шикарной натуральной отделкой, красивейшими декоративными элементами, особой атмосферой близкой по духу эпохи. Помимо лепнины с орнаментом, можно заказать стильные элементы интерьера — гипсовые статуи, рамы, камины и другие предметы.

Все это поможет подобрать и скомпоновать опытный и талантливый дизайнер. Вы также можете поучаствовать в процессе, подбирая варианты орнамента или даже придумывая свой.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96