Реставрация представительских залов дворца Ужутракис — уникальная работа мастеров по гипсу
Дворец Ужутракис, построенный в 1896-1901 годах, поражал роскошными интерьерами и деликатным, впечатляющим декором, но в 20 веке он полностью потерял свое великолепие, превратившись в убогое помещение с грубой отделкой. Поэтому в 2008 году было принято решение восстановить его первоначальный облик.
Эту работу нельзя было назвать легкой. Дворец Ужутракис пережил две мировые войны, имел восемь хозяев, был, по крайней мере, дважды отремонтирован и перекрашен. Специалисты собрали «бумажные» сведения об интерьере дворца и его истории. Они изучили множество описаний, мемуаров, документов по ремонту и реставрации, чертежей, карт, планов, информации по стилистике и аналогам, исторических фотографий.
Восстановление бывшей Столовой
Дирекции Тракайского исторического национального парка для реставрации зала из бюджетов Литвы и Польши было выделено около 600 тыс. литов. Примерно две трети этой суммы поступило в рамках Государственной инвестиционной программы Литвы, а остальное было предоставлено Министерством культуры и национального наследия Польши.
Над представительским и Гобеленовым залом работала совместная группа литовских и польских реставраторов. Эта команда, начавшая работу летом 2008 года, провела обширные исследования гипса и полихрома, оценила степень деформаций лепнины, разработала и усовершенствовала соответствующую методологию восстановления.
При реставрации лепнины и декора стен и потолка, который украшал дворец в 1901 году, были использованы технологии и материалы, типичные для этого периода. Чуть позже открыли свои двери и другие восстановленные представительские залы.
Во время реставрации была восстановлена первоначальная структура всего плана первого этажа. Реставраторы представили подлинный двадцатый век. Что удивительно, реставраторами был полностью восстановлен стиль гипсового литья времен Людовика XVI, который отличался особой тонкостью лепных украшений.
Первый восстановленный представительский зал дворца — столовая, оформленная в стиле Людовика XVI, был представлен публике в 2010 году. Через некоторое время посетители смогли увидеть и другие залы роскошного дворца.
Реставрация гобеленового зала
Зал гобеленов назван так из-за его оформления в 19-м веке. В то время как граф Юозапас Тишкявичюс и его семья жили в усадьбе усадьбы Ужутракис, стены зала были украшены гобеленами, сотканными на фабрике Обюссона во Франции. Хотя все дворцы были украшены только в стиле Людовика XVI, каждый зал имел свою тему декоративных элементов. Отличительной чертой Гобеленового зала были доминирующие изображения женских сатир и символ солнца, расположенный в богатом убранстве растительного орнамента.
Фото: источник
В этом же направлении была оформлена отделка потолка и стен. Гипсовая лепнина подчеркивала красоту гобеленов, но даже без них она была шедевральной.
В ходе реставрации все оставшиеся аутентичные элементы декора были укреплены и сохранены, восстановлены деформированные или не сохранившиеся декоративные детали. Были восстановлены не только гипсовая лепнина и лепнина на стенах и потолках, но и красочные решения для декора зала.
Зал для гобеленов был снова освещен в слегка изменяющихся белых тонах. Пространство зала было расширено. В свои первоначальные ниши в стенах были возвращены зеркала.
Гобеленовый зал усадебного дворца Ужутракис был открыт в декабре 2010 года. На открытии был представлен новый музыкальный проект «Танцующее Рождество» — первый плод совместной работы баритона Йонаса Сакалаускаса, балерины Элигиюс Буткус и пианиста Бируте Асевичюте.
Интересные факты и особенности реставрационных работ в Ужутракисе
Реставраторы на удивление быстро воссоздали экстерьер, второй этаж, чердак, вестибюль, лестницу и подвал. Восстановление залов первого этажа шло значительно медленнее.
В ходе исследований ученые выяснили оригинальную геометрию залов первого этажа дворца, существовавших до 1915 года — от размеров залов и планировки стен до профилей и орнаментов тяги. Собрав «бумажную» информацию, они смогли взяться за восстановление стен и декора залов.
При изучении архива специалисты обнаружили интересные факты. Например, оказалось, что тяги и карнизы были выполнены из гипса прямо на стене или потолке. Тонкие гипсовые молдинги вклеены в фермы и карнизы. Над дверью и в других местах стен находились тонко выбитые барельефы. Весь декор был покрыт льняным маслом и окрашен различными очень светлыми тонами клеевой краски.
Также оказалось, что в советское время Столовая была разделена на две части: большую переоборудовали в кабинет директора, а меньшую — в проектор. Когда бетонные плиты были сняты со стен, в этой части зала почти не осталось декора, только немного на потолке.
Исследуя геометрию декора стены, реставраторы обнаружили много оригинального декора, оставшегося под новым слоем цемента. Такие остатки помогли проследить оригинальный рисунок, где он не сохранился или не был заменен.
Специалистам очень повезло найти все сохранившиеся гипсовые лепнины при реставрации внутреннего убранства дворца, из которых извлекли и использовали копии для восстановления несуществующего декора. Так как не все фрагменты были найдены, пришлось отливать недостающие и устанавливать весь барельеф в виде головоломки на стене в столовой на месте бывшей двери проектора.
Ход реставрации
Мастера восстановили декор стен на основе принципа симметрии, характерного для стиля Людовика XVI. Они удалили вторичный цементный декор, который не соответствовал первичной материальности, форме или технологии исполнения, удалили краску и удалили очень разложившуюся первичную штукатурку и лепнину, а также сохранили оставшийся декор: химически обработанный и усиленный.
Фото: источник
На потолке кабинета графа был след от гипсовой розетки. Ее когда-то пытались отреставрировать, но очень неудачно — вместо более узкого слоя первичной известковой штукатурки был наложен слишком широкий гипсовый слой. Его сняли и придали элементу первоначальный вид.
Декор цокольных частей большинства залов был ранее отремонтирован цементным раствором, который специалисты удалили. В некоторых местах гипсовая лепнина была приклеена к следам, отреставрированным цементной штукатуркой — это также убрали. Реставраторы сохранили подлинные следы и плоскости известковой штукатурки, обработали ее консервирующими материалами и укрепили ее структуру. Части штукатурки, отскочившие от каменной стены, были зафиксированы клеевыми инъекциями.
Масштаб работ
После предварительной подготовки с использованием технологий и материалов, максимально приближенных к оригиналу был полностью восстановлен сохранившийся оригинальный декор. Мастера сумели сохранить первичный гипсовый карниз восточной стены комнаты камергера и наложили на него известковую штукатурку, что сделало его гладким и прочным.
В залах было восстановлено более 250 прямоугольных профилированных декоративных рам и склеено вручную в четыре раза больше углов. Эта цифра не включала разделители, плинтусы, карнизы, концы и углы которых также нужно было приклеивать вручную.
Сохраняя первичную лепнину, мастера делали формы барельефа непосредственно на стене или потолке, не разбирая барельефы. Этот способ изготовления пресс-форм гораздо сложнее, чем в мастерской на столе.
Восстановленный дворец Ужутракис был возрожден как культурное пространство, привлекающее не только возможностью познакомиться с ценным историческим наследием, но также и с концертами классической музыки и художественными выставками, которые стали традицией этого исключительного места уже в наше время.
Фото: источник
Как посмотреть лепнину, созданную в золотом веке Ужутракиса
Чтобы познакомиться с настоящим прошлым дворца, не обязательно ехать в Литву. Администрация Тракайского исторического национального парка собрала большую коллекцию исторических фотографий усадьбы Ужутракис, отражающую различные этапы ее истории — процветание во времена графов Тишкявичюса в начале 20-го века, межвоенный период, когда усадьба была предназначена для Сталина и Ленина. Фотографии находятся в открытом доступе в интернете.
Особенно интересен главный исторический период дворца — золотой век Ужутракиса, когда им управляли графы Юозапас (1868-1917) и Андрюс (1899-1979) Тишкявичяй — эти изображения были собраны из архивов потомков графов в Париже и Лондоне, Варшавской национальной библиотеки, Национального музея искусств им. М. К. Чюрлениса и других коллекций.
На исторических фотографиях мы видим, какими в 20 веке в первой половине были дворец и парк — подвалы с мраморными скульптурами и вазами, озерная балюстрада с павильонами, небольшая балюстрада с розой, клумбы, интерьеры дворца. Также увековечены моменты жизни графа Тишкявичюса: графиня Ядвига со своими дочерьми, вышивкой или чтением, детьми и всей семьей в парке или в зеркальном зале.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (280)
- Об архитектуре и дизайне (262)
- О дизайне интерьера (142)
- О ремонте (59)