(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Пергамский алтарь: скульптуры, фрески и лепнина Пергамского царства

Пергамский алтарь: скульптуры, фрески и лепнина Пергамского царства

Пергамский алтарь — это монументальное сооружение, построенное во времена правления короля Евмена II в первой половине 2-го века до нашей эры. Это великолепное архитектурное, скульптурное и лепное произведение искусства располагалось на одной из террас акрополя древнегреческого города Пергамон в Малой Азии. Над созданием лепной композиции работала целая группа выдающихся скульпторов того времени, среди которых Дионисиат, Орест, Менекрат и другие.

Монументальная скульптурная композиция алтаря в наше время

Пергамский алтарь – уникальное наследие древнегреческой культуры. Одна лишь парадная лестница имеет ширину почти 20 метров. В отличие от большинства произведений искусства того времени, это монументальное строение сохранилось практически полностью. Большое П-образное строение с высокой лестницей завершается просторной галереей с ионическими колоннами. Очень хорошо сохранилась основа, украшенная лепным фризом с высоким рельефом. Рельеф красочно и подробно изображает гигантомахию – легендарную битву между олимпийскими богами и титанами. Такой сюжет был выбран скульпторами не случайно – битва должна была ассоциироваться с победой в сражении пергаменцев с галлами.

На внутренних стенах двора расположен второй, меньший и менее хорошо сохранившийся барельефный фриз. Он окружает центральный огненный алтарь на верхнем уровне сооружения (в верхней части лестницы). Этот лепной фриз изображает события из жизни Телефа — легендарного основателя города Пергама и сына героя Геракла и Ожа, одной из дочерей короля Тегея Алеуса.

В 1878 году немецкий инженер Карл Хуманн начал официальные раскопки в Пергамском акрополе, которые продлились до 1886 года. Раскопки проводились, чтобы спасти великолепные алтарные фризы и обнажить фундамент здания. Позже были обнаружены и другие древние сооружения Акрополя. Раскопки проводились на территории современной Турции, поскольку именно здесь когда-то располагался древнегреческий город Пергамон. После переговоров с турецким правительством было решено, что все найденные в ходе раскопок фрагменты фриза станут собственностью берлинских музеев.

После работ Карла Хумана в 1881 году в Пергамском акрополе, все находки были доставлены в Берлин. Приглашенные итальянские реставраторы несколько лет собирали панели фриза из тысяч найденных фрагментов. Чтобы достойно продемонстрировать результат посетителям в 1901 году на берлинском Музейном острове был открыт новый музей. Однако первый Пергамский музей оказался недостаточно большим и структурно несостоятельным. В 1909 году он был снесен и заменен гораздо большим музеем, который открылся в 1930 году.

Монументальная скульптурная композиция алтаря в наше время
Фото: источник

Новый музей и сегодня открыт для публики на острове. Несмотря на то, что в новом музее находилось множество коллекций экспонатов кроме лепных фризов (например, знаменитая реконструкция ворот Иштар древнего Вавилона), жители города решили назвать его Пергамским музеем. Это отражает уникальность и значимость находки. Пергамский алтарь сегодня считается самым известным экспонатом в Берлинской коллекции классических древностей, которая выставлена ​​ на Берлинском музейном острове.

29 сентября 2014 года было объявлено, что Пергамская выставка будет закрыта на 5 лет для полной реконструкции выставочного зала, включая, строительство нового стеклянного потолка и новой системы климат-контроля. Открытие выставки запланировано на конец 2019 — начало 2020 года.

Алтарь в древности

Королевство Пергамен, основанное Филитаэром в начале 3-го века до нашей эры, изначально входило в состав эллинистической империи Селевкидов. Атталус I был первым, кто достиг полной независимости этой территории и провозгласил себя королем после победы над кельтскими галатами в 228 году до нашей эры. Эта победа над галатами, представляющими угрозу для Пергамского королевства, обеспечила ему возможность закрепления своей власти на территории. Именно в связи с исключительной важностью победы над галлами было принято решение увековечить это событие в лепной и скульптурной композиции. Таким образом, династия Атталидов стремились продемонстрировать свою важность для внешнего мира.

Декоративное оформление и функции алтаря

Как и в случае с большинством молодых династий, Атталиды стремились укрепить свою легитимность за счет пожертвований и монументальных строительных проектов. Внушительный алтарь, соответственно, строился также с политическими целями.

Вплоть до второй половины 20-го века некоторые ученые предполагали, что алтарь был возведен Евменом II в 184 г. до н.э. после победы над кельтским племенем Толистоагия и их лидером Ортиагоном. Однако, более убедительной историкам сегодня кажется версия, что необязательно связывать строительство жертвенника со специфическими военными событиями. Исследование конструкции алтаря и фризов привело к выводу, что он не был задуман как памятник конкретной победе. В целом оформление Пергаменских памятников победы создано по литературным произведениям и памятным реликвиям.

Декоративное оформление и функции Пергамского алтаря
Фото: источник

Фриз гигантомахии, расположенный на наружных стенах Пергамского алтаря, избегает любых прямых отсылок на конкретные военные кампании — за исключением «Звезды Македонии» на круглом щите одного из великанов на восточном фризе. Скульптурная и лепная композиция алтаря изображает борьбу олимпийских богов, во главе с Гераклом, с мифическими великанами из древней расы (Титанами). Это событие настолько значимо и эпохально, что символизирует всю мощь и ужас любой войны. Интерпретировать фриз можно как метафорическое изображение борьбы между добром, которое символизируют олимпийские боги, и злом, которое изображают хаотические силы природы в виде земных гигантов.

К сожалению, плохо сохранилась подпись под лепной композицией, которая, скорее всего, разъяснила бы ее сюжет. В частности, центральная роль отводится Зевсу, отцу богов, и его дочери Афине, поскольку они изображены на самых видных местах фриза Гигантомахии.

Вопреки распространенному мнению, Пергамский алтарь — это не храм, а, исключительно жертвенник храма, расположенный перед центральным сооружением. Предполагается, что храм Афины, расположенный на террасе акрополя над алтарем, был архитектурной основой жертвенника. Служил он исключительно местом жертвоприношения. Эта теория подтверждается несколькими основаниями статуй с надписями, найденными в непосредственной близости от алтаря. К сожалению, несколько уцелевших надписей не дают достаточной информации, чтобы определить, какому именно богу был посвящен алтарь.

Алтарь утратил свою функцию в период поздней античности, когда христианство заменило и подавило многобожие в религии. В 7 веке Пергамский акрополь оказался на линии обороны города от арабов. В тот период произведение лепного и скульптурного искусства было частично разрушено, а город захвачен арабами.

До начала реставрации в 2014 году, ежегодно сотни тысяч туристов посещали новый музей в Берлине, где выставлялся великолепный Пергамский алтарь. Реалистичная, живая, «подвижная» лепнина и скульптура сооружения настолько восхищает историков и искусствоведов, что многие из них считают Пергамский жертвенник одним из лучших творений древнегреческого периода.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Студия лепного декора ГессоСтар
Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696