Раскрашенные скульптуры и сфинкс с колье в Метрополитен-музее – ученые ломают стереотипы
Недавно было сделано важное научное открытие – оказалось, что авторы древних скульптурных произведений раскрашивали статуи, покрывали их позолотой, декорировали драгоценными камнями. А белый цвет – результат воздействия времени, природных явлений и неправильного ухода. Но вера в то, что античные произведения были белоснежными, как современные скульптуры из гипса, или темными, как патинированная бронза, остается прочной и стойкой. Ученые из Германии решили разрушить сложившийся стереотип.
Античное буйство цвета
Ученые из Франкфурта Винценц Бринкманн и его жена Ульрике представили в Метрополитен-музее цветные копии античных произведений. Экспонаты выставки «Древняя скульптура в цвете» показали, как выглядели древности, пока с них не стерлась краска.
Для демонстрации колористики были сделаны копии известных скульптур. Материалами послужили гипс, мрамор, литая бронза, различные композиты и полимеры. Поверхность статуй окрасили пигментами, изготовленными по оригинальным рецептурам. Для этого ученые провели химический анализ сохранившихся древностей.
Но, несмотря на серьезный научный базис, многие посетители и искусствоведы считают, что раскрашенные произведения смотрятся странно и дешево:
- Самая ранняя работа, выполненная в цвете, – кикладский идол с большой головой, на которой краской нарисованы глаза, брови, рот и даже татуировки. Это произведение, воспринимаемое как прообраз абстракции, теперь похоже на проснувшегося мультяшного персонажа;
- Классические греческие статуи, эллинистические фигуры, римские портреты и изделия из бронзы после такой «модернизации» смотрятся неоднозначно, а взгляд окрашенных глаз утратил глубину и загадочность. Шедевры стали похожи на дешевые статуэтки, продаваемые в туристических местах;
- Разноцветный сфинкс VI века до н. э. с колье на шее, напечатанный на 3D-принтере, напоминает детскую игрушку или восковую фигуру. Вряд ли у древних скульпторов был столь дурной вкус;
- Неоднозначно выглядят раскрашенные кулачные бойцы – цветные копии античных бронзовых скульптур, обнаруженных в Риме в 1885 году. На их лицах появились синяки, разбитые губы, кровоточащие раны, а отполированные драгоценные камни, вставленные в глаза, сделали взгляд ненавидящим. Возможно, эти произведения в древности воспринимались по-другому, но современный зритель не может отделаться от ощущения, что краски и другой декор здесь неуместны.
Не исключено, что впечатление, создаваемое выставленными произведениями, обусловлено ломкой стереотипов. Но вряд ли мастера, создавшие шедевры, стали бы портить их неэстетичным декоративным оформлением. Впрочем, тогда это могло считаться общепринятым. Мы же спокойно относимся к сюрреалистичным и экстравагантным произведениям, создаваемым современными скульпторами и художниками. А они более спорны и неоднозначны.
Фото: источник
Борьба с белым цветом
Еще одна цель выставки, о которой заявили ее устроители, – изменение представления о белом цвете. Мнение, что кожа, окрашенная в другие цвета, удешевляет произведение, они считают расовым мышлением. Винценц Бринкманн и его жена Ульрике Кох-Бринкманн уверены, что в гипсовых статуях и других произведениях слишком много белизны и ее надо спрятать под краску. По их мнению, шедевры от этого только выиграют.
Некоторые скульптуры после окрашивания действительно выглядят интересно, но впечатление рушится при приближении. Статуя маленькой геркуламской девушки издали и даже на фотографии смотрится оригинально, особенно эффектна зеленоватая полупрозрачная ткань, из-под которой проглядывает розовое платье. Но вблизи видно, что все это задекорировано дешево. Создается впечатление сценических костюмов, а они хороши только на расстоянии и не подходят для ковровых дорожек.
Возможно, нужно раскрашивать тщательнее поверхность статуй и глубже изучить технологии нанесения пигментов. Без дальнейшего всестороннего химического анализа скульптурных произведений невозможно узнать, как выглядели шедевры, когда были новыми. А может, цветовые изыскания ошибочны и Ницше был прав, когда говорил, что древние греки не видели ни синего, ни зеленого, а жили в мире черного, белого, красного и желтого.
Но пока мнения посетителей выставки разделились – одни считают, что выставленные произведения ужасны, другие не находят в них ничего экстраординарного. Но все сходятся в одном – неправильное окрашивание может испортить даже признанный шедевр.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (141)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина в футуристическом дизайне
- Гипсовая лепнина в мечетях: искусство, традиции и символика
- Возможности использования гипсовой лепнины в тематических парках и развлекательных комплексах
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность