Рабочий и Колхозница: монументальный символ советской эпохи
Скульптура «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной является одним из самых знаменитых памятников советской эпохи и символом социалистического реализма. Созданная для Международной выставки в Париже в 1937 году, она представляет собой скульптурную группу из двух фигур: мужской и женской, которые устремлены вперед и поднимают над своими головами серп и молот.
Для создания скульптуры был проведен конкурс, в котором участвовали несколько скульпторов, включая Вячеслава Андреева, Бориса Королёва, Матвея Манизера и Ивана Шадра. Вариант Мухиной был признан лучшим.
Скульптура была выполнена из нержавеющей хромоникелевой стали, с облицовкой из листов толщиной 0,5 мм, прикрепленных к внутреннему каркасу. Масса монумента превышала 63 тонны.
Путешествие скульптуры в Париж
Скульптура «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной была перевезена в Париж для участия в Международной выставке в 1937 году. Перевозка и сборка скульптуры были сложными процессами, потребовавшими тщательного планирования и выполнения.
Монумент был разобран на отдельные части в Москве, а затем транспортирован в Париж. Это было необходимо из-за его размеров и веса. Перевозка осуществлялась морским путем.
После прибытия в Париж, скульптура была собрана на месте проведения выставки. Процесс сборки был достаточно сложным, поскольку требовалось точно соединить все части скульптуры, чтобы она соответствовала оригинальному проекту. Скульптура была установлена на специально построенный павильон. После завершения выставки скульптура была демонтирована и перевезена обратно в Москву, где была установлена на новом месте — у Северного входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.
Международная выставка в Париже в 1937 году, официально известная как «Международная выставка искусства и технологий в современной жизни», проходила с 25 мая по 25 ноября. Она стала значимым событием, демонстрирующим достижения в области искусства и технологий, и стала символом индустриализации и прогресса.
Основными участниками выставки были СССР, Германия, Франция и Чехословакия. Советский павильон был одним из крупнейших и наиболее заметных на выставке. Он представлял собой галерею длиной 150 метров, облицованную самаркандским мрамором, и был увенчан знаменитой скульптурой «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной.
Скульптура получила высшую награду выставки — Гран-при. Помимо скульптуры «Рабочий и колхозница», Вера Мухина представила также свои декоративные вышивки, созданные по народным мотивам, и контрастные им сложные геометрические орнаменты.
Символизм в скульптуре «Рабочий и колхозница»
Скульптура является одним из самых знаковых произведений советского искусства и содержит множество символов, отражающих идеологию и ценности своего времени. Основные символы в этой скульптурной группе включают:
- Серп и молот: эти символы труда олицетворяют рабочий класс и крестьянство, которые стали основой советского государства. Поднятые над головами персонажей, серп и молот также являются эмблемами Советского Союза, подчеркивая идею единства этих двух социальных сил.
- Развевающийся шарф: шарф колхозницы, развевающийся на ветру, символизирует динамику и движение, а также ассоциируется с красными знаменами, которые были неотъемлемой частью массовых демонстраций в СССР. Это придает композиции ощущение энергии и стремления к прогрессу.
- Одежда персонажей: одежда рабочего и колхозницы также несет символическое значение. Комбинезон рабочего и сарафан колхозницы отражают их принадлежность к трудовому классу и подчеркивают простоту и практичность одежды, характерные для советского времени.
- Динамика поз: положение фигур, стоящих плечом к плечу и уверенно шагающих вперед, символизирует единство и силу нового социалистического человека. Их уверенные движения передают важность достигнутого прогресса и победы.
- Монументальность: размеры скульптуры (высота около 25 метров) создают впечатление мощи и величия, что также является важным символом советской эпохи, стремящейся продемонстрировать свои достижения на международной арене.
Фото: источник
Изменения в дизайне скульптуры
В процессе создания скульптуры «Рабочий и колхозница» Вера Мухина внесла несколько значительных изменений в первоначальный дизайн, что отражало требования времени и идеологические установки.
- Одежда фигур: первоначально Вера Игнатьевна задумала фигуры рабочего и колхозницы обнаженными, вдохновляясь античной скульптурой. Однако по требованию комиссии, возглавляемой Вячеславом Молотовым, фигуры были «одеты». Рабочий получил комбинезон, а колхозница — сарафан. Это изменение было направлено на соответствие социалистическим идеалам и более традиционному восприятию образов трудящихся.
- Динамика и выражение: Мухина решила сделать рты фигур приоткрытыми, что добавило динамики и выразительности, создавая ощущение, что герои скульптуры поют или кричат. Это решение усилило эмоциональную составляющую композиции.
- Шарф: одним из наиболее обсуждаемых элементов стал развевающийся шарф колхозницы. Изначально он вызывал споры о целесообразности его использования, но в итоге был сохранен как элемент, придающий динамику и визуальную легкость композиции. Шарф также стал символом красного знамени, подчеркивающим связь с советской идеологией.
- Корректировки в позах и атрибутах: в процессе работы также произошли изменения в позах фигур и их атрибутах: серп был немного развернут, а молот стал находиться под небольшим углом к серпу. Эти изменения были направлены на создание более гармоничной композиции.
- Технические решения: из-за больших размеров скульптуры возникли сложности с её конструкцией и устойчивостью. В результате были разработаны специальные каркасные фермы для поддержки шарфа, что добавило сложности в процессе изготовления.
Почему фигуры были изначально обнажены?
Изначально фигуры в скульптуре Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» были задуманы обнаженными, что отражало стремление художницы к идеализации человеческого тела и его выражению как символа силы и труда. Это решение было вдохновлено античной традицией, где обнаженные фигуры часто олицетворяли физическую красоту и идеалы героизма.
- Античная традиция: обнаженные фигуры в искусстве древних греков символизировали гармонию, красоту и идеал человека. Мухина, как и многие другие художники своего времени, черпала вдохновение из этой традиции, стремясь создать образы, которые бы выражали силу и динамику труда.
- Символизм: обнаженное тело могло служить символом чистоты намерений и искренности, подчеркивая идеалы социалистического общества. Оно также могло олицетворять труд как естественное состояние человека, свободного от социальных условностей.
- Эстетика: Мухина стремилась к созданию образов, в которых физическая форма подчеркивала бы эмоциональную выразительность и динамику. Обнаженные фигуры позволяли ей более свободно передать движение и взаимодействие между персонажами.
Однако в процессе работы над скульптурой по требованию партийных инстанций фигуры были «одеты», что более соответствовало социалистическим идеалам и ожиданиям общества того времени. Это изменение стало отражением политической ситуации и необходимости соответствовать определенным нормам и стандартам в искусстве.
Но несмотря на все изменения, что претерпела скульптура, она стала мощным идеологическим манифестом, отражающим дух своего времени и стремление к построению нового общества, а имя Веры Игнатьевны Мухиной навсегда осталось на страницах мировой истории.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (281)
- Об архитектуре и дизайне (267)
- О дизайне интерьера (145)
- О ремонте (61)