Сельджукские фигурки: гипсовые пришельцы из золотого века
Сельджукскими статуэтками назвали гипсовые скульптуры, найденные в районе империи Сельджуков.Они были созданы во времена «золотого века» — между одиннадцатым и тринадцатым веками. Фигурки украшали внутренние стены и фризы сельджукских дворцов, наряду с другими декоративными украшениями из гипса.
Фигуры были окрашены в яркие и часто золотые цвета. Они представляли реальных людей и служили символами власти.
Исламское искусство сельджуков
Сельджуки были турецкой династией кочевого происхождения из Центральной Азии. Династия стала править восточным исламским миром после победы над Газневи в битве при Данданакане и свержения династии Буджида.
После ярких побед сельджуки утвердились как новые представители халифата Аббасидов и суннитского ислама. Всего за полвека им удалось создать обширную империю, которая охватывала Иран, Ирак и большую часть Анатолии. Именно при сельджуках Иран пережил период культурного процветания. Особенно развивались архитектура и искусство, что наложило глубокий отпечаток на последующие художественные тенденции.
Сельджуки использовали для создания статуэток разные материалы: глину, гипс, камень, металл. В керамике мелкие мотивы подчеркивались краской методами остекления, глянцевой отделки и полихромной краски. Металлические предметы украшались серебряной и золотой инкрустацией.
Также сельджукские художники разработали множество образных мотивов с изображением животных, мужчин и женщин. При этом представление об антропоморфных фигурах в средневековой мусульманской культуре было весьма распространено. В то время как в первые века ислама изображение людей в священных местах, например, в мечетях, строго запрещалось, в светских местах изображение фигур все еще было обычным явлением.
Гипсовые фигуры в сельджукских дворцах
Все сельджукские дворцы сейчас превратились в руины. Но раскопки показывают, что они когда-то были украшены изразцами и рельефной гипсовой лепниной с геометрическими фигурами на стенах.
В Лашгари-Базаре, руинах старого дворца эпохи Газнави, были найдены полихромные фрески. На них были изображены 44 солдата, украшающие нижний этаж зала суда. У всех одинаковые круглые лица и миндалевидные глаза, традиционно ассоциирующиеся с турками Центральной Азии.
Гипсовые фигуры украшали королевские дворцы в залах суда и во дворах. Они были найдены в великих дворцах сельджукских султанов, в небольших королевских дворах вассалов и даже в резиденциях местных наследников.
Предполагается, что эти фигуры могут быть частью более крупного геометрического орнамента из гипса, который скрывал за собой основную стену. Пример целых гипсовых фигур можно найти в конце 12-го века в городе Рай. Одна из них представляет восседающего на троне сельджукского султана Тугриля Бека (1194 г.) в окружении его офицеров. Подобные примеры были найдены в Басте, Афганистане, Самарканде и Узбекистане.
Эти скульптуры были окрашены в яркие цвета красного, синего, черного и золотого. Это делалось для того, чтобы фигуры выделялись на фоне стен в темных дворцовых комнатах, где они были расположены.
Фото: источник
Какие материалы использовали сельджуки
В большинстве фигурки изготавливались из гипса, так как это материал на водной основе, который после высыхания легко поддается обработке. Раствор гипса пластичен, удобен в работе. Готовое изделие достаточно легкое, чтобы его можно было разместить на стене. В сухих условиях гипс отлично сохраняется. Многие гипсовые фигуры 12-го века выжили благодаря сухому климату пустыни, где они и были найдены.
Штукатурные фигурки сельджуков были окрашены в яркие цвета синего (порошок лазурита), красного (рубиновый порошок) и черного цветов и были позолочены.
Что символизировали гипсовые статуэтки
Сельджукские фигурки символизировали власть. Все что находилось в окружении королевского дворца было связано с властью империи, например, королевской гвардией, придворными или самим эмиром. При раскопках нашли фигуры воинов с мечами. Они были одеты в кафтаны, брюки, пояса и сапоги с ярких цветов.
Царские фигуры были представлены коронами. Например, две фигуры, хранящиеся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке имеют крылатые короны — древний символ власти, который впервые был запечатлен на монете сасанидов в третьем веке.
Все гипсовые фигурки сельджуков имеют округлые лица с типичными высокими скулами и миндалевидными глазами, отражающими тюркский и монгольский этнический тип. Они, как правило, показывались в обстановке королевских церемоний, подчеркивая помпезность ситуации.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (278)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (142)
- О ремонте (58)