«Персей» Челлини – взгляд через века
Туристы, приезжающие посмотреть на красоты Флоренции, обязательно посещают площадь Синьории с ее многочисленными статуями, среди которых выделяется скульптура мифического божества Персея, держащего голову поверженной Медузы.
Это скульптурное изображение держащего в одной руке отрубленную голову Медузы, а другой — меч. В его ногах лежит туловище Горгоны. Произведение интересно не только внешним видом, но и необычными фактами, связанными с его историей. Во многих событиях, связанных с Персеем, как в капле воды, отразились все творческие проблемы, дошедшие до наших дней.
Скандальная Слава Челлини
Автор шедевра Бенвенуто Челлини был неоднозначной личностью – в 16 лет успел поучаствовать в публичной драке, и позже неоднократно имел проблемы с законом – много пил, в нетрезвом виде распускал руки, был заподозрен в кражах со взломом и даже в убийстве. Не избежал он и обвинений в интимных домогательствах, причем ему вменялись связи с партнерами обоих полов. За это Челлини заплатил штраф в 12 стаев (283 кг) муки.
Но, несмотря на пороки, скульптор был талантлив – его способностями восторгался даже Микеланджело. Справедливости ради, не только Челлини имел дурную славу. Другой известный итальянский гений – Караваджо — тоже обвинялся в пьянстве, драках и убийстве. Да и многие творческие люди, жившие позже, имели проблемы с законом и нравственностью.
Трудная судьба шедевра
Вначале работы над произведением автор даже не мог представить, что его ждет. Мастер был известен – Челлини только что доставил королю Франции Франциску I знаменитую золотую солонку – Сальеру, входящую в число лучших произведений Художественно-исторического музея Вены. Создание статуи Персея вызвался финансировать Козимо I Медичи. Он предоставил мастеру литейный цех, там, где сейчас находится Виа делла Пергола. Скульптор тут же принялся изготавливать модель из желтого воска, по которой планировал изготовить оригинал.
Однако рождение скульптуры было сложным. Козимо I мало интересовался судьбой произведения и переложил эту обязанность на слуг, которые открыто завидовали Чоллини и мешали ему работать. Проблемы доставлял и его постоянный соперник Баччо Бандинелли, которому не хотелось признавать талант другого мастера. Баччо всячески мешал работе, даже специально уводил рабочих на площадь заниматься другими делами – Бенвенуто пришлось писать жалобу заказчику.
Вскоре умер муж сестры Челлини, и мастеру пришлось взять племянников на свое обеспечение. Но и это не было последней преградой – мать одного из его учеников – Бернардино Манеллини стала шантажировать Бенвенуто за связь со своим 18-летним сыном. Челлини пригрозил шантажистке кинжалом, но для подстраховки покинул Флоренцию и на некоторое время перебрался в Венецию. В 1548 году мастер вернулся во Флоренцию, и летом того же года отлил голову Медузы – первую часть памятника.
Однако работа застопорилась. Челлини заболел, у него было мало сотрудников, а враги распространяли слухи о его неспособности выполнить столь сложную работу. Стал в этом сомневаться и Козимо. Но в результате мастер, даже будучи больным, сумел все доделать.
Существует легенда, что Бенвенуто чувствовал себя плохо, и поручил следить за выплавкой меди для статуи своим ученикам. Налетела буря, огонь под металлическим расплавом потух и медь начала сворачиваться – коагулировать. Тогда мастер вскочил с кровати и приказал бросить в огонь все, что может гореть. Чтобы понизить температуру плавления металла, мастер расплавил всю свою оловянную посуду. В результате скульптура была отлита. Затем потребовалось примерно три года для ее отделки и украшения.
Фото: источник
Было создано основание статуи, украшенное изящными рельефами. Детали основы скульптуры поражают воображение. Изображенные на нем мифические герои — Юпитер, Меркурий, Минерва и Даная совершенны. Челлини был ювелиром по профессии, и тщательно проработанные малые формы показывают его способность работать с мелкими элементами.
Наконец, 27 апреля 1554 года статуя была установлена на площади Синьории Челлини, заслужил похвалу герцога и признательность флорентийцев. Но непорядочный заказчик обманул мастера, заплатив ему 3300 скуди вместо обещанных 10000. Больше Челлини не работал на Козимо I.
Позже оригинал заменили копией, а статую Челлини перенесли в расположенную рядом Галерею Академии. Восковая модель высотой 72 см, послужившая прототипом скульптурной группы, была передана в Национальный музей Барджелло.
Не правда ли, судьба мастера и скульптурного произведения похожа на современные истории. Тут и интимные обвинения, и грязные интриги, и завистники, и непорядочный заказчик. За 500 лет мало что изменилось в искусстве и моральном облике людей.
Персей и феминизм
Гендерные вопросы последних лет не обошли стороной даже шедевры архитектуры. Тем более что в истории с медузой у феминисток есть реальные поводы для гнева. Согласно легенде, Афина невзлюбила жрицу Медузу за красоту и роскошные волосы. И когда Посейдон обесчестил девушку в храме Афины, богиня не заступилась за жертву, а, наоборот, оскорбилась — превратила волосы Медузы в змей и наградила способностью превращать в камень любого, кто ее увидит. Герой Персей убил медузу, глядя во время сражения в отражение в зеркале, а голову положил в мешок.
Этот сюжет показался феминисткам оскорбительным, поскольку девушка, подвергшаяся насилию, была сурово наказана. Отрубленную голову в руках Персея посчитали символом мужского шовинизма. В 2008 году была создана новая статуя Горгоны, где она держит отрезанную голову Персея. Парадоксально, но новую статую вылепил мужчина – итальянский скульптор Лучано Гарбати. Теперь скульптура «Медуза и Персей» – один из символов феминизма. Хотя у этого произведения есть свои почитатели, до популярности произведения Челлини ей далеко.
Фото: источник
Некоторые до сих пор считают, что Медуза должна держать в руках голову не Персея, а своего насильника Посейдона. Тогда бы справедливость действительно восторжествовала. Поэтому, возможно, мы увидим вариант с другой головой или сразу с двумя.
Но, несмотря на сложную судьбу, статуя считается одним из величайших произведений и справедливо занимает место на площади рядом с «Давидом» и «Геркулесом» Микеланджело, «Юдифью и Олоферном» Донателло, другими скульптурными группами. Там же установлен конный памятник Козимо I Медичи, когда-то заказавшему Челлини скульптуру «Персея».
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (282)
- Об архитектуре и дизайне (269)
- О дизайне интерьера (148)
- О ремонте (61)