(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Как отремонтировать гипсовую скульптуру доступными материалами. Пошаговая инструкция

Как отремонтировать гипсовую скульптуру доступными материалами. Пошаговая инструкция

Хотя гипс – достаточно плотный материал, он нередко трескается и откалывается. Самые частые причины разрушения – падение, небрежное обращение, применение неподходящих уходовых составов и фактор времени.

При этом абсолютно не важно, сколько сколов и трещин получилось. Даже если изделие разобьется на маленькие осколки, его можно починить с помощью доступных материалов.

Шаг 1– приклеивание отколовшихся кусочков

Вначале нужно тщательно очистить поверхности, которые надо склеить, с помощью кисточки. Иначе крошки гипса и пыль помешают процессу. Затем можно приступать непосредственно к склеиванию.

Многие думают, что для этого нужен какой-то «секретный состав», но на самом деле, для склейки вполне подойдут и распространённые клеевые материалы:

  • Школьный клей типа ПВА, который проникает в поры материала, восстанавливая связь между осколками.
  • Клей «Синдетикон», который применяют профессиональные реставраторы.
  • Суперклей типа «Секунда», который очень быстро сцепляет осколки, удерживая их на месте.

Нельзя использовать БФ или «Момент», поскольку на поверхности гипса останутся желтоватые или коричневые пятна.

Но самый правильный способ – склеивание гипсом, то есть гипсовой смесью, разведённой до консистенции творога. Хороший эффект дает добавление в нее клея ПВА. Чтобы раствор плотно прилегал к восстанавливаемой поверхности, гипсовые осколки нужно хорошо намочить.

Главное – аккуратно приклеить детали, стараясь не оставлять щелей и трещин. Любые оставшиеся дефекты будут значительно ухудшать внешний вид восстановленной вещи.

Крупные куски до высыхания нужно закрепить скотчем, чтобы они не сместились. То же самое нужно сделать, если изделие разлетелось на мелкие фрагменты.

После высыхания нужно удалить липкую ленту и осмотреть гипсовую поверхность. Если на ней нет дыр и пустот, можно сразу переходить к третьему шагу, минуя второй.

Шаг 2 – Заполняем промежутки в поврежденной гипсовой скульптуре

Крупные промежутки между кусочками гипса наполняют белыми бумажными салфетками или полотенцами, пропитанными клеем. После этого нужно сгладить пальцами заполненные бумагой области.

Зияющие пустоты закрывают плоским куском бумажного полотенца, пропустив его через внутреннюю часть отверстия. Затем бумагу напитывают клеем с помощью кисточки. Нужно прокладывать чередующиеся слои клея и бумажного полотенца, пока отверстие не заполнится. Должно получиться что-то типа папье-маше, восстанавливающего недостающий фрагмент.

Пропитанную бумагу аккуратно разглаживают пальцами, а затем дают ей высохнуть. Затем поверхность шлифуют наждачной бумагой. Мелкие кусочки можно отшлифовать пилкой для ногтей.

Шероховатые, выступающие или неровные участки сглаживают и шлифуют при помощи наждачной бумаги, работая маленькими мазками. Вначале применяется бумага с крупным абразивом, а затем – с мелким – «нулевка».

Как отремонтировать гипсовую скульптуру

Фото: источник

Шаг 3 – закрытие мелких трещин

Эти участки покрывают разведенным гипсовым раствором. Возможно, повторить процедуру придется несколько раз, разглаживая гипс кистью или пальцами, чтобы сделать его гладким. Главное – не перестараться, чтобы полученная делать не стала толще, чем раньше и не потеряла изящество.

Заполнение тонких линий, трещин и отверстий занимает много времени, но это необходимо сделать для успешного ремонта. Все неровные и шероховатые участки нужно зашлифовать очень тщательно.

Однако полностью закрыть дефект может не получиться. Свет по-разному отражается от материалов, и новые кусочки при определенном освещении будут заметны. Такая особенность не является серьёзным дефектом. Многие старинные статуи и барельефы отреставрированы и, несмотря на это, считаются шедеврами.

Шаг 4 – окраска гипса после склеивания

Вопреки распространенному мнению, гипсовая поверхность далеко не всегда белая. Существует большое количество изделий, окрашенных в разные цвета. Иногда из-за краски даже непонятно что скульптура сделана из гипса, а не из какого-то другого материала.

Несмотря на все старания полностью склеить такой материал, не испортив окрашенную поверхность, невозможно — в местах склейки неизбежно появятся светлые стыки. Их закрашивают краской, тщательно подобранной по тону. Иногда приходится проводить окраску в несколько слоев.

Полученные оттенки перед нанесением нужно проверять на бумаге. Это позволит избежать необходимости перекраски всей гипсовой поверхности. Если повреждение было очень сильным, тон подобрать не удалось или изделие само по себе требует покраски, лучше покрасить его полностью. Тогда места стыков будут незаметны.

Иногда после склейки некоторые фрагменты изделий выглядят слишком белыми. Такое бывает при ремонте старинных вещей и статуэток. В такой ситуации поможет тонировка раствором тонко тертых гуашевых белил в обезжиренном молоке, подкрашенном акварелью. Затонировать можно всю поверхность или только восстановленные части.

Отремонтированные гипсовые изделия нередко покрывают специальным лаком. В результате гипс становится прочнее и приобретает водоотталкивающие свойства.

После всех манипуляций с клеем и краской, изделие нужно оставить на сутки, чтобы стыки просохли, а осколки надежно закрепились на месте. Если всё сделать правильно, вещь будет выглядеть, как новая, а приклеенные кусочки не отвалятся, если, конечно, снова не повредить гипс.

К сожалению, не всегда склейка проходит успешно даже у опытных реставраторов. Поэтому лучше обращаться в специализированную мастерскую по изготовлению и ремонту гипсовых изделий. Тогда вероятность получить нужный результат будет гораздо выше.

К специалистам придется обратиться, если утеряны мелкие плохо восстанавливаемые части, например, фрагмент лица или конечности скульптуры. Непрофессиональная реставрация может испортить вещь и восстановить ее будет очень сложно. Поэтому лучше не рисковать.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96