Пьетро Каноника — последний скульптор царской семьи
Пьетро Каноника – один из самых выдающихся художников и скульпторов Италии. Каноника был одним из немногих западных скульпторов, которые внесли существенный вклад в архитектурное достояние России 19 века. Связь с западными корифеями скульптурного искусства оборвалась после революции 1917 года, а Пьетро Каноника стал последним скульптором, работающим над заказами царской семьи.
Краткая биография Пьетро Каноника
Гениальный скульптор родился первого мая 1869 года в маленьком городке Монкальере. Свои художественные дарования будущий скульптор начал развивать в одиннадцать лет в художественной академии Турина. В 14 лет Каноника впервые выполняет скульптуры на заказ – семейство Синео заказало 10 статуй ангелов для украшения кладбищенских усыпальниц. Уже в 16 лет Пьетро стал владельцем собственной мастерской, а в 17 лет парень получил первое общественное признание, завоевав награду на выставке Товарищества художников со скульптурой Руфь, которая впоследствии стала частью собрания скульптур Короля Италии.
Работая в мастерской, Пьетро в основном выполнял заказы католических церквей и создавал скульптурные композиции, с которыми участвовал на международных и национальных выставках. В 1892 году П.Каноника участвует в проектировании и возведении крупного мемориального комплекса Виктору-Эммануилу II в Риме и именно тогда завоевывает всеобщее признание и успех. В течение всей жизни Пьетро создавал из мрамора уникальные скульптуры, статуи, бюсты надгробия и оставил после себя огромнейшее скульптурное наследие, большая часть которого хранится в доме-музее. Домик на Вилле Боргеза скульптор получил в собственность от местной власти в обмен на то, что оставит все скульптуры городу. В 1959 году после смерти скульптора на Вилле Боргеза был открыт музей, где выставлена большая часть работ маэстро.
Фото: источник
Скульптурное наследие Пьетро Каноника
Еще в первых своих работах Пьетро заложил особый художественный почерк, которым пронизано все его творчество. Скульптуры Каноники сотканы из романтики с нотками ностальгии и веризма. Несмотря на тонкость своей натуры, которая отображалась в скульптурном творчестве, ваятель всегда искусно владел формой, продуманно создавал детали, а его композиции были яркими и выразительными. Для нашего поколения скульптор оставил огромное творческое наследие — сотни статуй, бюстов, скульптурных композиций, мемориалов, надгробий и т.д.
Конец XIX в. начало XX в. ознаменовались для скульптора безудержным вдохновением – именно в этот период были созданы статуи «Сон весны» (1890 г), «Пробуждение души» (1900 г.), «Пропасть» (1912 г.). Мраморная скульптура «Утренняя звезда» (изображена пастушка с овечками) была создана в 1901 г., а сегодня украшает музей Павловска. Поскольку основным заказчиком П. Каноника была Церковь, знаковыми творениями скульптора на рубеже веков стали и скульптуры религиозного характера — «Распятие» (1894 г.) и «Бичуемый Христос» (1900 г.).
Продолжает свою работу Каноника и в направлении кладбищенской скульптуры. Так, надгробные плиты и монументы были созданы для могил семейств Марсалья, фан дер Пальс и др. Работы этого периода имели символический смысл и соответствовали культурным тенденциям эпохи.
Особое внимание в своем творчестве скульптор уделял портретным композициям, в результате чего были созданы сотни бюстов, статуй, монументов, памятников. Так, скульптор создавал бюсты для первых персон государств – герцогини Ньюкастльской, греческой принцессы Марины, княгини М. Абамелек-Лазаревой, короля Николы и др.
После переезда в Рим в 1920 г. и до самой смерти в 1959 г. П.Каноника жил на Вилле Боргезе, где продолжал творить. Здесь создан горельеф Виктора-Эммануила III с семьей, надгробные плиты для усыпальниц папы Бенедикта XV и Пия XI, скульптурное изваяние румынского короля Михаля, бюст генерала Бибеску, монумент И. Кедафа в Эгипте, скульптура президента Аргентины Фигуэроа Алькорты, монумент музыкального деятеля Паизьелло и др.
Фото: источник
Российский этап творчества Пьетро Каноника
Русский этап творчества П. Каноника начался со знакомства с княжеской семьей Владимира Александровича в 1908 году для создания бюста его супруги. Скульптурные таланты Пьетро Каноники были по достоинству оценены русскими современниками, и вскоре итальянский маэстро был приглашен для работы в культурной столице Петербурге. В царской России скульптор обрел огромную популярность, о чем свидетельствует серия бюстов князей и членов их семей — бюсты княгинь Виктории Федоровны (1908 г.) и Ирины Юсуповой (1910 г.), графа А. Шереметева (1910 г.), княжеских внучек Елизаветы и Ольги (1910 г.) и др.
В 1910 г. состоялось знакомство итальянского скульптора с последним российским царем Николаем II. В этом же году Пьетро начинает работу над скульптурами для царского окружения, о чем свидетельствуют сохранившиеся скульптурные изображения Николая II и его супруги. В Академии Художеств была проведена выставка скульптур П. Каноники, где император был окончательно очарован даром скульптора и предложил ему грандиозную работу — создание триумфального монумента в знак победы в войне с турками.
Памятник был заложен в 1913 году и стал незыблемым свидетельством силы и мощи русского войска. Монументальный комплекс включал несколько ключевых элементов – конная скульптура Николая Николаевича (русский князь и предводитель в русско-турецкой войне), выполненная из гранита красного цвета, и объемное изображение группы всадников – военных и государственных деятелей царской России. Величественно возвышаться на главной площади города памятнику довелось недолго – в 1918 г. монумент был снесен активистами-футуристами, а память о великом произведении искусства сохранилась лишь на ветхих фотографиях и музейных экспонатах.
Российский этап творчества П.Каноники закончился в 1914 году – после революционных и военных событий связи итальянского маэстро с царской семьей и русской знатью оборвались навсегда. Сам же скульптор прожил долгую жизнь и скончался в возрасте 90 лет, оставив после себя удивительно богатое и многогранное культурное наследие.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (280)
- Об архитектуре и дизайне (262)
- О дизайне интерьера (142)
- О ремонте (59)