Отделка поверхности скульптуры
Поверхностной отделке подвергаются практически все скульптурные изделия, в т.ч. и из гипса. Это необходимо для их сохранения и улучшения внешнего вида.
Поверхностная обработка скульптуры может быть естественной, когда мастер работает непосредственно с материалом, либо искусственной, когда на поверхность изделия наносится слой краски или другое покрытие.
Сглаживание и полировка поверхности скульптуры
Многие скульптурные материалы, например, гипс, имеют естественную красоту цвета и фактуры. Ее подчеркивают путем сглаживания и полировки.
Естественная обработка позволяет подчеркнуть структуру материала, придать ему гладкость. В случае с гипсом, художник получает идеальную классическую поверхность, не требующую окрашивания. Слой краски наносится, если этого требует интерьер или заказчик хочет получить особенное изделие.
Чаще окрашиванию подвергается лепнина, предназначенная для современных интерьеров, например, оформленных в стиле хай-тек. Когда требуется максимум металлизированных деталей, элементов под «натуральный» кирпич, камень, цемент, поверхностей с грубым рельефом и т.д.
Обработка поверхности гипсовой скульптуры чаще заканчивается именно полировкой. Безупречно гладкий, но в то же время не безликий гипс, хорош именно в натуральном виде.
Работы, выполненные методом резьбы по камню, полируют с помощью градуированных грубых и тонких абразивов, таких как карборунд, песчаник, наждак, пемза. Камни, имеющие мелкозернистую структуру, например, мрамор и гранит, в результате полировки приобретают блеск. Крупнозернистые камни нельзя отполировать, поэтому их сглаживают до зернистой поверхности. Для окончательной полировки камня иногда используется воск.
Природная красота древесины раскрывается после обработки наждачной бумагой или соскобом с последующим покрытием воском или маслом. Традиционные материалы — пчелиный воск и льняное масло.
Фото: источник
Сейчас доступны совершенно новые лакокрасочные материалы.: акриловые, темперные краски, цветные лаки и т.д., но многие мастера, как и в случае с гипсовой лепниной, не спешат закрывать естественную красоту дерева. Поэтому до сих пор воск, масло и бесцветный лак остаются предпочтительными видами покрытия для деревянной скульптуры.
Слоновая кость полируется с помощью мягких абразивов, например, пемзы. Абразив наносится влажной тканью. После полировки костяные изделия отбеливают, но это делается не всегда.
Для бетона подходят абразивы, которые одновременно выравнивают поверхность. Некоторые виды бетона можно полировать.
Металлы вручную натирают стальными щетками и наждачной бумагой. Далее полируют различными металлическими полиролями. Металл можно полировать до блеска с помощью механических шлифовальных кругов, используемых в сочетании с абразивами и полиролями. На полированную металлическую поверхность наносятся прозрачные лаки.
Окрашивание скульптур
Нанесение лакокрасочных материалов на любое художественное изделие требует большого практического опыта и знания свойств материалов.
Гипс, камень, дерево, металл, стекловолокно могут быть окрашены при условии, что их поверхности подготовлены должным образом. Без этого краска со временем облупится, слезет или потеряет внешний вид. Например, при недостаточной полировке краска ляжет неравномерно, будет подтекать и скапливаться у шероховатостей.
Для правильного эффекта необходимо использовать только специальные грунтовки и краски. В прошлом резьба по камню и дереву часто заканчивалась покрытием парижской штукатуркой, которая служила материалом для моделирования деликатных деталей поверхности и грунтовкой для покраски. Сейчас парижская штукатурка в этих целях практически не используется. Специалисты применяют готовые, более надежные грунтовки.
Качественная грунтовка позволяет лучше сцепиться поверхности изделия с покрытием. Также она не дает впитаться краске, что происходит при прямом нанесении покрытия на гипс или дерево.
Исторически роспись скульптуры выполняли художники. Например, в греческой рельефной скульптуре фактические детали композиции часто опускались на стадии резьбы. После подготовки поверхности и выполнения грубых деталей начатое доделывал мастер. Замечательный пример художественной росписи скульптуры — работы великого фламандского художника Рогира ван дер Вейдена (15 век).
Сейчас отделка скульптур часто проводится с помощью механического шлифования с покрытием высококачественными целлюлозными красками. Современная технология окраски — механическое распыливание. Методика позволяет нанести идеально тонкий и ровный слой лака или краски на любую поверхность.
Золочение
Поверхности скульптур из дерева, камня и гипса могут быть украшены золотом, серебром и другими металлизированными покрытиями, которые наносятся в виде тонких пластин, порошка или краски поверх специальной грунтовки.
Ранее часто подвергались золочению металлы, особенно бронза. Процесс представлял из себя обработку изделия амальгамой. Хорошо известный пример позолоченной бронзы — панно «Врата рая во Флоренции», выполненное скульптором 15-го века Лоренцо Гиберти.
Фото: источник
Золочение модно и сейчас. Многие владельцы загородных домов заказывают гипсовую лепнину с позолотой. И это понятно: сочетание гипса и золота — классический вариант отделки, позволяющий подчеркнуть роскошь, вкус и приверженность к классике. Не зря позолоченный гипс украшал самые красивые дворцы, соборы и театры.
Гипс с позолотой великолепно сочетается с дорогими породами древесины, тяжелыми портьерными тканями, хрусталем, ценными металлами и другими элементами богатой обстановки. Но использовать золочение нужно умеренно, иначе можно получить обратный эффект, когда красивая декоративная лепнина теряет привлекательность, и весь интерьер превращается в безвкусицу и фарс.
Патина
Патина — это изменение внешнего вида металла, вызванное коррозийным действием химических веществ. Патину приобретает скульптура, подвергшаяся воздействию атмосферного влияния, находившаяся в соленой воде, земле и т.д. Все старинные изделия имеют особую патину, говорящую о возрасте изделия, что повышает их стоимость.
Подобный эффект может быть достигнут искусственно, с применением различных химических веществ. Особенно красиво смотрится патинированная бронза, которой можно придать большое разнообразие привлекательных зеленых, коричневых, синих и черных оттенков.
Что касается железа, то ему для придания возраста дают ржаветь до тех пор, пока оно не приобретет удовлетворительный цвет. Затем процесс прекращают лакированием.
Сейчас патина в моде, и этот эффект используют не только для металлов. Мастера применяют эффект искусственного состаривания для любых материалов, включая гипс. Конечно, в данном случае термин «патинирование» несколько условен, так как коррозии могут подвергаться только металлические поверхности. Но благодаря специальным лакам и краскам, можно создать эффект изменения цвета, наличия трещинок, расколов и других признаков возраста изделия, что также можно считать «патиной».
Гальванопокрытие
Поверхности металлических или специально подготовленных неметаллических скульптур могут быть покрыты хромом, серебром, золотом, медью, никелем с помощью промышленного процесса гальваники.
Связанная техника — анодирование — может использоваться для окрашивания поверхности и предотвращения коррозии алюминиевой скульптуры.
Другие виды поверхностной отделки скульптур
Поверхности металлической скульптуры можно декорировать с помощью многочисленных методов металлообработки — травления, гравировки, инкрустации металла, эмалирования и так далее.
Керамическая скульптура может быть украшена оксидами и эмалями, глазированием различными блестящими или матовыми глазурями, полировкой, снимающей блеск, для подчеркивания блестящих элементов.
В поверхность скульптуры, в том числе и гипсовой, могут встраиваться другие материалы. Например, глаза древних фигурных скульптур инкрустировали ценными камнями. А в мексиканских мозаичных работах вся поверхность покрывалась перламутром, бирюзой, кораллами и др. декоративными элементами. Сейчас эти приемы чаще используются при изготовлении ритуальной скульптуры, хотя находятся заказчики, желающие получить неординарное изделие.
Отделка поверхности скульптуры — финиш работ, требующий аккуратности, точности и исключающий экономию на материалах. Любая ошибка на данном этапе снижает художественную ценность изделия, а иногда и полностью его обесценивает.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (280)
- Об архитектуре и дизайне (262)
- О дизайне интерьера (142)
- О ремонте (59)