Как и почему порозовели статуи Антонио Кановы, и как реставрация разрушила замысел гениального скульптора
Антонио Канова — гениальный итальянский скульптор, живший XVI- XVII веках, отменил «кладбищенскую» белизну скульптур, которая поглощала свет и заставляла зрителя воспринимать статуи, как «соляные глыбы». В результате скульптурные изображения стали выглядеть живыми и теплыми.
К сожалению, неумелые и невежественные реставраторы, не разобравшись, сняли розовый слой с некоторых его произведений, сведя к нулю стремления мастера «оживить» свои произведения. Поэтому часть статуй стали белыми.
Канова открыл, что греки и римляне красили статуи
Канова раскрасил свои произведения, открыв, что греческие и римские статуи также были цветными. Мастер заметил, что мрамор, с которым он работал, в отличие от гипса, был пористым как губка и не отражал свет, а поглощал его. В результате происходила игра света и тени, превращая скульптуры в нечто, похожее на глыбу соли.
Это впечатление создается, если разглядывать статуи Кановы, отшлифованные горе-реставраторами. Процесс рождения шедевров от черновой обработки до терпеливой работы полировщика, придававшего поверхности изделия блеск, был сложным и кропотливым, поэтому нанесенный урон даже сложно оценить.
Как создавались «розовые шедевры»
Современники рассказывают, что мастер работал при свечах, прерывался и покидал студию, после чего возвращался и возобновлял работу, При этом он быстро ходил вокруг статуи, как будто боялся потерять мысль, которая пришла к нему во время перерывов.
Итальянский историк Леопольд Чиконьяра, который был знаком с Кановой, в своем труде «История скульптуры» написал, что для подкрашивания скульптур использовались толстые слои воска с примесью ярко-красной краски. Состав восковой смеси скульптор держал в секрете.
Фото: источник
Когда Канова заметил, что воск быстро желтеет, искажая розовый цвет, скульптор смешал его с сажей и составом из духов и трав, приготовленным его другом-аптекарем. Сартори. Смесь наносилась на тёплую поверхность. Создавался «эффект тонкого огня», как называл его великий скульптор. Это хорошо видно на статуе Паолины Боргезе – сестры Наполеона и жены принца Камилло Боргезе, не раз заказывавшего Канове скульптурные изображения своей супруги.
Но мастер не ограничился применением красок и восковой смеси. Он изменил всю технику работы. Заметив, что там, где мрамор остается шероховатым, на поверхности мрамора или гипса и возникают эффекты светотени, он приказал не полировать эти части скульптур, чтобы сделать их более естественными.
Такое новшество и сейчас заметно на скульптурных произведениях Кановы:
- У статуи Паолины Боргезе осталась шершавой вся правая часть туловища, в особенности подмышка, грудь и бок.
- У «Купидона и Психеи» не отшлифована вся правая сторона Психеи и складки драпировки одежды.
Цвет «огня» и шероховатость мрамора уносили богинь и королев в мир реальности, к плоти и новому восприятию скульптуры. «Спящая нимфа», созданная в 1821 году, также является «романтической» работой, которая тоже была окрашена.
Статуи мастера никого не оставляли равнодушными. Французский писатель Гюстав Флобер в 1845 году, увидев копию «Купидона и Психеи», которую скульптор Адамо Тадолини слепил с оригинального гипса, подаренного ему Кановой, поцеловал Психею в подмышку. Писатель потом признавался в мемуарах, что долгое время это был его единственный чувственный поцелуй.
Искусствоведы считают, что другие скульптуры Кановы тоже были розовыми, но горе-реставраторы сняли слой вместе с уникальным воском. Хорошо, что хоть часть работ сохранила исходный цвет, поражая посетителей музеев, где выставлены шедевры. Нужно только правильно осветить комнаты, где выставлены скульптуры гения, но это уже другая задача
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (141)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина в футуристическом дизайне
- Гипсовая лепнина в мечетях: искусство, традиции и символика
- Возможности использования гипсовой лепнины в тематических парках и развлекательных комплексах
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность