Семь самых известных древнеримских скульптур. Искусство, повествующее об античной истории
История Римской империи отражена в статуях, многие из которых дошли до наших дней. Изучение этих скульптур позволяет переосмыслить события того времени, оценив вклад римлян в развитие искусства и цивилизации.
Оратор, I век до н. э. – скульптура, провозглашающая победу над этрусками
Эта бронзовая статуя изображает оратора Ауле Метеле, поднимающего руку к толпе. Ауле этруск, но носит одежду, типичную для римлянина – короткую тогу и ботинки. Хотя на постаменте написаны по-этрусски его имя и имена его родителей, римская одежда указывает на подчинение.
Фото: источник
Этрусские короли правили империей с 7 века до н. э. до 510 года до н. э., а к 1 веку до н. э. их цивилизация была полностью поглощена Римом. Статуя, которая сейчас находится в Национальном археологическом музее во Флоренции, говорит о торжестве Рима и его господстве над другими культурами. Но история показала другое – позже варвары вторгнутся в Рим, приведя к его падению.
Голова патриция, I век до н. э. Скульптура, наглядно показывающая разницу между римскими и греческими взглядами на искусство
Морщинистое старое лицо неизвестного гражданина из высшего сословия явно показывает различие древнегреческой и древнеримской скульптур. Если древние греки старались максимально приукрасить персонажей, то римляне делали ставку на схожесть.
В Риме считали, что главное в искусстве – максимально точно передать образ. Автор также пытался показать мудрость правителей, которая в те годы ассоциировалось с почтенным возрастом. Отождествление правильного, толкового мышления и прожитых лет до сих пор сохраняется у многих народов.
Август из Прима-Порта, 1 век н. э. Одна из 70 скульптур правителя
После завершения Столетней гражданской войны, Август пришел к власти, став первым римским императором. Он упивался славой — провозгласил себя потомком основателей Рима – Ромула и Рема и заказал 70 своих портретных статуй.
Фото: источник
Эта статуя, датируемая I веком нашей эры, найдена при раскопках в районе Прима-Порта и выставлена в Ватикане. Она подчеркивает мощь Августа и его богоизбранность. На нагруднике императора изображен побежденный парфянский царь, возвращающий ценности, ранее захваченные у римских легионов. Амур, сын богини Венеры, стоящий у правой лодыжки правителя, подчеркивает его особое предназначение и божественное происхождение.
Это редкий случай, когда римляне отошли от своих канонов, изобразив правителя совершенно непохожим на его реальный портрет. Императора можно узнать только по особому расположению прядей волос. Через много сотен лет от этого правила отступит Антонио Канова, изобразивший Наполеона в виде бога Марса. А что ещё остаётся мастерам, творящим во времена диктатуры.
Бюст Фонсека, II век н. э. Древнеримские стилисты не уступали в мастерстве современным
Этот бюст, изображающий женщину из династии Флавиев (69–96 гг. н. э.), находится в Римском Капитолийском музее. Женские скульптуры тех лет были менее реалистичны, чем мужские, поскольку римляне считали, что прекрасный пол должен выглядеть привлекательно и модно.
Кудри, уложенные на макушке женщины, показывают увлечение римлянок сложными прическами. Состоятельные жительницы империи уже тогда нанимали стилистов, которые завивали пряди утюжками и использовали искусственные волосы. Есть много других художественных произведений той эпохи, демонстрирующих высокое развитие парикмахерского искусства.
Женские бюсты и сейчас редко делаются полностью идентичными оригиналу. Мастерство скульптора заключается в том, чтобы найти золотую середину, сохранив схожесть, но при этом сделав образ более миловидным.
Колонна Траяна, 110 г. н. э. Скульптура и надгробие
Эта колонна построена по заказу императора Траяна архитектором Аполлодором Дамасским в честь завоевания Дакии (современной Румынии) в 107 году н. э. Победа значительно расширила границы империи.
Фото: источник
Колонна, которая служит могилой Траяна, имеет высоту более 30 метров и украшена непрерывным спиральным фризом в память о двух битвах против Дакии. Украшающий ее рельеф содержит более 2000 фигур скульптурных изображений:
- Римских легионеров в настроении, называемом «черепахой». При нападении на врага воины складывали щиты, превращая их в единое мощное защитное укрытие.
- Сцен битв с врагами — даками. Хорошо видна чешуйчатая броня неприятелей.
- Букинаторов — горнистов, поднимающих боевой дух. Тогда ещё не было военных оркестров, поэтому букинаторы выполняли их функции.
- Колесниц, рвущихся в бой.
- Римских воинов, подносящих правителю отрубленные вражеские головы.
Колонна была шедевром пропаганды. Она была возведена около 110 г. н. э., и до сих пор стоит на своем первоначальном месте, на Форуме Траяна в Риме. Остальная часть форума превратилась в руины, и это монументальное скульптурное изображение стало единственным напоминанием о военной доблести императора.
Конная статуя Марка Аврелия, ок. 176 г. н. э.
Бронзовое изображение Марка Аврелия верхом на лошади послужило образцом конных статуй для всего европейского искусства. Император поднимает правую руку, а его лошадь – правую переднюю ногу. Такая позиция позволяет показать не только мощь коня и всадника, но и мастерство скульпторов.
Многие конные римские статуи были разрушены католической церковью в Средние века. Эта уцелела, поскольку инквизиторы увидели в Марке Аврелии Константина – первого христианского императора Рима.
Изначально статуя стояла в Латеранском дворце, а затем – в папской резиденции. В 1538 году ее перенесли на площадь Пьяцца-дель-Кампидольо, на вершину Капитолийского холма. В 1981 году скульптура была перемещена в Палаццо-деи-Консерватори для сохранения, а на площади установлена ее копия.
Такая ситуация показывает равноценность скульптурной реплики и оригинала. Многие считают, что копии, сделанные современными мастерами в гипсовой мастерской, хуже оригинальных скульптур. На самом деле это не так. Мастерски скопированное произведение достойно даже стоять на площади, считающейся одним из символов Италии.
Четыре тетрарха, 300 г. н. э.
Скульптура рассказывает об интересном периоде истории Рима — четверовластии, когда власть поделена между четырьмя равноценными правителями. Римская империя в те годы достигла больших размеров, и управлять ей единолично было невозможно. Поэтому в помощь императору были назначены три дополнительных правителя – тетрарха, и каждому передана определенная территория.
Фото: источник
Четыре похожие фигуры разделены на пары, в которой один правитель бородатый, а другой – гладколицый. Каждый держит меч одной рукой, символизируя доблесть и власть, а другой – обнимает собратьев, подчеркивая дружбу. Скульптура не всегда стояла в Италии — в 13 веке она была украдена и возвращена только через тысячу лет. Сейчас это скульптурное изображение находится на площади Сан-Марко в Венеции.
Удивительно, но за много тысячелетий римские статуи только увеличили свою привлекательность. Вероятно, сказалось влияние древнеримской культуры на развитие всей цивилизации. Многие современные жители не только Италии, но и других стран охотно заказывают их реплики в скульптурных мастерских, чтобы украсить офисное или жилое помещение. Современные технологии позволяют изготовить статуи любого размера из гипса и другого материала.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (141)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина в футуристическом дизайне
- Гипсовая лепнина в мечетях: искусство, традиции и символика
- Возможности использования гипсовой лепнины в тематических парках и развлекательных комплексах
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность