(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Сграффито — гипсовая техника между росписью и лепниной

Сграффито — гипсовая техника между росписью и лепниной

Любители искусства, побывавшие в Италии, Франции, Чехии и других европейских странах, сохранивших исторические памятники, никогда не забудут необычные гипсовые фрески, называемые сграффито. Невероятно красивые двухцветные панно, украшающие здания, одновременно похожи и на картины и на гипсовый рельеф.

Особенность сграффито — фрески состоят из слоев окрашенной гипсовой штукатурки, что и отличает их от обычных картин. Кроме того, поверхность имеет рельеф. Это делает изображение более четким и живым, чем на живописной картине.

Что такое сграффито

Сграффито — это техника графического оформления гипсовых поверхностей зданий. Она зародилась и процветала в эпоху Возрождения. Вторая волна интереса к сграффито началась в эпоху неоренессанса.

Принцип выполнения сграффито заключается в нанесении на поверхность двух или более разноцветных слоев гипса. При этом толщина гипса не превышает 0,2 — 10 мм, что делает работу очень кропотливой. Далее мастер удаляет часть верхнего еще влажного слоя методом соскоба или процарапывания. Обнаженный нижний слой создает контрастный рисунок. Такая отделка гипсом применялась для фасадов и внутренних стен в помещениях зданий.

Мотив сграффито, обычно фигуральный или орнаментальный, характеризуется наличием особой прямоугольной формы.

Что такое сграффито

Фото: источник

Техника выполнения

Двухцветный рисунок сграффито достигается в результате окраски одного из слоев штукатурки. В соответствии с традиционным методом ренессанса нижний слой окрашивается в темный цвет. Ранее для этого применялся тонкоизмельченный уголь или зола из соломы.

Если мастер окрашивает нижний слой гипса в светлый цвет, а верх делает темным, получается изображение, называемое контрсграфито.

Некоторые мастера упрощали процедуру путем легкого соскоба узоров в верхнем слое. После придания шероховатости гладкой поверхности фасада гравировкой рисунков, он вскоре приобретал цветовой контраст благодаря выветриванию.

Некоторые мастера работали, используя эскизы. Если же требовалось повторение рисунка, в ход шли трафареты. Для украшения рисунка и усиления эффекта в сграффито внедряли другие техники, дополняя панно мозаикой, рисунком, гипсовой лепниной.

Чем сграффито отличается от граффити

Сграффито и граффити — однокоренные слова, но они обозначают разные техники. Граффити — это вид объемного рисунка на стене, но в данном случае эффект объема создается краской, а не процарапыванием. Основой в этом случае служит поверхностный слой стены. Т.е. граффити — это стилизация рисунка под стиль сграффито.

Типы сграффито

Letterbox (почтовый конверт). Форма, состоящая из прямоугольников, разделенных двумя диагоналями, напоминает обратную сторону конверта. Фасад, украшенный буквой сграффито, имитирующей бриллиант или пирамидальные заостренные строительные блоки, создает впечатление полной гармоничности.

Украшения. В дополнение к шаблону, рисунок в стиле сграффито может быть геометрически разделен линиями, кругами или другими кривыми элементами.

Очень часто используются орнаментальные, растительные или фигурные мотивы сграффито, в основном содержащие темы из древнегреческой или римской мифологии, сцены из Библии, особенно из Ветхого Завета, или различные аллегорические фигуры или сцены.

Граффити в неоренессансе

Впервые технику сграффито стали применять в Италии в 15 веке, когда началось строительство больших и значимых зданий, требующих красивой отделки фасада. Из Ренессанса сграффито было заимствовано в периодах ар-нуво и сецессиона (конец 18 — начало 19 в.).

Лучшие работы того времени::

  • Отделка дома на Кикенмаркт в Брюсселе. Работа О. Франсуа и А. Прива-Ливемо (1897 г.).
  • Отель Сомберлани в Брюсселе. Архитектор П. Анкара (1897 г.).
  • Гостиница «Метрополь» в Москве. Авторы В. Валькот и М. Врубель (1899 г.).
  • Дом Куши в Брюсселе. Архитектор П. Куши (1905 г.).
  • Общественный дом в Праге. Работа О. Поливки и К. Шпиллара (1905 г.).

Типы сграффито

Фото: источник

Сграффито в Чехии

Сграффито — важный элемент декора нео-ренессансных домов. Интересно рассмотреть развитие этого искусства на примере Чехии, где этот вид гипсового искусства был особенно популярен.

Первый сграффито был спроектирован в 1867 году в здании женской средней школы в Праге Войтехом Ульманном. Затем направление было расширено архитектором Йозефом Шульцем — автором проекта реконструкции знаменитого дворца Шварценберг.

При подготовке к реконструкции он изучил методы создания картин сграффито на фасадах, оформленных в 15-м и 16-м веках. Его интересовали рецепты создания гипсового раствора, сохранившегося в непростых климатических условиях Чехии.

Работы Шульца увеличили интерес к сграффито, и многие чешские архитекторы начали применять его в отделке жилых домов в стиле неоренессанс, черпая вдохновение в оформлении домов, построенных в период Ренессанса.

Значительный вклад в применение сграффито на фасадах жилых домов и общественных зданий внес архитектор Антонин Виль. Пример работы Виля — дом № 1035 на улице Поштовска, разработанный в сотрудничестве с другими художниками. Фасад дома был украшен карнизом в виде люнетов — это уникальное решение для того времени. Виль включил этот элемент в проект в процессе строительства.

Работа мастера настолько понравилась общественности, что элементы отделки дома были использованы при реконструкции собора Святого Петра в Праге архитектором Яном Коулом. В отчетах Ассоциации архитекторов, опубликованных в 1883 году, проект реконструкции обозначался как «интерпретация и развитие стиля А. Виля».

Специалисты писали: «… Виль борется за новое архитектурное выражение на основе образцов, характерных для Чехии XVI и XVII веков. Он впервые показал чего можно добиться, когда строил дом с оформлением сграффито на улице Поштовска. Архитектор усердно изучал памятники эпохи ренессанса и старался использовать их в своих проектах. Мы чувствуем легитимность этого стиля, но еще никто точно не определил, какое истинное значение он имеет … ».

Некоторые неоренессансные дома с сграффито, спроектированные Антонином Вилом:

  • Дом № 1035/17 на улице Каролина Светла, построенный А. Виллем вместе с Я.Зеером. Авторы украшений — Женишек и Мыслбек (1876 г.).
  • Угловой дом № 527 в Праге, в старом городе. Построен вместе с Карелом Гемпертом. Дизайн сграффито выполнил Миколаш Алеш (1888 г.).
  • Угловой дом № 542 на улице Зборовска в Смихове. Построен с Карелом Гемпертом (1885 г.).
  • Дом №15 на Гавличкова. Построен с Карелом Гемпертом (1886 г.).
  • Собственный дом Виля № 792 на Вацлавской площади, украшенный Алешем и Фанта (1894 г.).

Сграффито в Чехии

Фото: источник

Сграффито в России

Стиль сграффито в России не применялся до 1925 года. Это было связано с недоступностью технологии производства стойких гипсовых растворов и красок. Европейские мастера тщательно сохраняли рецепты в строгой тайне. И все попытки создать нечто подобное претерпевали неудачу — фрески рассыпались и теряли вид после первого осенне-зимнего сезона.

Технику создания сграффито разработали в Московском ВХУТЕИНе. Страна нуждалась в красивых зданиях и новых сюжетах, при этом отделка должна была быть недорогой и давать большие возможности в оформлении. Гипс подходил для этих целей как ничто другое.

Монументальными росписями украшали торцы и фасады значимых общественных зданий. Но сюжетом служили не библейские мотивы, а достижения ученых и специалистов народного хозяйства. Художники изображали космонавтов, хлеборобов, героев войны и т.д.

Посмотреть подобную работу можно в Государственном музее им. К. Циолковского. К сожалению, другие образцы уже потеряны или требуют срочной реставрации.

Современное применение стиля сграффито

Современные художники все чаще прибегают к опыту давно ушедших коллег. Не исключением стал стиль сграффито, дающий огромные возможности в оформлении и фасадов и внутренних стен. Пример современной работы — многослойное сграффито художника С. Боксера, созданное в 2012 г. Работа привлекла внимание и критиков, и ценителей искусства.

Более того, подобная техника стала применяться и в других видах творчества, например, в керамике.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96