Символизм колонн Гауди
Испанский архитектор XIX–XX века Гауди стремился объединить природу и архитектуру. Он видел, что природные объекты не бывают прямыми, и почти всегда закруглены, поэтому элементы его творений имеют форму фигур вращения – геликоида, гиперболоида, коноида и гиперболического параболоида.
Стремление к криволинейным формам отчетливо прослеживается в облике храма Святого Семейства – Саграда Фамилия в Барселоне. Архитектор вложил в него не только свое видение красоты, но и заложил множество символов, не все из которых разгаданы до сих пор. Здание имеет множество интересных архитектурных элементов, но мы остановимся на необычных колоннадах.
Колонны в виде пальм
При строительстве храма Гауди отказался от использования входной группы с традиционной колоннадой. Ее место занимают колонны в виде деревьев, ветви которых стремятся вверх. Впечатление усиливают фигурные светильники и розетки, ассоциирующиеся со звездным небом. Эти архитектурные элементы одновременно украшают здание и переносят нагрузку с крыши на фундамент. Присутствующим кажется, что они находятся в лесу — этого эффекта и добивался архитектор, считавший природу детищем творца, достойным восхваления.
Ученые спорят, зачем на колоннах-деревьях сделаны утолщения, напоминающие природные наросты. Есть мнение, что Гауди столкнулся с проблемой – на месте изгибов материала из-за дополнительных нагрузок появились трещины, поэтому архитектор снабдил их глыбами, похожими на древесные наплывы. Но пока причина точно неизвестна, поэтому такой дизайн считается архитектурным решением, а не ошибкой.
Фото: источник
Алтарь с обручами
Необычно оформлен алтарь храма, состоящий из двух колонн, схваченных обручами. Колоннада олицетворяет Петра и Павла. Сверху натянут трос, а над пресвитерием свисает семиугольный балдахин, украшенный виноградными лозами и листьями. По краям балдахина установлены электрические свечи, в центре находится скульптура Иисуса на кресте высотой почти 2 м.
Современники спрашивали у Гауди, зачем было планировать такую сложную конструкцию, удлиняющую сроки строительства. Архитектор отвечал, что его заказчик — Бог, поэтому торопиться не стоит.
Статуи в трифории
Трифорием в готической архитектуре называют углубление, в котором установлены статуи святых. В храме есть два трифория над фасадами Рождества и Страстей, где установлены скульптурные изображения святого Иосифа и Марии высотой почти 3 м. Вместе с распятым Иисусом в алтаре, они образуют святое Семейство. Оба трифория украшены полуколоннами необычной квадратной и прямоугольной формы.
Исследователи пока не могут понять, почему статуи Марии, Иосифа и Иисуса расположены далеко друг от друга. Согласно одной из версий, архитектор хотел показать, что Святое семейство со всех сторон смотрит на природу, людей и все видит.
Знаменитые «крученые» колонны Гауди
При строительстве храма знаменитый испанец активно искал новые архитектурные формы. Гауди не устраивали традиционные колонны с ордерами и орнаментальными порезками, и он объединил несколько вариантов. Так появились колонны двойного скручивания, которые раньше нигде не устанавливались. В них объединены три варианта колоннад:
- Гладкие цилиндрические колонны без декора, как на римском Пантеоне.
- Греческие, с вертикальными полосами – каннелюрами, как на греческом Парфеноне.
- Соломоновы, типичные для архитектуры барокко, с восходящей спиральной закруткой, как на балдахине собора Святого Петра в Ватикане.
Получились колоннады двойной крутки. Для понимания их формы нужно представить, как мягкую гладкую колонну, как на Пантеоне, продавливают через шаблон с огромным центральным отверстием в форме звезды со срезанными концами.
Фото: источник
Если конструкцию оставить неподвижной, получатся греческие колонны с выемками – каннелюрами, как на Парфеноне. Это архитектора не устраивало. Тогда было решено скрутить изделия, чтобы придать винтообразную форму, как на Соломоновой колонне. Но и того Гауди показалось мало, поэтому он сделал два скручивания в противоположных направлениях. И для большей необычности основаниям колонн придал форму звезд. Трудно представить, но эти «скручивания» производились в математических расчетах во времена, когда не было генеративного дизайна, компьютеров, мощных вычислительных машин.
Гауди вложил в свое произведение символ единения земного и божественного. Фигурные полосы, идущие вверх от звезды, соединяют землю и небо. Два витка говорят, о том, что святые восходят на небеса, и ангелы спускаются им навстречу.
Загадка 36 колонн
В храме установлено 36 колонн. Чтобы понять, почему колоннады имеют столько элементов, нужно быть знакомым с католической религией:
- Четыре колонны в центре посвящены евангелистам Марку, Матфею, Луке и Иоанну. Их украшают лампады с религиозными символами. В сумерках светильники освещают внутреннюю часть храма.
- Остальные колонны посвящены двенадцати апостолам, четырем каталонским епископствам, пятнадцати испанским городам с архиепископствами и пяти континентам.
В основе колонн лежат звезды с разным количеством лучей, которые Гауди создавал из правильных многоугольников. Например, шестиконечные – из двух треугольников, восьмиконечные – из двух квадратов, десятиконечные — из двух пятиугольников, а для двенадцатиконечных он соединил три квадрата. Прослеживается своеобразная «иерархия» колонн – центральные имеют 12 лучей, по мере отдаления от центра количество лучевых элементов уменьшается сначала до 10, потом до 8 и 6.
Архитектор расположил колоннады так, чтобы они не мешали свету проникать внутрь здания через большие витражи. Высота колонн подобрана с тем же расчетом. Крупные центральные сделаны высотой 22,2 м, а боковые – наполовину ниже — 11,1 м. Такие пропорции не мешают посетителям рассмотреть прекрасные витражные окна.
Основатель биомиметической архитектуры
Гауди, придававший зданиям природные черты, считается одним из основателей биомиметики – заимствования идей для строительства у растений и животных. В таком стиле построены Национальный музей Катара, оперный театр Сиднея, Метрополь Парасоль в Севилье. Но в них роль колонн играет арматура, с помощью которой стягивают бетонные блоки.
В наши дни все больше зданий в мире возводится по этому принципу. Биомиметическая архитектура только набирает популярность, поэтому вскоре появятся новые интересные здания с экстравагантными колоннами и другим необычными элементами.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (141)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина в футуристическом дизайне
- Гипсовая лепнина в мечетях: искусство, традиции и символика
- Возможности использования гипсовой лепнины в тематических парках и развлекательных комплексах
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность