(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Пьета Микеланджело — история создания и разрушения шедевра

Пьета Микеланджело — история создания и разрушения шедевра

Микеланджело – величайший художник и скульптор, оставивший потрясающее культурное наследие для будущих поколений. Среди современников творца, ценителей искусства, простых туристов огромный интерес вызывает уникальное творение — Пьета Микеланджело. Скульптурная композиция расположена в Ватикане, в Церкви Святого Петра. Творение великого мастера стало символом сострадания и жалости для всего верующего народа.

Описание и символическое значение

Пьета Микеланджело – скульптура, олицетворяющая всю скорбь, горе матери, потерявшей ребенка. Шедевр выполнен из светлого мрамора, причем для работы мастер выбрал цельную глыбу. Это подчеркивает стремление автора создать чистое, искреннее произведение. Скульптура имеет пирамидальную форму, однако рассмотреть шедевр со всех сторон не получится, так как тыльная часть скрыта от глаз стеной собора.

В основе скорбящего образа – библейские события. Скульптура изображает, измученную от горя Деву Марию, которая склонилась над своим распятым сыном. Скорбящая мать держит Христа на руках в позе, характерной для кормления младенцев. Великий скульптор отсек все лишнее от мраморной глыбы и подарил верующему миру образ истинной скорби, сострадания, безысходности, трагизма.

Поражает, насколько реалистично творец смог передать все нюансы трагического сюжета. Они проявляются в самых мелких деталях: искаженной горем лицо Богоматери, следы от распятья на руках, пронзенные ребра Христа, бесцельный взгляд Марии и немой вопрос в глазах. Голова и тело женщины покрыты грубой тканью с большим количеством изломов, складок. Некоторые эксперты говорят о том, что таким образом мастер пытался передать надломленность, изможденность материнской души, невосполнимость утраты ребенка.

Как и во многих других творениях, Святая Мария изображена молодой девушкой, хотя по возрасту в то время ей должно было быть около 50 лет. На ее лице нет морщин, у женщины худощавая фигура, руки гладкие, кожа упругая. Исследователи объясняют этот факт следующим образом. Согласно библейским историям Христос был рожден Марией от Святого Духа. Хотя впоследствии у женщины были еще дети от земных мужчин, для верующих она осталась символом чистой, светлой, нетронутой девушки. Поэтому в период Возрождения все творения изображали Богородицу как символ молодости, непорочности, одухотворенности.

Микеланджело удалось создать грандиозную скульптуру и с точки зрения профессионализма скульптора, и с точки зрения эмоциональной наполненности творения.

Пьета Микеланджело — история создания и разрушения шедевра - описание и символическое значение
Фото: источник

Как создавался шедевр

Библейская история о необъяснимом воскрешении Иисуса всегда интересовала скульпторов, художников, писателей. Неудивительно, что именно это событие стало основой для создания великим Микеланджело Буонарроти своего главного скульптурного творения. Большинство скульпторов того времени категорически не верили, что неизвестный «талант» сможет создать композицию, достойную на века стать символом христианской религии.

Микеланджело создавал Пьету (к слову с итальянского «жалость, скорбь, милосердие») на заказ для влиятельного государственного деятеля Ж. де Лагрола. Он служил послом при дворе Папы Римского. Скульптуру планировалось установить в церкви, которую кардинал выбрал для себя в качестве погребальницы. Капелла относилась к французской христианской общине. Поспособствовал тому, что для создания скульптуры кардинал выбрал малоизвестного в то время Микеланджело банкир Я. Галли. Этот банкир и общественный деятель был покровитель Буонарроти, помогал ему реализовать свой талант.

Стараниями Я. Галли в мае 1498 г. был заключен контракт между Буонарроти и Ж. де Лагрола на выполнение библейской скульптуры. Работа над будущим шедевром началась на следующий же день после подписания договора, ведь влиятельный покровитель пообещал, что композиция будет готова уже через год. Микеланджело вместе с помощниками отправился в каменоломни в Каррару, чтобы лично выбрать блок для будущего творения. Мастер долго искал и, наконец, его взору предстала гладкая, без трещин, шероховатостей, ярких вкраплений, глыба телесного цвета. Подсобные рабочие помогли доставить мраморный блок в мастерскую скульптора, где проходила работа по созданию мирового скульптурного шедевра. Умелые руки автора с легкостью отсекали лишние куски мрамора, представляю миру потрясающий образ скорбящей Матери.

Работа над скульптурой заняла немного больше времени, чем предполагал автор. Однако факт шедевральности произведения после официального представления уже никто не мог отрицать. Скульптура стала красивейшим мраморным творением эпохи Ренессанса в Риме. Этот факт подтверждают многочисленные копии скульптурной композиции, которые сегодня выполняются для состоятельных частных заказчиков, музеев, церквей.

Разрушение и реставрация

Скульптурная композиция не один раз подвергалась транспортировке, поэтому лики Святых имели небольшие повреждения. Сгладить все сколы, царапины, трещинки помогали регулярные реставрационные работы. Благодаря этому шедевр можно и сегодня лицезреть, практически, в первозданном виде.

Пьета Микеланджело — Разрушение
Фото: источник

Культурное наследие чуть не было потеряно в 1972 году, когда скульптурная композиция подверглась акту вандализма. Психически не здоровый геолог Ласло Тот, представив себя одним из материальных воплощений Иисуса, надругался над скульптурой. Обезумевший геолог с помощью молотка отбил от скульптуры более 5 десятков мраморных кусков. В результате его действий было повреждено лицо Богородицы, отбита часть руки Христа, накидка, покрывавшая тело женщины.

Большинство отбитых кусков мрамора было найдено и использовано для реставрации скульптурного шедевра. Для восстановления недостающих элементов реставраторы использовали мрамор с тыльной стороны скульптуры. Профессиональный подход реставраторов позволил полностью восстановить скульптуру, сделать максимально незаметными мраморные включения из заднего плана скульптуры. Реставрационные работы продолжались более 9 месяцев и только в конце 1973 г. паломники вновь смогли наслаждаться мировым шедевром.

Вандал был схвачен и осужден главой Ватикана за порчу культурного наследия. А скульптура Микеланджело уже много лет находится под надежной защитой в главной церкви Ватикана. Скульптурная композиция возвышается над головами туристов и паломников, а для большей безопасности окружена акриловым закаленным стеклом.

Пьета Микеланджело — Реставрация
Фото: источник

Интересные факты о Пьете Микеланджело

С гениальным произведением связано немало конфузов, интересных историй, о которых мало кто знает. Например, для настоящих ценителей скульптурного искусства интересными могут быть такие факты:

  • Мраморная Пьета – единственная скульптура мастера, на которой расположен его автограф. Писатели-биографы и искусствоведы рассказывают, что причиной этого стали неугасающие споры завистников о подлинности творения и авторстве Буонарроти. Мастер тайно остался в капелле, где была представлена Пьета, и написал на перевязи Марии свое имя. Поскольку римский скульптор был малограмотен, то допустил ошибку в имени, которая стала визитной карточкой работы. И сегодня никто не решается исправить эту ошибку, чтобы не нарушить целостность и уникальность композиции;
  • Изначально скульптурная композиция состояла из двух элементов – скорбящей Матери и мертвого Сына на ее руках. Основание, на котором сейчас расположена скульптура, было создано спустя более ста лет Ф. Барромини;
  • Работа Микеланджело была воспринята как настоящий мировой шедевр, поэтому итальянцы не смогли оставить без внимания скульптуру. Творение было признано «национальным культурным достоянием» и перевезено в Собор Святого Петра в Риме в конце XVIII века. Подлинную скульптуру и сегодня можно увидеть в главной церкви Ватикана;
  • Естественность и натуральность – главные критерии, которых пытался достичь мастер, выполняя заказ французского кардинала. Эти характеристики нашли свое отражение в «росте» скульптуры. Так, по подсчетам специалистов рост Иисуса составляя около 175 см., Марии – 168 см. Размеры статуи (без основания) соответствуют указанным параметрам (174, 195, 69 см.);
  • Серьезный скандал разразился вокруг юности Богородицы. Скульпторы эпохи Возрождения говорили о том, что скорбящая мать изображена чересчур молодой. Микеланджело же дал отпор нападкам, высказав утверждение, что девственницы гораздо дольше сохраняют юношескую красоту.

Несмотря на многочисленные споры вокруг Пьеты, бесспорно одно – это скульптурный шедевр, который на века запечатлен в истории мирового искусства.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Студия лепного декора ГессоСтар
Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696