Как удалось сохранить гипсового гиганта Геркулеса Фарнезского
Большие гипсовые скульптуры украшают человеческий мир веками, но даже при бережном отношении такие хрупкие произведения искусства со временем требуют реставрации.
Первая проблема, с которой сталкиваются специалисты, — транспортировка к месту хранения и работ: часто статую невозможно даже снять без повреждений. Поэтому ученые проводят длительную подготовку, изучая конструкцию, свойства гипса, укрепляя и консервируя предмет, подлежащий перевозке.
Такие работы доверяют только специализированным мастерским или научным учреждениям, где есть опытные специалисты по гипсу. Например, Афинский национальный технический университет (Греция) поводил техническое обслуживание и реставрацию трех гигантских гипсовых копий, чудом сохранившихся до наших дней: Флоры Фарнезе, Ники Самофракийской и Геракла Фарнезского.
Геркулес Фарнезский — колосс на гипсовых ногах
Скульптура Геркулеса, о которой идет речь, впервые была отлита из бронзы греческим скульптором Лисиппом — современником Александра Македонского примерно в 320 г. до н. э. (IV в. до н. э.) и уничтожена крестоносцами в 1205 г. Название «Геркулес Фарнезский» получила римская копия, выполненная из мрамора скульптором Гликоном (50 г. н. э. — начало III в. н. э.), и установленная в саду дворца Фарнезе в Риме.
Сегодня Фарнезский Геркулес вместе с несколькими другими гигантскими римскими копиями находится в археологическом музее Неаполя в Италии. А его гипсовая реплика, датируемая 1850 г., в течение многих лет выставлялась в полуоткрытом дворе дома Г. Авероффа, где из года в год подвергалась воздействию погодных условий. Кроме этого, в результате разных событий, она утеряла некоторые части. Поэтому ценную скульптуру решили отреставрировать.
Ученые изучили структуру и материалы конструкции, усилили внутренний каркас, изготовили недостающие детали, устранили дефекты поверхности, таким образом полностью восстановив первоначальный облик гипсовой ценности.
Слабые места Геркулеса — скульптура состояла из 4 частей и нескольких слоев
Перед перевозкой ученые изучили строение скульптуры, сделав однозначный вывод: в таком виде перевезти Геркулеса не получится — он развалится при первом же толчке. Поэтому было принято решение сначала найти все слабые места и укрепить их.
Оказалось, что гипсовая копия строилась в 4 этапа, поэтому имеет 4 важных соединения:
- 1: туловище и голова;
- 2: ноги и нижняя часть живота;
- 3: опора;
- 4: правая рука.
Что касается послойного строения, то здесь также выделили 4 слоя:
- 1: внутренний, заполненный деревянными балками с поперечным сечением 6Х6 см;
- 2: несущая гипсовая оболочка переменной толщины — от 5 до 10 см;
- 3: чистовой гипсовый слой;
- 4: патина.
Копия также была усилена пластинами в местах соединения туловища с ногами. Основание состояло из различных материалов: мрамора, металла и дерева.
Из-за длительного пребывания во влажной среде особенно пострадала внутренняя рама: металл был значительно разрушен ржавчиной, а древесина сгнила. Также пострадал и гипсовый слой. Но сама скульптура Геркулеса сохранилась довольно хорошо, так как, несмотря на слабый каркас, на ней не обнаружили больших трещин и глобальных повреждений.
Большая скульптура — большие усилия
Чтобы безопасно подобраться ко всем элементам, рабочие соорудили строительные леса высотой 5,5 м. На них установили подвижную тележку и две системы шкивов. Затем статую разделили на части и демонтировали. Внутренние гипсовые детали отправили в лабораторию, чтобы определить свойства и состав старого раствора. В частности, изучались устойчивость к истиранию, ударопрочность, предел прочности при растяжении на изгибе, степень растрескивания и др. факторы.
Затем приступили к основным работам. В первую очередь был сконструирован металлический каркас, обеспечивающий устойчивость к статическим и динамическим нагрузкам.
После возведения каркаса и удаления внутреннего слоя разрушенного гипса, оставшуюся оболочку изнутри укрепили фиброгипсом.
Некоторые части внутри статуи заполнили рыхлой гипсово-бумажной массой. Это снизило вес конструкции там, где не было необходимости дополнительно укреплять корпус. Затем все части соединили. После чего скульптуру можно было безопасно разместить в горизонтальном положении для транспортировки.
Фото: источник
Как проводилась реставрация — зачем гипс покрыли глиной
Из-за многолетнего воздействия влаги и ветра, поверхность статуи покрылась грязью и неровностями, поэтому ее необходимо было почистить, но щадящим способом. Очистка видимых элементов производилась сжатым воздухом, а внутри — механическим способом. На поверхности были аккуратно удалены и вновь заделаны участки, где гипс впитал пигменты.
Чтобы восстановить потерянный облик, использовались изображения и описания оригинальной работы, найденные в археологическом музее Неаполя. Благодаря им удалось сконструировать разрушенные части статуи: пальцы левой руки и правой ноги, а также части низа живота.
После завершения художественного этапа работы на поверхность изделия нужно было нанести покрытие, снижающее пористость гипса. В лаборатории было установлено, что влажность новой гипсовой патины отличалась от влажности древнего гипса. По этой причине патину решили сделать проницаемой — глиняной, чтобы материал мог отдавать лишнюю влагу в окружающую среду, не создавая постоянной сырости внутри, что привело бы к отслоению нового слоя и к появлению пятен.
Большую часть поверхности изделия обработали коричневой глиной, остальное — зеленой (критского типа). Зеленая глина прикрыла остатки глубоко въевшихся пятен, которые нельзя было удалить, не попортив поверхность.
Перемещение скульптуры на новое место
Транспортировка Геркулеса была особенно проблемной из-за ее больших габаритов и хрупкости. Скульптуру можно было перевозить только в горизонтальном положении для равномерного распределения веса. Для этой цели был сконструирован деревянный транспортировочный ящик, в который должна была поместиться вся конструкция.
Варианты упаковки тщательно продумывались: ученые должны были предусмотреть все возможные варианты развития событий, исключив ударные нагрузки и деформацию скульптуры в случае подвижности.
Внутри коробки положение Геркулеса укрепили деревянными балками, которые примыкали к большой части поверхности, ограничивая любое возможное движение. Поверхности, соприкасающиеся со скульптурой, были покрыты резиной и вспененными материалами. Только благодаря такой подготовке скульптуру успешно перевезли.
Куда обращаться, если скульптура требует реставрации
В России также есть ценные скульптуры, хранящиеся в музеях, у коллекционеров и просто установленные в парках, дворах и даже на кладбищах. Многие из них нуждаются в реставрации, которую невозможно выполнить собственным силами. Сделать это можно, пригласив специалистов из московской студии ГессоСтар. Наши мастера аккуратно демонтируют и перевезут конструкцию в мастерскую, затем вернут ее вам в идеальном состоянии.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (283)
- Об архитектуре и дизайне (272)
- О дизайне интерьера (148)
- О ремонте (61)