(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Символизм колонн Гауди

Символизм колонн Гауди

Испанский архитектор XIX–XX века Гауди стремился объединить природу и архитектуру. Он видел, что природные объекты не бывают прямыми, и почти всегда закруглены, поэтому элементы его творений имеют форму фигур вращения – геликоида, гиперболоида, коноида и гиперболического параболоида.

Стремление к криволинейным формам отчетливо прослеживается в облике храма Святого Семейства – Саграда Фамилия в Барселоне. Архитектор вложил в него не только свое видение красоты, но и заложил множество символов, не все из которых разгаданы до сих пор. Здание имеет множество интересных архитектурных элементов, но мы остановимся на необычных колоннадах.

Колонны в виде пальм

При строительстве храма Гауди отказался от использования входной группы с традиционной колоннадой. Ее место занимают колонны в виде деревьев, ветви которых стремятся вверх. Впечатление усиливают фигурные светильники и розетки, ассоциирующиеся со звездным небом. Эти архитектурные элементы одновременно украшают здание и переносят нагрузку с крыши на фундамент. Присутствующим кажется, что они находятся в лесу — этого эффекта и добивался архитектор, считавший природу детищем творца, достойным восхваления.

Ученые спорят, зачем на колоннах-деревьях сделаны утолщения, напоминающие природные наросты. Есть мнение, что Гауди столкнулся с проблемой – на месте изгибов материала из-за дополнительных нагрузок появились трещины, поэтому архитектор снабдил их глыбами, похожими на древесные наплывы. Но пока причина точно неизвестна, поэтому такой дизайн считается архитектурным решением, а не ошибкой.

Колонны в виде пальм

Фото: источник

Алтарь с обручами

Необычно оформлен алтарь храма, состоящий из двух колонн, схваченных обручами. Колоннада олицетворяет Петра и Павла. Сверху натянут трос, а над пресвитерием свисает семиугольный балдахин, украшенный виноградными лозами и листьями. По краям балдахина установлены электрические свечи, в центре находится скульптура Иисуса на кресте высотой почти 2 м.

Современники спрашивали у Гауди, зачем было планировать такую сложную конструкцию, удлиняющую сроки строительства. Архитектор отвечал, что его заказчик — Бог, поэтому торопиться не стоит.

Статуи в трифории

Трифорием в готической архитектуре называют углубление, в котором установлены статуи святых. В храме есть два трифория над фасадами Рождества и Страстей, где установлены скульптурные изображения святого Иосифа и Марии высотой почти 3 м. Вместе с распятым Иисусом в алтаре, они образуют святое Семейство. Оба трифория украшены полуколоннами необычной квадратной и прямоугольной формы.

Исследователи пока не могут понять, почему статуи Марии, Иосифа и Иисуса расположены далеко друг от друга. Согласно одной из версий, архитектор хотел показать, что Святое семейство со всех сторон смотрит на природу, людей и все видит.

Знаменитые «крученые» колонны Гауди

При строительстве храма знаменитый испанец активно искал новые архитектурные формы. Гауди не устраивали традиционные колонны с ордерами и орнаментальными порезками, и он объединил несколько вариантов. Так появились колонны двойного скручивания, которые раньше нигде не устанавливались. В них объединены три варианта колоннад:

  • Гладкие цилиндрические колонны без декора, как на римском Пантеоне.
  • Греческие, с вертикальными полосами – каннелюрами, как на греческом Парфеноне.
  • Соломоновы, типичные для архитектуры барокко, с восходящей спиральной закруткой, как на балдахине собора Святого Петра в Ватикане.

Получились колоннады двойной крутки. Для понимания их формы нужно представить, как мягкую гладкую колонну, как на Пантеоне, продавливают через шаблон с огромным центральным отверстием в форме звезды со срезанными концами.

Знаменитые «крученые» колонны Гауди

Фото: источник

Если конструкцию оставить неподвижной, получатся греческие колонны с выемками – каннелюрами, как на Парфеноне. Это архитектора не устраивало. Тогда было решено скрутить изделия, чтобы придать винтообразную форму, как на Соломоновой колонне. Но и того Гауди показалось мало, поэтому он сделал два скручивания в противоположных направлениях. И для большей необычности основаниям колонн придал форму звезд. Трудно представить, но эти «скручивания» производились в математических расчетах во времена, когда не было генеративного дизайна, компьютеров, мощных вычислительных машин.

Гауди вложил в свое произведение символ единения земного и божественного. Фигурные полосы, идущие вверх от звезды, соединяют землю и небо. Два витка говорят, о том, что святые восходят на небеса, и ангелы спускаются им навстречу.

Загадка 36 колонн

В храме установлено 36 колонн. Чтобы понять, почему колоннады имеют столько элементов, нужно быть знакомым с католической религией:

  • Четыре колонны в центре посвящены евангелистам Марку, Матфею, Луке и Иоанну. Их украшают лампады с религиозными символами. В сумерках светильники освещают внутреннюю часть храма.
  • Остальные колонны посвящены двенадцати апостолам, четырем каталонским епископствам, пятнадцати испанским городам с архиепископствами и пяти континентам. 

В основе колонн лежат звезды с разным количеством лучей, которые Гауди создавал из правильных многоугольников. Например, шестиконечные – из двух треугольников, восьмиконечные – из двух квадратов, десятиконечные — из двух пятиугольников, а для двенадцатиконечных он соединил три квадрата. Прослеживается своеобразная «иерархия» колонн – центральные имеют 12 лучей, по мере отдаления от центра количество лучевых элементов уменьшается сначала до 10, потом до 8 и 6.

Архитектор расположил колоннады так, чтобы они не мешали свету проникать внутрь здания через большие витражи. Высота колонн подобрана с тем же расчетом. Крупные центральные сделаны высотой 22,2 м, а боковые – наполовину ниже — 11,1 м. Такие пропорции не мешают посетителям рассмотреть прекрасные витражные окна.

Основатель биомиметической архитектуры

Гауди, придававший зданиям природные черты, считается одним из основателей биомиметики – заимствования идей для строительства у растений и животных. В таком стиле построены Национальный музей Катара, оперный театр Сиднея, Метрополь Парасоль в Севилье. Но в них роль колонн играет арматура, с помощью которой стягивают бетонные блоки.

В наши дни все больше зданий в мире возводится по этому принципу. Биомиметическая архитектура только набирает популярность, поэтому вскоре появятся новые интересные здания с экстравагантными колоннами и другим необычными элементами.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96