Ошибки при самостоятельной разработке сюжета лепнины — фрукты, орехи и зерно в лепнине — что они означают?
Если внимательно рассмотреть любые древние барельефы и лепнину из гипса, выполненные в Древней Греции, Европе и Азии, мы увидим множество элементов в виде продуктов и напитков. Яблоки, виноград, вино, столы накрыты для пиршества… Еда и напитки появляются в бесчисленных контекстах на протяжении многих веков. Не отстают от давно почивших коллег и современные мастера, используя в своих работах те же образы в модной сейчас лепнине.
Почему и зачем древние художники и скульпторы уделяли продуктам и ритуалу еды в общем столь большое значение? Что означают, какой смысл несут такие элементы? Почему, разрабатывая концепцию дизайна с лепниной, нужно знать историю, религию и мифологию? Об этом вы узнаете из нашей новой статьи.
Мода на «гипсовые застолья» зародилась в Древней Греции
Практика изображения еды и пиршеств простирается через средневековье от Древней Греции и Рима, где банкеты и вакханалии, воспетые в литературе, живописи, лепнине и мозаике, были яркой и значительной частью жизни богатых жителей.
Идеальным примером этого направления служит мозаичный пол на вилле императора Адриана, расположенной в Тиволи. Мастер выложил из мозаики необычную картину — пол усеян рыбьими костями, фруктовыми косточками, ореховой скорлупой и другими объедками с обеденного стола.
Считалось ли это красивым или мастер был большим оригиналом, сейчас сказать сложно. Однозначно, что сюжет понравился заказчику и его придворным, раз мозаика сохранилась до наших дней.
В прошлых веках художники и скульпторы, в т. ч. работающие с гипсом, черпали вдохновение из культуры древности, где большое значение уделялось природе. Поэтому изображение фруктов, сладостей, винных сосудов, флоры и фауны в религиозных и светских образах стало нормой. Изображение таких предметов позволяло мастеру по гипсу проявлять виртуозные навыки наблюдения и передачи формы и фактуры. Художники также показывали мастерство работы с цветом и освещением.
Но традиции — не единственная основа этого направления. Изображения часто несли символическое значение или намек на определенное событие, о котором нельзя было говорить прямо. К сожалению, символике сейчас уделяется не столь огромное внимание, поэтому в домах людей, заказывающих лепнину, часто прослеживается несоответствие отделки и образа жизни хозяина и его семейства.
Что же означают фрукты, овощи, сосуды с вином и другие предметы и элементы застолья. Всегда ли это просто красивый элемент или просто изображенная еда? Давайте копнем гораздо глубже и попадем в те времена, где яблоко было не просто яблоком, а символом соблазна и грехопадения, а виноград означал свободу и вольнодумие.
Символика еды и напитков уходит корнями в древнюю религию. Фрукты, орехи, травы и зерно в мифологии служили атрибутами богов и богинь. Рассмотрим «продуктовый символизм» на примере Древней Греции.
Виноград — символ свободы разума, легкомыслия, беспечной жизни и наслаждения
Взяв любую фреску, барельеф или картину, где изображен Вакх, бог виноделия и веселья, мы увидим гроздья винограда и сосуды с вином. Именно поэтому виноград стал символом свободной, беспечной, веселой жизни, нарушения запретов и вольнодумия.
О сказанном выше знают многие, ведь древнюю историю изучает каждый школьник. Но не всем известно, что Вакх также был богом творческого вдохновения и религиозного экстаза.
Заказывая лепнину с виноградной лозой или отдельными гроздьями винограда, нужно понимать, что это не просто красивейший растительный элемент — это намек на стремление к свободе, неприятие жестких рамок и довольно легкое отношение к жизни. А ещё это символ творческого мышления. Не зря гипсовый виноград во все времена украшал своды и стены дворцов самых богатых и разгульных правителей, известных музыкантов и художников.
Где можно использовать виноград:
- Разрабатывая концепцию отделки лепниной делового кабинета, будет глупо включать в нее виноградные гроздья. Это вариант для столовой или творческой гостиной.
- Виноградную лозу можно использовать в виде элемента для внешней отделки зданий и скульптурных садовых композиций, например, при создании фонтанов, беседок, скамеек, расположенных в уединенных тенистых уголках.
- Виноградная лоза хороша для отделки колонн, в этом случае она становится просто красивым растительным элементом, в оригинале присутствующем в природе, и ни к чему не обязывает.
- Конечно же гипсовый виноград станет идеальной отделкой для винных погребков, баров и веранд.
- Очень хорош виноград в барельефах с изображением рога изобилия, застолья с присутствием разнообразных сосудов для вина и восточных лакомств, в сочетании с павлинами и при изображении восточных дворцов.
- Красиво и концептуально грамотно смотрятся виноградные лозы со статуями и барельефными изображениями античных героев.
- Можно изготовить из гипса целый натюрморт — тарелку с фруктами и бутылкой вина или амфорой. Ее можно поставить на камин, широкий подоконник, на высокую тумбу на улице, на гипсовый или стеклянный столик в беседке. Естественно, что венчать композицию будет именно виноградная гроздь.
- Виноградной лозой можно обрамлять зеркала, но не в спальной, а гостиной.
- Виноград отлично сочетается с «греческой лепниной» — древнегреческим орнаментом, в копиях с барельефов. Но такой вариант не очень хорош для холодных районов с долгими зимами.
- С гроздью винограда часто изображают бога Амура, «любовь, вино и музыка были даны для того, чтобы духи были счастливы».
Где нельзя использовать виноград:
- В отделке деловых помещений, переговорных.
- В сочетании с простыми растительными элементами — полевыми цветами, другими лозами, листьями.
- Виноград нельзя размещать в нижней части стены (близко к полу) в том случае, если он не плетется вверх. Виноград на тарелке будет хорошо смотреться на уровне глаз и выше. Плетущаяся лоза идеальна в высоком вертикальном рисунке на всю длину или в горизонтальном, но на уровне или выше уровня глаз.
- Виноградной лепниной нельзя украшать детскую комнату, за исключением случаев размещения барельефа с темой ангелов.
Сноп кукурузы или пшеницы
Зерно — символ Цереры, богини зерна, урожайности и плодородия. Эта богиня была особенно любима плебеями (простым народом) ещё и за то, что покровительствовала материнству.
Но Церера была не так проста, как кажется — в ее арсенале было необычное оружие: богиня могла насылать безумие. Возможно поэтому, кукурузные и пшеничные снопы упоминаются в метафорах для добродетели и порока в ранних религиозных писаниях. Также богаты этими образами христианские тексты Средневековья и Ренессанса.
Фото: источник
Ученые не без оснований считают, что символика, связанная с кукурузой и пшеницей заимствована из язычества и не была вытеснена по понятным причинам — зерно служило бесценной мерой богатства, гораздо более реальной и необходимой, чем несъедобное золото. От степени плодородия зависела жизнь любого человека.
В российской культуре начала XX века этот символ стал основой многих гипсовых барельефов, так как снопы указывали на принадлежность к крестьянству. Это правильная, но очень поверхностная трактовка. К сожалению, истинное значение этого элемента было забыто. А затем сноп и вовсе заменили всем известным серпом, исключив из фундаментального искусства.
В настоящее время во многих культурах зерно — символ богатства. В некоторых странах считается, что изображение зерновых привлекает успех и деньги, способствует увеличению семьи. Но не стоит забывать и о второй стороне медали — жадности и безумстве, способствующим обогащению. Поэтому этот элемент нужно использовать в лепнине очень аккуратно, без перебора.
При разработке концепции с использованием зерновых в виде колосьев, снопов и т. д., нужно учитывать следующие моменты.
Где можно использовать зерновые:
- Изображение колоса со стеблем позволяет украшать высокие вертикальные элементы, например, таким образом можно отделать дверной или оконный проем.
- Зерновые великолепны при отделке кладовых с продуктами в загородных домах.
- Зерно в любом виде сочетается с полевыми цветами.
- Сейчас на пике моды сельские сюжеты из 19-начала 20 века — крестьянки, жнущие пшеницу, поля с пасущимися животными.
- Великолепно смотрится элемент — ладони, наполненные зерном. Такой барельефный элемент можно разместить, например, над камином или заказать в виде скульптуры, разместив ее у входа в дом или в саду. В этом случае все будет выглядеть более чем символично, не требуя пояснений.
- Используя колосья, нужно помнить, что они любят пару или повторение рисунка. Одиночный колос выпадет из композиции.
Где нельзя использовать зерновые:
- Нельзя использовать зерновые с элементами не соответствующими географии, сюжету или временам года. Например, неправильно использовать в одной комнате лепнину с зерном и тропическими фруктами — апельсинами, гранатом.
- Пшеничное поле со зрелыми злаками или снопами идеально как самостоятельный сюжет. Не нужно стремиться впихнуть в барельеф, не имеющий отношения к сельскому хозяйству сноп с зерном, только для того, чтобы «привлечь богатство». Правильнее разместить такую лепнину в отдельной комнате, например, в кладовой с продуктами.
- Нельзя располагать снопы с зерном горизонтально, особенно если они имеют значительную длину. Правильнее использовать легкий уклон или полную вертикаль. Если все-таки требуется разместить колос со стеблем горизонтально, его можно слегка согнуть.
Гранат
Про гранат, можно сказать, что это самый загадочный фрукт, имеющий в искусстве прошлых веков множество значений.
Первые барельефы, посвященные мифологическим картинам, изображали плоды граната как атрибут Венеры и символ желания. Также гранат, содержащей огромное количество семян, означал плодородие и брак. Гранатовый плод часто появляется в священных образах.
Существует несколько легенд о появлении граната, способствующих его символическому значению. Согласно одной, гранатовое дерево выросло из крови, струящейся из половых органов раненого похотливого Акдестиса.
Всем известна судьбоносная роль плода граната в мифе о Прозерпине, богине подземного царства, рассказанном Овидием в «Метаморфозах». Прозерпину похитил Плутон, правитель Подземного мира. Мать Прозерпины, Церера, добилась освобождения дочери от Аида, но, прежде чем покинуть место заточения, Прозерпина съела там семена граната. В наказание она была вынуждена проводить в подземном мире часть каждого года. По легенде именно так зародились времена года, совпадающие с циклическим спуском Прозерпины к Аиду и ее восхождением на Землю. Гранат стал рассматриваться как символ воскресения и бессмертия. В христианских образах гранат служит той же цели.
Где можно использовать гранат:
- В современной лепнине гранат все-таки скорее означает тайное желание и любвеобильность. Поэтому, выбирая этот фрукт в качестве элемента композиции, старайтесь отдавать ему место в спальне, а не в гостиной.
- Все фрукты, в том числе и гранат, можно сделать частью лепнины на кухне. Но в этом случае тайный смысл будет потерян, зато кухня получит лепнину, соответствующую назначению помещения.
- Гранатовое дерево очень красиво смотрится в масштабных барельефах. А вот отдельные плоды лучше использовать как элемент в гипсовой лепнине.
- Плоды граната хорошо сочетаются с виноградными кистями. Можно сказать, что это идеальное сочетание и в смысловом, и в дизайнерском отношении.
Где нельзя размещать лепнину с гранатом:
- Плоды граната не подходят для лепнины в детской комнате ни при каких условиях.
- Нельзя использовать гранатовые элементы в комнатах пожилых людей. Иначе это будет выглядеть намеком на «прошлые успехи» или, что ещё хуже, на скорый уход в вечность.
- Не рекомендуется использовать гранатовую тему в барельефах с маленьким масштабом.
Орехи, желуди
Орехи можно увидеть на многих древних фресках и картинах. Но наибольший смысл в этот образ вкладывали первые христиане. Аббат Двенадцатого века Адам Персейгнский считал, что половинка грецкого ореха, имеющая три части: внешнюю оболочку, скорлупу и внутреннее ядро символизирует Святую Троицу. В Ветхом Завете было написано, что жезл первосвященника Аарона расцвел и принес орехи, предвещая Воплощение Христа.
Помимо своей аллюзивной природы, орех и другие компоненты натюрморта также служат декоративной цели. Во многих странах орехи и южные фрукты были деликатесами и стоили очень дорого, поэтому эти образы мастера часто использовали в лепнине.
Фото: источник
Где можно использовать орех:
- В лепнине грецкий орех в настоящее время встречается редко, хотя этот элемент можно использовать при отделке кухни, рабочего кабинета, камина в гостиной.
- Ореховое дерево отлично смотрится в модных сейчас барельефах.
- Орехи вписываются в любые натюрморты, барельефы с осенними мотивами.
- Дубовые листья с желудями — идеальная лепнина для открытых беседок с видом на воду.
Вместо грецкого ореха, можно использовать фундук или желуди. Желуди в лепнине идут в композиции с дубовыми листьями — это отличный вариант отделки рабочего кабинета, большой прихожей. Дуб всегда символизирует долговечность, силу и крепость духа.
Где нельзя использовать лепнину с орехом:
- Лепнину с орехами не стоит размещать в детской комнате — это вариант для зрелых и пожилых людей.
- Этот вариант не подходит для женской спальни. Грецкий орех и желудь — это мужские знаки.
Яблоки, тыква, вишни, айва
Яблоки, тыква, вишни, айва — все это библейские символы.
Яблоко — наиболее узнаваемый символ в христианстве. Поскольку латинские слова «яблоко» и «зло» совпадают — яблоко ассоциировалось с Древом Познания, с которого Ева съела запретный плод. Часто изображался с яблоком младенец Иисус, так обозначалась его роль Искупителя от греха и смерти.
Что касается тыквы, то это тоже библейский образ. В библейской истории об Ионе Бог заставил тыкву расти над головой пророка в качестве укрытия.
Яблоко – не единственный плод, упоминаемый в религии. Христос часто держит гранат, вишню, которая намекает на жертву его крови, или айву. Айва была священной для древних как атрибут Венеры и эмблема брака и плодородия. И согласно древнеримскому писателю Плинию, срез с дерева айвы образует другое дерево при посадке. Так этот образ стал символом бессмертия.
Где можно использовать такие элементы:
- Гипсовые яблоки, тыква и другие фрукты и овощи — беспроигрышный вариант для кухни, столовой, кладовой.
- Тыква хорошо сочетается с элементами виноградной лозы.
- Яблоки можно использовать в гипсовых барельефах, в т.ч. с образом дерева познания.
- Фруктовая тема подходит для детской комнаты.
- Конечно же, гипсовые фрукты всегда актуальны в саду.
Как выбрать правильный сюжет для лепнины?
Символическая сила такого рода образов продолжалась до восемнадцатого века. Сейчас лепнина носит скорее декоративный характер, но все-таки не стоит забывать и о смысловой нагрузке гипсовых элементов. Тогда, принимая в гостях эрудированного человека, вы не будете выглядеть нелепо.
Чтобы не попасть впросак, разрабатывая дизайн-проект отделки дома, пригласите специалиста из мастерской гипса. Дизайнер подберет красивые, стильные и подходящие для интерьера образы, объединив пространство в одно целое. Готовые варианты можно будет посмотреть на фото в портфолио.
Гипсовая лепнина — довольно дорогой вариант отделки, поэтому не стоит рисковать, занимаясь самодеятельностью.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (141)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина в футуристическом дизайне
- Гипсовая лепнина в мечетях: искусство, традиции и символика
- Возможности использования гипсовой лепнины в тематических парках и развлекательных комплексах
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность