(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Символизм растений в лепном и скульптурном искусстве

Символизм растений в лепном и скульптурном искусстве

С древних времен скульпторы и живописцы изображали в своих работах различные растения. Изящные лилии, роскошные розы, вьющаяся виноградная лоза и многие другие растения и цветы можно встретить в украшении самых знаменитых скульптур, лепного декора великолепных дворцов и храмов.

На первый взгляд растения в скульптуре и живописи выполняют лишь декоративную роль, однако на самом деле каждый мастер вкладывает определенный символизм в каждую часть своей работы. Растения, цветы и деревья – не исключение. Разберем символизм растительных элементов, которые чаще всего встречаются в скульптурном искусстве всего мира.

История ботанического символизма

Скульпторы и художники изображали растения, цветы и деревья в скульптурных работах различной тематики — от религиозных изображений и сцен из Священных Писаний, до портретов, натюрмортов и лепных сцен из светской истории и мифологии. Использование ботанических образов в скульптуре приобрело особенную популярность в пятнадцатом-шестнадцатом веках. В этот период скульпторы все больше интересовались реалистичным изображением предметов, людей, мира природы.

Помимо своих декоративных свойств, растения и цветы обычно имели символическое значение или ассоциацию, связанную с основным предметом, изображенным в лепной или скульптурной композиции. Таким образом, растение может быть изображено либо в качестве атрибута, дающего ключ к идентификации личности, либо как инструмент передачи морального или философского посыла.

История ботанического символизма

Фото: источник

История ботанического символизма берет свое начало в трех основных источниках:

1. Античная литература и классические тексты

Ботанический символизм берет свое начало в античной литературе, где растения часто используются в качестве метафор добродетели и порока. В классической мифологии люди превращаются в растения в качестве награды или наказания, как в истории с Нарциссом, тщеславным юношей, влюбившимся в собственное отражение и превращенным в цветок, носящий его имя. Некоторые растения также упоминаются как неотъемлемые атрибуты богов и богинь. Например, виноград обязательно сопровождает бога Вакха или Бахуса (бога вина), а кукуруза или пшеница Цереру — богиню земледелия.

Классические тексты о земледелии и естественных науках Плиния, Катона и Лукреция также отражают некоторый традиционный символизм, связанный с растениями. Многие из этих идей и ассоциаций были возрождены учеными и художниками во времена Ренессанса и периода возрождения, когда возрос интерес к классическим текстам.

Бахус и виноград

Фото: источник

2. Библия и религиозные писания

Религиозные писания также обеспечили богатство символики растений. Библия и Апокрифы содержат много ссылок на деревья, фрукты и цветы в морализаторских сравнениях и притчах. Например, песня Соломона особенно богата аллюзиями, которые характеризуют образ розы, лилии, других растений.

Христианские писатели с раннего средневековья до эпохи Возрождения также использовали ботанические образы как средство объяснения и интерпретации религиозных верований. Например, Преподобный Беда (бенедиктинский монах и ученый), сравнивал Деву Марию с белой лилией, лепестки которой символизируют ее чистое тело, а золотые пыльники сияют подобно ее душе. Сен-Бернар (1090–1153) позже описал Марию как «фиалку смирения, лилию целомудрия, розу милосердия». Эти атрибуты часто изображаются в лепных, скульптурных и живописных сценах из жизни Девы, особенно в Благовещении, где ваза с лилиями украшает обитель Богородицы.

3. Научные знания о травах

Третьим основным источником символики растений стала средневековая наука о травах. Травники описали природные свойства растений, способ их выращивания, а также их использование в кулинарии и в медицине. Эти свойства, а также форма, цвет, вкус, запах и время цветения растения, как правило, поддаются моральной коннотации. Например, ядовитый болиголов представляет собой зло и смерть, в то время как клевер с тремя листьями является символом Святой Троицы. Используемый также как средство от укусов змей (по словам Плиния), клевер иногда рассматривался как символ спасения. Укус в этом случае представлял собой первородный грех, поощряемый змеем в райском саду.

Символизм растений в лепном и скульптурном искусстве Клевер
Фото: источник

Значение различных растений в скульптуре и лепнине

Из-за богатства и разнообразия исходных знаний одному растению часто приписывали различные, а иногда и противоречивые значения. Например, из-за своего ярко-красного цвета в античных барельефах гвоздика обычно изображается как символ любви. Греческое название гвоздики, диантос, переводится как «цветок Бога». По этой причине гвоздика часто появляется на картинах и в лепных сюжетах, посвященных Мадонне с младенцем. Ваза с гвоздиками, указывающая на божественную любовь, была популярным мотивом в живописи северной Италии во времена эпохи Возрождения. Этот цветок также может символизировать земную любовь и брак. В некоторых странах гвоздики считались традиционными свадебными цветами.

В то же время, для нашей страны символизм гвоздики сильно изменился. Сегодня мы ассоциируем эти цветы со скорбью, смертью, покаянием. Этот пример наглядно демонстрирует, насколько разные значения могут вкладывать в один и тот же символ, скульпторы разных эпох и культур.

Многие растения, связанные с основными богами в языческой традиции, были позже адаптированы в качестве христианских символов. Например, буковое дерево в древности было священным для бога Юпитера, а в христианских образах оно считается атрибутом Христа. Лавр был неизменным символом поэта Аполлона, который преследовал нимфу Дафну, пока она не превратилась в лавровое дерево. В связи с этим лавр стал использоваться для создания скульптурных венцов поэтов. Он также считался символом Вестальных Дев из-за своих вечнозеленых свойств, ассоциируемых с непорочностью и чистотой. Как символ целомудрия и бессмертия, лавр появляется на религиозных картинах и в барельефах. Особенно часто это характерно для произведений искусства, посвященных Деве Марии и другим святым.

Значение различных растений в скульптуре и лепнине

Фото: источник

Изучая сложные лепные и скульптурные композиции мастеров различных эпох, можно выделить наиболее популярные ботанические символы их работ:

  • Зерно (колосья) – пшеничные колосья, часто используемые в скульптурах, барельефах, лепных композициях ассоциируются в первую очередь с изобилием и плодородием. Эти символы неизменно сопровождают богинь земли Геру и Терру, а также богов, связанных с сохранением домашнего очага, семьи и продолжения рода.
  • Виноград (лоза, листья) – один из сильнейших символов плодородия, изобилия и жизненной силы, как в язычестве, так и в христианской культуре. В древнегреческой и римской мифологии виноградная лоза неизменно сопровождает богов Диониса и Бахуса, которым посвящено множество скульптур, жертвенников, лепных композиций. Для христианства виноград также важный символ. Именно это растение Ной первым посадил после потопа. Иисус же говорил — «Я есмь виноградная Лоза, а вы ветви».
  • Клевер – еще один растительный элемент лепных и скульптурных групп. Клевер особенно часто изображают в библейских сюжетах. Трилистник символизирует божественную триаду. Четырехлепестковый лист клевера – знак счастья и удачи.
  • Фруктовые плоды – особенно часто плоды можно встретить в лепных барельефах христианской тематики. Их ассоциируют с плодами Древа Познания. В этом контексте плоды ассоциируют с грехопадением, отступничеством, отделением себя от Бога.
  • Лилия – с древних времен лилия в скульптурных работах символизировала чистоту, непорочность, возрождение. Этот символ нередко можно встретить в качестве спутника скульптурных изображений богинь, девственниц, матерей. Лилия почти всегда сопровождает образ Девы Марии.
  • Дуб – дубовые листья, а также мощный многолетний ствол этого могучего дерева, символизирует мудрость, силу, долголетие. В лепных узорах дубовые листья часто сопровождают Зевса, Тора, Перуна и других могучих богов-мужчин.
  • Пальма – пальмовая ветвь один из знаменитых символов победы, триумфа, славы. Пальма часто изображается в качестве элемента барельефов, посвященных военным победам, героям и их подвигам.
  • Роза – это один из самых древних и одновременно сложных растительных символов в искусстве. В античные времена бутон розы означал девственность, в то время как позже этот цветок нередко стали ассоциировать со страстью, и даже порочностью. В некоторых композициях цветок розы используют как знак бессмертия. При этом увядшие бутоны ассоциируют со скоротечностью земной жизни. Во многих культурах золотая роза считается таинственным знаком, в связи с чем ее часто использовали в гербах тайных орденов, обществ, сект.

Среди лепных работ со всего мира можно найти множество других ботанических символов, которые напоминают нам, что в искусстве не бывает случайных элементов. Каждый цветок, листок или плод имеет значение, символизирует ту или иную мысль автора.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96