Здание с самым большим барельефом
Этот огромный «каменный гобелен» площадью 1130 м² украшает фасад и часть боковых стен Дворца Порт-Доре в Париже. Здание спроектировал архитектор А. Лапрадом в популярном в то время стиле арт-деко. Фасад дворца украшен множеством барельефов, воспевающих колониализм и сотрудничество колоний с метрополией. Возведение монументального строения было приурочено к Международной колониальной выставке, состоявшейся в 1931 года, где использовалось, как выставочный центр.
1130 квадратных метров каменных гобеленов за два года
Удивительно, но здание с барельефами площадью 1130 м², высотой 13 метров и длиной 90 метров возвели всего за два года. Автору — Альфреду Огюсту Жаннио, скульптору, специализирующемуся на монументальном декоре, помогали два сотрудника Габриэль Форестье и Шарль Барберис, и 30 специалистов, но все равно создание такого богато украшенного дворца в столь сжатые сроки по праву считается техническим подвигом.
Альфред Жанниот обратился к классическим приемам скульптуры. По созданным им эскизам сотрудники в мастерской лепили глиняные рельефные изображения, а затем по ним отливали элементы из гипса. По готовым гипсовым слепкам вырезали рельефные изображения на камне толщиной 10 см, которым облицован фасад. Барельефы выполнены в классическом стиле – здесь нет перспективы, силуэты имеют единый масштаб, как на древних арабских или североафриканских изображениях. За такую особенность фасад здания назвали «каменным гобеленом».
Композиция скомбинирована с расчетом, чтобы было меньше свободного пространства. Все скульптурные персонажи большие, поэтому их хорошо видно с привокзальной площади, расположенной у подножия Дворца.
Входная группа
Общая композиция фасада напоминает классический собор. У входа была установлена скульптура Афины работы Леона Драйвера, позже перенесенная на ближайшую транспортную развязку. Статуя выполнена в античном стиле – на одной ее руке находится скульптура крылатой богини Победы – Ники, а в другой – копье. Над главным входом в здание помещена композиция из скульптур, рассказывающая о роли метрополии. В ее центре находится женщина – символ Франции, по бокам от нее размещены символы французских портов, в которые поступают колониальные товары. Этим автор хотел подчеркнуть значимость колоний для страны.
Изображения на барельефах
Большая фреска, покрывающая каменный фасад и часть боковых сторон здания, несет одновременно просветительское и пропагандистское послание. Подобно великой книге, наглядно представляющей колонии, она показывает вклад Империи в их развитие и рассказывает о заморских французских территориях. На фасад здания нанесены детализированные изображения 157 человеческих фигур, изображавшие жителей колоний. Тела увеличены и скрупулезно вылеплены: видны вены, мышцы, даже шрамы на лицах охотников на гиппопотамов.
Поскольку камень не позволяет различить разные оттенки кожи персонажей, авторы сделали акцент на одежде, прическах и украшениях. Например, женщины Азии и Северной Африки закутаны в покрывала, а мужчины Юго-Восточной Азии обнажены по грудь, поскольку они так ловят рыбу и работают на рисовых полях. Жители Черной Африки изображены в одних набедренных повязках.
Огюст Жаннио старался создавать максимально реалистичные изображения. Он собирал фотографии и данные о богатстве колоний, посещал Национальный музей естественной истории и зверинец в Саду растений. Он вылепил с научной точностью более 215 насекомых, рыб, моллюсков, птиц, рептилий, диких и домашних животных. Альбер Жаннио не делал различий между барельефами животных и людей. Фигуры представителей животного мира сделаны так же детально, как и люди. Но автор барельефов никогда не был в колониях, поэтому их жителей лепил по рисункам, фото и скульптурным изображениям.
География образов
Барельефы, изображающие колонии, распределены по обе стороны от входа, согласно географическому положению. На западной части фасада изображены Африка, Индийский океан и Вест-Индия. На восточной – Азия, острова Тихого океана и Океании. Везде сделан акцент на коренное население, его образ жизни, народные промыслы и богатства, экспортируемые во Францию. В каждой части здания можно увидеть изображения животных, живущих в представленной географической зоне – слонов, львов, антилоп, тигров, змей, обезьян и сцены охоты на них. Надписи позволяют идентифицировать представленные регионы.
Ни на одном рельефе нет фигуры белого человека – колониста. Экзотические образы, свободны от насилия, нет упоминаний о принудительном труде, жестоком обращении, рабстве и угнетении. Это иллюстрация темы изобильных земель, где человек живет в гармонии с пышной и щедрой природой, в духе картин Дуанье Руссо, умершего в 1910 году.
Автор отдал должное истории колоний — на фризе здания изображены символы заморских цивилизаций – храмы Ангкора, арабские города с минаретами и крепостными стенами. Так авторы одновременно показали уважение к подчиненным территориям, прославили метрополию и вызвали интерес к заморским владениям Франции.
Это видение жизни через труд на общее благо и идеальную европейскую цивилизацию, помогающую развиваться дальним землям, во многом приукрашено. За идиллическое изображение жизни в колониях, где в реальности царили нищета, угнетение, а местное население было бесправным, стиль, в котором были созданы барельефы, назвали колониальной фантастикой.
Из-за аполитичности на Западе автора барельефов Жанниота не относят к колониальным скульпторам. Считается, что его творчество лишено идеологического аспекта. Он никогда не ездил в колонии, не участвовал в ярмарках колониального искусства, не занимался политической тематикой, а только качественно выполнил свою работу, ставшую еще одним архитектурным шедевром. Созданная им композиция из барельефов была признана самым крупным украшением здания. Рельефные изображения можно изучать, как журнал или книгу, рассказывающую о диковинных землях и живущих там трудолюбивых людях.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (141)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина в футуристическом дизайне
- Гипсовая лепнина в мечетях: искусство, традиции и символика
- Возможности использования гипсовой лепнины в тематических парках и развлекательных комплексах
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность