(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Чем отличаются античные стили — египетский, греческий, римский

Чем отличаются античные стили - египетский, греческий, римский

Многие люди, интересующиеся искусством, в том числе гипсовой лепниной, с легкостью разбираются в современных направлениях, но когда дело касается древних стилей, путаются и не могут назвать различия. По этой причине, заказывая гипс по своему проекту, очень удивляются, услышав от нашего дизайнера предложение все переделать из-за несоответствия концепции и стиля, недопустимого смешения стилей.

Действительно, обывателю может казаться, что все античные стили в искусстве одинаковы. На самом деле они имеют разные черты, так как создавались с разными целями и в разных условиях. Сегодня разберемся, чем отличаются египетский, греческий, римский стили.

Три страны — три разных мира

Несмотря на ослепительную красоту, эстетка древнеегипетского искусства играет второстепенную роль по отношению к практической функции, которую она выполняла первоначально. Все лучшие произведения Древнего Египта были предназначены для религиозных и погребальных целей. Также искусство Египта неразрывно связано с письмом.

Древнегреческие художники воспевали красоту тела и своих мифических богов. Они использовали разнообразные техники и материалы, создавая огромные гипсовые, мраморные и бронзовые скульптуры и изысканные барельефы с изображением героев. Тем же темы присутствовали в красной и черной вазописи, в значительной степени, сохранившейся до наших дней.

Римское искусство сначала находилось под влиянием этрусков и греков. Именно у них римляне взяли азы архитектуры и отделки. На этой надежной базе постепенно развивались новые виды художественной деятельности. Рим проявил себя в области глобальной архитектуры и инженерии, возведя захватывающие дух базилики, амфитеатры и акведуки, сохранившиеся до наших дней.

Египет — страна гробниц и двумерного искусства

Египетское искусство развивалось с начала IV тысячелетия до н.э., оставаясь на службе правителей и религии. Задачей художников была визуальная пропаганда, укрепляющая сложившийся общественный строй. Характерная черта египетского искусства — преемственность, постоянство и художественное единообразие форм. Мастера полностью следовали традициям, строго соблюдая цветовой спектр, правила и тематику рисунка. 

Архитектура Древнего Египта была представлена в основном в камне. До нас дошли таинственные пирамиды, гробницы и храмы, до сих пор служащие предметом споров, легенд и неоткрытых тайн. Статуи первых лиц изготавливались из камня и дерева.

Египет — страна гробниц и двумерного искусства

Фото: источник

Также представляют интерес роспись стен и письмо на папирусах, изысканная посуда, предметы быта, ювелирные изделия, мебель, изделия из стекла.

В начале исторического периода характерный стиль картин, рельефов, скульптуры и украшений был включен в официальный канон, который не претерпел изменений в течение 3000 лет.

Большинство произведений искусства были созданы для темных храмовых интерьеров и для оснащения гробниц для помощи умершим в загробной жизни. Поэтому современным людям сцены с примитивным рисунком и отсутствием перспективы кажутся наивными. На самом деле эти рисунки делались по ритуальным формулам, отражающим все важные физические характеристики.

Лицо изображалось в профиль, чтобы наилучшим образом отражать его черты. На стенах храмов и гробниц также были нарисованы еда и напитки для подкрепления божества или умершего. Сцены, изображающие производство продуктов питания, должны были обеспечить его постоянное снабжение.

Даже танцы рисовались с определенной целью — танец и живая музыка пробуждали богов и оживляли чувства умерших.

Древнеегипетское искусство неразрывно связано с письмом. Слова-образы появились в конце четвертого тысячелетия до нашей эры и первоначально использовались только для ведения записей. Позже иероглифы стали частью монументальных каменных рисунков на стенах гробниц, храмов, на обелисках и скульптурах, а также в церемониальных папирусах и на объектах религиозного поклонения.

Древнеегипетские мастера черпали вдохновение из окружающего их природного мира. Действуя в рамках строго определенной художественной конвенции, они смогли запечатлеть природу известных растений, животных и птиц.

Функциональный, загадочный характер древнеегипетского искусства подчеркивает тщательный подбор цветов. Государство фараонов, символизируемое белой короной Нижнего Египта и красной короной Верхнего Египта, делилось на Черноземье, где процветало земледелие, и бесплодную Красную землю пустыни. Черный и зеленый использовались в изображениях бога Осириса, божества плодородия и вечной жизни, а красный, чтобы изобразить его злого брата Сета, божество хаоса. 

Синий цвет, окруженный золотисто-желтым свечением, используемым для изображения божественной стихии. Пол египтян подчеркивался разным цветом: у мужчин была красная кожа, у женщин — светлая.

Греция — колыбель искусства

Греческое искусство развивалось в XII веке до н.э. на Балканском севере, Эгейских островах, в Малой Азии, на юге Италии, Сицилии, Средиземного и Черноморского побережья.

Архаический период представлен в основном керамикой, расписанной геометрическими узорами, небольшими фигурками, архитектурой в мегаронном типе. А вот VII век стал началом монументального строительства и скульптуры.

Классический период характеризуется умеренностью, гармонией, логикой и единством композиции. Впервые были созданы города с функциональным планом с прямоугольной сеткой улиц. Развивалась отдельно стоящая скульптура, показывающая движение, настенная живопись, роспись ваз, скульптура. 

Центром искусства были Афины, где были собраны выдающиеся архитекторы, скульпторы и живописцы. Были разработаны дорические и ионические архитектурные заказы. Появилась коринфская колонна. В скульптуре был разработан канон человеческой фигуры.

В IV веке была начата монументализация коммунальной архитектуры — появились булевтерий (административная часть), театр, стадион, создавался новый тип сакральных и светских зданий. В скульптуре появилась женская обнаженная тема. В станковой живописи появились жанровые сцены и утвердился иллюзионизм.

В эллинистический период греческое искусство стало разнообразным, более светским и универсальным. Происходил расцвет градостроительства и коммунального строительства. Были возведены монументальные светские и священные здания. В жилом строительстве появился дом с перистильом, настенные росписи, напольная мозаика и канализационные устройства.

Искусство было представлено в реализме, экспрессии и др. темах. Станковая живопись перешла на пейзажи и натюрморты. Расписная керамика уступила место гипсовому рельефу.

Рим — фундаментальное строительство

Произведения, отнесенные к римскому искусству, всегда носили наднациональный характер, основанный на этрусских и греческих работах. Позже римское искусство стало международным классическим стилем, влияющим на весь, захваченный Римом, средиземноморский мир.

Рим — фундаментальное строительство

Фото: источник

Греческие художественные изделия впервые попали в Рим как военные трофеи. Так как работы были хороши, с шедевров великих греческих скульпторов начали делать копии. Но постепенно новые образцы приобретали отдельные черты, диктуемые менталитетом страны. Одна из таких черт — склонность к реализму. Другая характерная форма римского искусства — памятный рельеф. 

Римская живопись была в основном сведена к декоративным настенным росписям. Древние римляне обогащали монументальные здания с помощью арок и бочкообразных сводов. 

В архитектуре Древнего Рима в качестве строительных материалов использовались дерево, кирпич и бетон. Римский бетон отличается необычайной прочностью и водонепроницаемостью.

Римское производство глиняных и серебряных сосудов было связано в первую очередь со спросом двора. Мастера делали вогнутые и выпуклые узоры, использовали полудрагоценные камни. Умение их обрабатывать было перенято у греков. 

Популярными были глиняные сосуды с черной глазурью, изготовленные в северной части Италии. Их производство исчезло в конце второго века до нашей эры, в середине первого века до нашей эры появились сосуды из ярко-красной глины. Они производились преимущественно в южной части полуострова. Аретийская керамика — чаши, тарелки украшались выпуклыми цветочными или фигурными узорами с мифологической тематикой.

Как видите, античное искусство хоть и имеет общие временные рамки, развивалось в разных направлениях, преследуя разные цели и имея свои эталоны и шедевры. Поэтому грамотный дизайнер никогда не станет их смешивать.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96