(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Как удалось сохранить гипсового гиганта Геркулеса Фарнезского

Как удалось сохранить гипсового гиганта Геркулеса Фарнезского

Большие гипсовые скульптуры украшают человеческий мир веками, но даже при бережном отношении такие хрупкие произведения искусства со временем требуют реставрации.

Первая проблема, с которой сталкиваются специалисты, — транспортировка к месту хранения и работ: часто статую невозможно даже снять без повреждений. Поэтому ученые проводят длительную подготовку, изучая конструкцию, свойства гипса, укрепляя и консервируя предмет, подлежащий перевозке.

Такие работы доверяют только специализированным мастерским или научным учреждениям, где есть опытные специалисты по гипсу. Например, Афинский национальный технический университет (Греция) поводил техническое обслуживание и реставрацию трех гигантских гипсовых копий, чудом сохранившихся до наших дней: Флоры Фарнезе, Ники Самофракийской и Геракла Фарнезского.

Геркулес Фарнезский — колосс на гипсовых ногах

Скульптура Геркулеса, о которой идет речь, впервые была отлита из бронзы греческим скульптором Лисиппом — современником Александра Македонского примерно в 320 г. до н. э. (IV в. до н. э.) и уничтожена крестоносцами в 1205 г. Название «Геркулес Фарнезский» получила римская копия, выполненная из мрамора скульптором Гликоном (50 г. н. э. — начало III в. н. э.), и установленная в саду дворца Фарнезе в Риме. 

Сегодня Фарнезский Геркулес вместе с несколькими другими гигантскими римскими копиями находится в археологическом музее Неаполя в Италии. А его гипсовая реплика, датируемая 1850 г., в течение многих лет выставлялась в полуоткрытом дворе дома Г. Авероффа, где из года в год подвергалась воздействию погодных условий. Кроме этого, в результате разных событий, она утеряла некоторые части. Поэтому ценную скульптуру решили отреставрировать.

Ученые изучили структуру и материалы конструкции, усилили внутренний каркас, изготовили недостающие детали, устранили дефекты поверхности, таким образом полностью восстановив первоначальный облик гипсовой ценности.

Слабые места Геркулеса — скульптура состояла из 4 частей и нескольких слоев

Перед перевозкой ученые изучили строение скульптуры, сделав однозначный вывод: в таком виде перевезти Геркулеса не получится — он развалится при первом же толчке. Поэтому было принято решение сначала найти все слабые места и укрепить их.

Оказалось, что гипсовая копия строилась в 4 этапа, поэтому имеет 4 важных соединения: 

  • 1: туловище и голова;
  • 2: ноги и нижняя часть живота; 
  • 3: опора;
  • 4: правая рука.

Что касается послойного строения, то здесь также выделили 4 слоя:

  • 1: внутренний, заполненный деревянными балками с поперечным сечением 6Х6 см; 
  • 2: несущая гипсовая оболочка переменной толщины — от 5 до 10 см;
  • 3: чистовой гипсовый слой;
  • 4: патина.

Копия также была усилена пластинами в местах соединения туловища с ногами. Основание состояло из различных материалов: мрамора, металла и дерева. 

Из-за длительного пребывания во влажной среде особенно пострадала внутренняя рама: металл был значительно разрушен ржавчиной, а древесина сгнила. Также пострадал и гипсовый слой. Но сама скульптура Геркулеса сохранилась довольно хорошо, так как, несмотря на слабый каркас, на ней не обнаружили больших трещин и глобальных повреждений.

Большая скульптура — большие усилия

Чтобы безопасно подобраться ко всем элементам, рабочие соорудили строительные леса высотой 5,5 м. На них установили подвижную тележку и две системы шкивов. Затем статую разделили на части и демонтировали. Внутренние гипсовые детали отправили в лабораторию, чтобы определить свойства и состав старого раствора. В частности, изучались устойчивость к истиранию, ударопрочность, предел прочности при растяжении на изгибе, степень растрескивания и др. факторы.

Затем приступили к основным работам. В первую очередь был сконструирован металлический каркас, обеспечивающий устойчивость к статическим и динамическим нагрузкам.

После возведения каркаса и удаления внутреннего слоя разрушенного гипса, оставшуюся оболочку изнутри укрепили фиброгипсом.

Некоторые части внутри статуи заполнили рыхлой гипсово-бумажной массой. Это снизило вес конструкции там, где не было необходимости дополнительно укреплять корпус. Затем все части соединили. После чего скульптуру можно было безопасно разместить в горизонтальном положении для транспортировки.

Геркулес Фарнезский — колосс на гипсовых ногах

Фото: источник

Как проводилась реставрация — зачем гипс покрыли глиной

Из-за многолетнего воздействия влаги и ветра, поверхность статуи покрылась грязью и неровностями, поэтому ее необходимо было почистить, но щадящим способом. Очистка видимых элементов производилась сжатым воздухом, а внутри — механическим способом. На поверхности были аккуратно удалены и вновь заделаны участки, где гипс впитал пигменты. 

Чтобы восстановить потерянный облик, использовались изображения и описания оригинальной работы, найденные в археологическом музее Неаполя. Благодаря им удалось сконструировать разрушенные части статуи: пальцы левой руки и правой ноги, а также части низа живота. 

После завершения художественного этапа работы на поверхность изделия нужно было нанести покрытие, снижающее пористость гипса. В лаборатории было установлено, что влажность новой гипсовой патины отличалась от влажности древнего гипса. По этой причине патину решили сделать проницаемой — глиняной, чтобы материал мог отдавать лишнюю влагу в окружающую среду, не создавая постоянной сырости внутри, что привело бы к отслоению нового слоя и к появлению пятен.

Большую часть поверхности изделия обработали коричневой глиной, остальное — зеленой (критского типа). Зеленая глина прикрыла остатки глубоко въевшихся пятен, которые нельзя было удалить, не попортив поверхность.

Перемещение скульптуры на новое место

Транспортировка Геркулеса была особенно проблемной из-за ее больших габаритов и хрупкости. Скульптуру можно было перевозить только в горизонтальном положении для равномерного распределения веса. Для этой цели был сконструирован деревянный транспортировочный ящик, в который должна была поместиться вся конструкция. 

Варианты упаковки тщательно продумывались: ученые должны были предусмотреть все возможные варианты развития событий, исключив ударные нагрузки и деформацию скульптуры в случае подвижности.

Внутри коробки положение Геркулеса укрепили деревянными балками, которые примыкали к большой части поверхности, ограничивая любое возможное движение. Поверхности, соприкасающиеся со скульптурой, были покрыты резиной и вспененными материалами. Только благодаря такой подготовке скульптуру успешно перевезли.

Куда обращаться, если скульптура требует реставрации

В России также есть ценные скульптуры, хранящиеся в музеях, у коллекционеров и просто установленные в парках, дворах и даже на кладбищах. Многие из них нуждаются в реставрации, которую невозможно выполнить собственным силами. Сделать это можно, пригласив специалистов из московской студии ГессоСтар. Наши мастера аккуратно демонтируют и перевезут конструкцию в мастерскую, затем вернут ее вам в идеальном состоянии.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96