Римские статуи без головы: совпадение или злой умысел?
Глядя на изображения римских скульптур, многие замечают, что у большинства из них отсутствует голова и есть трещина на шее. Ученые долго гадали, в чем кроется причина такого явления. Возможно, виновата неправильная транспортировка или материал разрушился со временем. Но бросается в глаза массовость явления, что говорит о том, что скульптурные изображения были обезглавлены с определённой целью.
На это неоднократно указывали исследователи, изучавшие древних римлян. Жители Рима были хорошими коллекционерами и энтузиастами искусства, должным образом ухаживающими за скульптурами, поэтому вариант массового небрежного отношения маловероятен. Ученые считают, что статуям удаляли головы целенаправленно.
Многоразовые правители — прекрасный вариант экономии на скульптурных изображениях
Известный сатирик в свое время предложил выпускать статуи вождей со съёмными головами и откручивающимися кепками. Удивительно, но эта идея успешно применялась в Древнем Риме.
На такую мысль ученых натолкнула выставка статуй в Долине храмов в Агридженто. Здесь представлены результаты археологических раскопок римского форума, которые проводились в период с 2012 по 2014 год. И там были обезглавленные фигуры, которым учёные нашли вполне реальные объяснения:
- Представьте, что древнеримский скульптор потратил много сил и денег на создание статуи нынешнего губернатора или префекта, а за это время к власти пришел новый правитель. Но что делать со статуей бывшего ”вождя”, в которую так много вложено? Идеальный вариант – заменять старую губернаторскую голову новой. Именно это и практиковалось в Древнем Риме. Поэтому тела часто лепили без голов “на всякий случай”.
- Статуи-трансформеры были прекрасным вариантом экономии – правители менялись быстро, а изготовление резных изделий или лепных изображений было делом хлопотным, длительным и дорогостоящим. Поэтому римляне намеренно создавали статуи со съемными головами. Примером, иллюстрирующим эту особенность, является скульптура в римском театре Оранж. Статуя символизирует римского императора, и говорят, что каждый раз, когда появлялся новый правитель, отливали голову, чтобы заменить существующую. Старые варианты разрушались, поэтому до наших дней не дошли.
Удивительно, как римляне пришли к этой идее, додумавшись, что, если герой, известный человек или правитель теряет славу, свергается или умирает, голову можно легко удалить и заменить новой. Тем более что нижняя часть представляла собой тело, одетое в свободную тогу. Ноги, руки и другие части съемными не делали, поскольку считалось, что именно голова несет в себе личность.
Фото: источник
Дела любовные и обезглавленная статуя Аполлона
Кроме политической борьбы, причиной обезглавливания статуи могли быть «дела сердечные». Одной из самых известных «безголовых» скульптур была статуя Антиноя — фаворита императора Адриана. Правитель отделил голову Аполлона от его торса и поставил на тело портретный бюст юноши-фаворита.
Лепить готовую статую было долгим процессом, а так император быстро получил изображение “друга”. Произведение было поставлено в доме правителя. «Неформальные» отношения между Антиноем и Адрианом были обычным явлением в античном обществе, поэтому такая ситуация никого не удивила.
Не исключено, что жертвой любви стала римлянка, чья съемная скульптурная голова была украдена и продана на аукционе Christie’s в Лондоне. Christie’s описал ее, как «портрет женщины из римского мрамора, около I века нашей эры, сделанной в восточной мастерской». Возможно, кому-то из правителей наскучила любовница, и он поменял ее голову на скульптурном изображении. Итальянский покупатель Christie’s добровольно сдал скульптуру, которую передали ученым.
Разрушение статуй – отголосок античности
В последние годы разрушение скульптурных изображений стало нехорошим трендом. 9 июня 2020 года была обезглавлена статуя Колумба в Бостоне, а 28 июня 2020 лишились головы 8 религиозных скульптур, изображающих Крестные станции в Гроте Богоматери Лурдской в центре Садбери. Такие действия, справедливо называемые вандализмом, были распространены и в Древнем Риме, став причиной появления многочисленных безголовых скульптурных изображений.
Разрушение статуи имело то же значение, что и уничтожение человека. Так древние римляне пытались стереть память о бесчестных, продажных или вороватых правителях. Помимо казни и конфискации имущества, имя осужденного не могло быть увековечено в семье, а его изображения уничтожались. Стирались все надписи, говорящие о бесчестном чиновнике. Единственным способом избежать унижений было самоубийство, которое требовалось совершить до официального предъявления обвинений. Но в отличие от современных стран, статуи давно почивших римских правителей никто не трогал.
Поэтому тенденция открутить голову с подходящего скульптурного изображения и увековечить того, кого нужно, в те годы была нормой. Скульптурные мастерские исправно изготавливали для этих целей съёмные элементы.
Это звучит странно, но римляне считали, что если надеть на статую голову другого цвета, она станет более реалистичной. С этим можно не согласиться, особенно если эта часть сделана из зеленого мрамора или бордового порфира, но вкусы тех лет отличаются от наших.
Все эти версии объясняют, почему в музеях древнего Рима так много статуй без головы и одновременно существует множество древнеримских портретных бюстов из цветного мрамора и полудрагоценных камней, не имеющих тела. Прекрасные головы скульптор задумывал, чтобы посадить на чей-то мраморный или гипсовый торс, а затем свергнуть вместе с прототипом. Как говорится, дешево, удобно и практично.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (278)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (142)
- О ремонте (58)