Рельефная скульптура из гипса: особенности, типы, история
В гипсовом искусстве рельефной скульптурой называют любое произведение, которое имеет объемную структуру с лицевой стороны, а с другой прилегает к ровной поверхности. Этот вид скульптурной композиции особенно популярен в архитектуре. В этом случае ровной поверхностью может служить стена или потолок. Вместе со специалистами компании ГессоСтар узнаем немного больше о рельефной скульптуре из гипса и ее особенностях.
Почему рельефная скульптура популярна?
Художники часто называют рельефы пограничным искусством. Связано это с тем, что рельефная скульптура – это сочетание двухмерной изобразительной и трехмерной скульптурной техник. Чтобы работать в этом направлении, необходимо иметь соответствующие навыки и мастерство.
В мировом искусстве и архитектуре рельефы встречаются чаще, чем отдельно стоящие скульптуры. Это объясняется целым рядом причин:
- Во-первых, рельефная скульптура может отображать больше объектов и сюжетов, чем статуя, за счет экономии ресурсов. Например, сцена битвы в классической скульптурной технике потребовала бы огромного количества пространства и материала. В рельефе столь масштабный сюжет может быть значительно облегчен.
- Во-вторых, поскольку рельеф всегда прилегает к фоновой поверхности, проблем с весом и физическим балансом не возникает. Это выгодное отличие от статуй и других отдельно стоящих скульптур, где вес и баланс могут быть критическими факторами.
- В-третьих, поскольку рельефы размещают непосредственно на стенах, порталах, потолках, полах и других плоских поверхностях, они идеально подходят для архитектурных проектов. Их, как правило, используют в декоре монументальных зданий. Здесь они могут выполнять как декоративные, так и повествовательные функции.
Фото: источник
Типы рельефной скульптуры
Рельефы традиционно принято классифицировать в зависимости от того, насколько сильно фигуры выступают вперед от основания. Существует три основных типа рельефной скульптуры:
- Низкий рельеф или барельеф, где скульптура лишь слегка выступает от поверхности фона;
- Высокий рельеф или горельеф, где скульптура проецирует, по крайней мере, половину своей естественной окружности от фона. При этом она может быть частично отделена от основания;
- Утопленный или глубокий рельеф, где резьба утоплена ниже уровня окружающей поверхности и содержится внутри резко очерченной контурной линии. Окружающая поверхность при этом остается нетронутой, без выступов и обрамляет скульптурную композицию мощной линией тени.
Утопленная рельефная резьба встречается почти исключительно в древнеегипетском искусстве. Редко она также использовалась в некоторых небольших рельефах из слоновой кости в Индии.
В дополнение к перечисленным выше основным типам существует чрезвычайно сложный тип «плоского» рельефа. Он особенно ассоциируется со скульптором 15-го века Донателло. При этом часть композиции прорисовывается тонкими линиями, а другая часть создается из гипса в виде едва выступающего изображения. Такая техника дает мастеру возможность показать самые тонкие линии и изменения текстуры материала.
Рельефы могут быть абстрактными по стилю, а также изобразительными или образными. Абстрактные рельефы, как геометрические, так и криволинейные, были обнаружены в наследии различных культур. В частности, в Древней Греции, у кельтов, в Мексике, у викингов и в исламской традиции. Изобразительная рельефная скульптура тесно связана с греками, римлянами, романской и готической архитектурой. Однако своего расцвета она достигла в Европе в период эпохи Возрождения. Именно этот вид лепной техники украшает большинство величественных европейских дворцов и соборов.
История рельефной скульптуры
Развитие рельефной скульптуры всегда зависело от колебаний между живописным и скульптурным доминированием. Например, в греческом искусстве рельефы больше похожи на сжатую скульптуру, чем на картины. Фигуры объемны и занимают довольно много пространства, далеко отступая от основания. Фоновая плоскость используется лишь в качестве конечного барьера между лепными элементами и стенами. Для сравнения, рельефная скульптура эпохи Возрождения в полной мере использует перспективу. При этом итоговая композиция больше похожа на объемное художественное полотно.
Фото: источник
Доисторический период
Самые ранние рельефы историки относят к пещерному искусству верхнего палеолита (около 25 000 г. до н.э). Многие старинные рельефные скульптуры собраны во Франции. Среди них:
- Венера Лауссела (23 000 г. до н.э.);
- известняковый барельеф женской фигуры, найденный в Дордоне;
- редкая вырезка лосося в пещере Абри дю Пуассон (23 000 г. до н.э.);
- Магдаленская эпоха Кап Блан Фриз (15000 г. до н.э.).
В России также были обнаружены образцы древних рельефов, сделанных преимущественно из глины. Некоторые важные находки были сделаны в многочисленных мегалитах эпохи неолита.
Древняя рельефная скульптура
Во времена цивилизаций Древнего мира (3500-600 гг. до н.э.) этот вид искусства был очень популярен. На поверхностях каменных зданий в древнем Египте, Ассирии и других ближневосточных странах обычно были рельефы. Примером месопотамской скульптуры можно считать львов и драконов Ворот Иштар в Вавилоне, выполненных в технике невысокого рельефа. Нельзя не отметить также гипсовые рисунки охоты на львов, как типичный пример ассирийского искусства (1500-612 до н.э.).
Египетские скульпторы, как правило, использовали утопленный рельеф. Фигуры изображены стоящими боком и заключены в четко очерченный контур. Множество утопленных рельефов было обнаружено в храме Карнака в Египте.
Низкие рельефы были особенно распространены в китайской скульптуре. Горельефы же не были распространены до Классической Античности (около 500 г. до н.э.). В этот период древнегреческие скульпторы начали оттачивать свое мастерство и осваивать новые навыки. Уникальные скульптурные фризы использовались для украшения Парфенона и других классических храмов.
Также рельефные скульптуры имели место в раннехристианской культуре. Особенно часто их обнаруживали в саркофагах богатых христиан во 2-м и 3-м веках нашей эры. В период 600-1100 годов абстрактные рельефы появились во многих религиозных архитектурных комплексах. Так, они были обнаружены в храмах индейцев Мексики, алтарях викингов в Норвегии, в исламской среде на Ближнем Востоке.
Средневековая рельефная скульптура
В Европе в период 1000-1200 гг. христианское искусство в основном развивалось в форме архитектуры. В это время активно реализовывалась программа строительства соборов, аббатств и церквей, финансируемая Римской христианской церковью. Хотя скульптуры были характерной чертой этого религиозного искусства, основной упор был сделан на рельефную технику и гипсовую лепнину. Об этом свидетельствуют чудесные рельефы, украшавшие порталы романских соборов во Франции, Германии, Англии и других странах.
Готический период сохранил эту традицию. Однако готические скульпторы обычно предпочитали более высокий рельеф. Историки связывают это с восстановившимся интересом к скульптуре, характерной для четырнадцатого века.
Фото: источник
Один из самых масштабных экспонатов эротической рельефной скульптуры в мире можно увидеть в храме Кандарья Махадева в Кхаджурахо (штат Мадхья-Прадеш, Индия). Храм был построен в средние века, между 1017 и 1029 годами.
Эпоха Ренессанса
Итальянский Ренессанс (ок. 1400-1600) принес заметные изменения в искусстве и архитектуре. Об этом свидетельствуют знаменитые бронзовые двери, которые Лоренцо Гиберти сделал для собора Крещения Флоренции. Чтобы использовать весь потенциал перспективы, фигуры на переднем плане композиции выполнены в высоком рельефе. В это же время фоновые объекты сделаны в низком рельефе. Это позволило максимально точно и реалистично передать расстояние.
В дальнейшем в своей скульптуре этот подход развил знаменитый Донателло. Также мастер добавил текстурные контрасты между шероховатыми и гладкими поверхностями. Таким образом, ренессансные рельефные скульпторы имели тенденцию максимально использовать графические возможности двумерного фона. Однако были и исключения. Например, Микеланджело отдавал предпочтение более классическому стилю рельефного гипсового искусства.
В период между 1530-1570 годами родился стиль французского маньеризма, названный в честь короля Франциска I. Этот стиль известен своей сложной рельефной скульптурой в лепнине. В этот период мастера создавали сложные рельефные композиции, напоминающие ажурные картины. Ключевым скульптором этой эпохи считается Россо Фьорентино (1494-1540).
Барочные рельефные скульптуры развили образный подход, используемый в искусстве эпохи Возрождения. При этом довольно часто художники создавали масштабные произведения. Иногда их большие рельефные композиции на самом деле становились своеобразной росписью в мраморе или гипсе. Примером может служить «Экстаз святой Терезы» Бернини, который включал фигуры, вырезанные почти полностью, но заключенные в мраморный алтарь.
Несколько представителей неоклассической скульптуры, такие как Антонио Канова и Бертель Торвальдсен, временно возродили использование низких рельефов. Эту технику они использовали для достижения классической строгости и чистоты композиции. Однако в целом концепцию эпохи Возрождения отражают такие мастера, как Франсуа Руд (Триумфальная арка) и Огюст Роден (Врата ада).
Современное рельефное искусство
Самая большая и известная рельефная скульптура 20-го века — Национальный Мемориал Горы Рашмор (1927-1941 гг.). Монумент расположен в штате Южная Дакота. Он представляет скульптурные портреты четырёх президентов США: Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона, Теодора Рузвельта и Авраама Линкольна.
Современные интерьеры также нередко украшают оригинальными гипсовыми рельефами. Заказать качественную и недорогую рельефную скульптуру из гипса можно, обратившись в компанию ГессоСтар.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (141)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина в футуристическом дизайне
- Гипсовая лепнина в мечетях: искусство, традиции и символика
- Возможности использования гипсовой лепнины в тематических парках и развлекательных комплексах
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность