Римские традиции декоративной лепнины – из глубины веков до наших дней
Гипсовая лепнина имеет долгую историю в средиземноморском мире, и в частности в архитектуре Древнего Рима. Как правило, в древние времена смеси для лепки состояли из измельченной или обожженной извести или гипса, смешанного с песком и водой. Такая смесь легко формовалась и моделировалась в процессе рельефной отделки стен, потолков и полов как внутри, так и снаружи помещений. Гипсовая штукатурка также широко использовалась при изготовлении металлических изделий в качестве основы для греческой бронзовой скульптуры и для создания отливки и оттисков бронзовых украшений и сосудов.
Особенности римской гипсовой лепнины
Римская лепнина выросла из эллинистической практики средиземноморской культуры, которая, в свою очередь, объединила более ранние греческие и египетские традиции. Древние греки использовали гипсовую штукатурку при создании рельефа стен для имитации монументальной архитектуры. Египтяне же применяли гипсовые смеси в процессе изготовления фигурных рельефов, отдельно стоящей скульптуры и других предметов прикладного искусства.
Следуя греческой традиции, римский пластический декор использовал белую известковую штукатурку, которая была легкой по весу и легко поддавалась ручной обработке. Этот тип гипсовой штукатурки также использовался во фресковой живописи, а его подготовка и применение подробно описаны древними авторами-художниками, такими как Витрувий и Плиний Старший.
Лепнина везде!
Гипсовая лепнина стала особенно популярной в конце эпохи республиканской и начала раннего периода имперской Италии в результате строительного бума, связанного с кирпичным и цементным строительством. Художники, работавшие в древней Италии, создавали обширные гипсовые композиции в частных домах, усыпальницах и общественных зданиях. Особенную популярность гипсовый лепной декор приобрел при декорировании бань. Мастера того времени уделяли особенное внимание настенным элементам лепного декора и архитектуры, таким как балюстрады, колоннады, пилястры, колонны, карнизы и бордюры фризов. Такие гипсовые детали изготавливали как вручную, так и по методу отливки, и интегрировали в расписанные композиции стен.
Фото: источник
Предметы лепного декора украшали двумерные декоративные поверхности с выступающими архитектурными элементами, добавляя игру света и тени во внутреннее пространство помещения. Композиции с высоким рельефом были прикреплены к стенам металлическими прутьями или гвоздями. Некоторые формы были созданы и полностью сформированы до того, как прикреплялись к стенам, в то время как другие элементы и конструкции, такие как карнизы и бордюры, были отштампованы из полусухой штукатурки уже после нанесения на стену или потолок. Штампованные узоры изображали оружие и растительные мотивы, цветочные и анималистические орнаменты, а также сюжеты, популярные в римской росписи того времени.
Знаменитые композиции римской лепнины на потолках, гипсовые потолочные своды и люнеты в имперских римских дворцах, также отражают характерный архитектурный стиль. Кроме популярных в Риме кессонных потолков, в эллинистических и республиканских зданиях, которые были построены как из камня, так и из дерева, римские мастера гипсовой лепнины создавали панели, обрамленные штампованными декоративными бордюрами и карнизами. В рамках панелей художники моделировали растительные формы, фигуры животных, предметов оружия, мифологических и божественных фигур.
Музей Метрополитен: гипсовые боги, орнамент и мифологические сюжеты
Ознакомиться с шедеврами римской лепнины, которые сохранились до наших дней, можно посетив экспозицию музея Метрополитен, расположенного в Нью-Йорке. Серия римских гипсовых рельефов, представленных в Метрополитене, которые первоначально принадлежали большой лепной композиции, является ярким примером лепной традиции раннего императорского периода. На панелях изображены одиночные фигуры, которые были выполнены вручную после формирования белого гипсового фона. В целом римская лепнина осталась белой, и лишь в редких случаях фоны окрашивались.
Фото: источник
Еще одна характерная деталь римской лепнины – заметный оттиск отпечатка пальца, который подчеркивает быструю практику моделирования. Тщательная и аккуратная работа мастера с гипсом очевидна исходя из многоуровневого рельефа фигур, а также читается в обилии дополнительных деталей. Разрезы в полусухой гипсовой штукатурке обрисовывают в общих чертах формы и выражают фигуры людей и общие предметы одежды, а отверстия, пробитые в мягкой штукатурке, указывают на глаза, волосы и другие мельчайшие детали.
Сюжеты, представленные в римских лепных панелях музейных экспонатов, часто связаны с Дионисом или Вакхом — богом вина и процветания. Популярность дионисийских тем в римском искусстве, которые были представлены в различных предметах декора и архитектуры, отражает многогранность характера божества в римской культуре. Дионис был связан с торжествами, театром, охотой, сельским хозяйством и загробной жизнью. Дионис и его свита, ассоциировались у простых римлян с процветанием и всеми благами богатой и роскошной жизни.
Кроме Диониса, римская лепнина воспевала Юпитера и Юнону, которые в древнеримской мифологии представляли семейный союз бога неба и грозы с богиней брака и плодородия. Особенное место в любых художественных древнеримских композициях отводилось почитанию богини Венеры, которая, как известно, считалась не только богиней весны, любви и красоты, но и прародительницей всего римского народа.
Кроме мифологических сюжетов, римская лепка активно развивала также тему растительных и анималистических орнаментов и узоров. Здесь можно встретить технику многократного повторения отдельных элементов рисунка, а также определить характерные особенности техники того или иного мастера лепного искусства.
Фигурные лепные панели в коллекции Музея Метрополитен — это роскошь и торжественность, что связано не только с их тематикой, но и с материальными и художественными особенностями римской лепки. Эти аспекты иллюстрируют, насколько лепнина соответствовала тематически другим декоративным средствам того времени, позволяла визуально расширить пространство и создать причудливую игру света и тени в помещении. Традиции римской лепнины продолжили совершенствоваться в период поздней античности, частично влияя на сасанидские, а затем и исламские архитектурные композиции. Лепка активно используется в архитектуре периода итальянского средневековья и современной эпохи.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (278)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (142)
- О ремонте (58)