Анна Семеновна Голубкина: жизнь, посвященная скульптуре
Анна Семеновна Голубкина (1864–1927) — русский скульптор, педагог, и первая российская женщина-скульптор, получившая признание в Европе.
Жизнь и творчество Анны Семеновны
Анна Семеновна Голубкина, выдающийся русский скульптор, родилась 16 (28) января 1864 года в Зарайске, Рязанской губернии, в старообрядческой мещанской семье, занимавшейся огородничеством. Её дед, Поликарп Сидорович, выкупился из крепостной зависимости и оказал большое влияние на воспитание Анны. В семье, где помимо Анны было еще шестеро детей, ценили и оберегали её талант.
В 25 лет Голубкина переехала в Москву, где поступила в Классы изящных искусств А.О. Гунста (1889–1890), где её способности заметил скульптор С.М. Волнухин. Затем она несколько лет училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в мастерской С.И. Иванова, а в 1894 году — в Высшем художественном училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге (класс В.А. Беклемишева).
С 1895 года Анна несколько раз подолгу жила в Париже, чтобы продолжить художественное образование. Она посещала Академию Коларосси, работала в собственной мастерской, изучала обработку мрамора и посещала музеи в Лондоне. С 1897 года она консультировалась у Огюста Родена. В 1899 году на Весеннем Парижском салоне Голубкина получила бронзовую медаль за скульптуру «Старость».
В 1899 году Голубкина вернулась в Москву. В 1902–1903 годах она выполнила рельеф «Пловец» над входом в Московский Художественный театр. С 1910 года жила и работала в своей мастерской в Большом Лёвшинском переулке, 12, где сейчас вы можете посетить Музей-мастерскую А.С. Голубкиной. Голубкина преподавала в Московском коммерческом училище (1904–1906), на Пречистенских рабочих курсах (1913–1916) и во ВХУТЕМАСе (1918–1922).
В 1914–1915 годах в Музее изящных искусств имени Александра III прошла персональная выставка Голубкиной. После революции она вошла в Комиссию по охране памятников старины и в органы Моссовета по борьбе с беспризорностью. Однако, в 1918 году она отказалась работать с Советами.
Последними работами стали «Березка» и портрет Л.Н. Толстого. Анна Семеновна Голубкина умерла 7 сентября 1927 года в Зарайске и была там похоронена. В честь Анны Голубкиной названы кратер на Венере и корабль «Скульптор Голубкина».
Самые значимые работы Анны Голубкиной
Среди наиболее значимых скульптур Анны Голубкиной стоит выделить следующие:
- «Старость» (1898). Эта скульптура, изображающая обнаженную старуху, принесла Голубкиной бронзовую медаль на Парижском салоне в 1899 году. Ее откровенность и человечность поразили парижскую публику.
- Горельеф «Пловец» (другие названия «Волна», «Море житейское») (1902-1903). Рельеф в стиле модерн до сих пор украшает фасад Московского Художественного театра.
- «Идущий человек» (1903). Крупноформатная скульптура, созданная после поездок в Париж, демонстрирует силу и уверенность Голубкиной в работе с большими формами.
- Горельеф «Тайная вечеря» (1911). Эта работа является одним из ключевых произведений Голубкиной.
- Каминная пара кариатид (1911). Выполненные из дерева, эти кариатиды демонстрируют переход скульптора от античных мотивов к праисторическим.
- Портреты Л.Н. Толстого (1927). Голубкина создала несколько портретов писателя, один из которых стал её последней работой.
Наследие скульптора в Третьяковской галерее
В экспозицию Третьяковской галереи входит 35 скульптур Анны Семеновны, а также архивные документы: каталог выставки 1914–1915 года, письма, почтовые открытки. Из наиболее значимых работ вы увидите там:
- «Старость» (1898, тонированный гипс)
- «Марья»
- «Девочка. Манька» (после 1904, мрамор, гипс)
- Бюст «Старая» (1908, тонированный мрамор)
- Ваза «Туман» (1899, гипс; около 1908, мрамор)
- Каминная пара кариатид (1911, дерево)
- Портреты философов и писателей Серебряного века: В. И. Иванова, В. Ф. Эрна, А. Н. Толстого
- Портрет Андрея Белого (1907, гипс)
- Портрет А. М. Ремизова (1911, дерево)
- «Идущий человек» (1903)
- Барельеф «Зрелище» (1913, известняк тонированный)
Также ее работы представлены в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Музее-мастерской А.С. Голубкиной в Москве (филиал Третьяковской галереи, расположен в Большом Лёвшинском переулке 12). Собрание мастерской на сегодняшний день является самым обширным и насчитывает около 1500 экспонатов, в том числе 300 скульптур. Здесь Голубкина арендовала художественные мастерские с 1910 года до своей смерти в 1927 году. В залах представлены работы из гипса, бронзы, дерева и мрамора, выполненные в разных жанрах: рельеф, круглая скульптура, мелкая пластика, жанровые композиции.
Темы и мотивы в скульптурах Анны Голубкиной
В скульптурах Анны Голубкиной можно выделить несколько основных тем и мотивов, которые были наиболее характерны для ее работ:
- Символизм и мифологическое сознание: Голубкина воплощала образность своей эпохи, смешивая миф и реальность. Её произведения фиксируют мгновения, выхваченные из потока времени, фокусируясь на эмоциях и психологичности. Вдохновляясь рязанскими сказаниями, Голубкина использовала мотивы, близкие к народному фольклору. Кроме того, в камеях Анны Семеновны встречаются сюжеты, восходящие к евангельской иконографии, а в некоторых работах, например, в портрете пожилой женщины, прослеживается связь с богинями судьбы из древнегреческой мифологии.
- Природа и олицетворение: природа для Голубкиной антропоморфна. В её творчестве очеловечиваются природные стихии («Туман» или «Волна»), животные («Тюлень»), ландшафт («Кочка», «Лужица»), растения («Сирень»).
- Пейзаж: мотив пейзажа позволял Голубкиной выражать категории глубины и ширины. Среди ярких примеров можно выделить «Пловец» и «Болото».
- Интерес к внутреннему миру человека: Голубкина видела в своих моделях скрытые стороны личности, внутренних двойников. Она уделяла особое внимание глазам, чтобы проникнуть в тайны души и передать остроту и верность характеров.
- Круг жизни и движение времени: эта тема отражена в скульптурах «Старость», «Девочка. Манька», вазе «Туман», где раскрывается тема четырёх возрастов.
- Энергия преодоления: во многих ее скульптурах ощущается энергия преодоления. Например, в горельефе “Пловец” скульптор отступает от натуры, сливая лица людей и форму волны в единое живое полотно, чтобы создать внутреннее напряжение и драматизм. Волна выступает как противоборство внутри и как метафора борьбы человека и стихии в широком понимании этого явления.
- Образы огня: Голубкина создала образ Огня, где две первобытные фигуры (мужчина и женщина) греются у костра. В этой композиции Голубкина смело деформирует фигуры и сгущает тени в глазах женщины, создавая ощущение невидимой опасности и дрожи. Свет наряду с объемом становится активным выразительным средством. Эта работа была представлена на выставке объединения «Мир искусства» в Санкт-Петербурге в 1901 году и открыла Голубкину широкой художественной общественности.
- В портретах философов и писателей Серебряного века Голубкина стремилась показать «пропорции духа», сокровенные движения души. Например, в портрете А.Белого она выразила динамичную натуру поэта, а в портрете А.Ремизова передала душевный надлом.
Анна Голубкина оставила неизгладимый след в истории русского искусства. Её творчество, отмеченное глубоким психологизмом, экспрессивностью и поиском новых форм, стало важным этапом в развитии отечественной скульптуры XX века. Пройдя путь от простой девушки из Зарайска до признанного мастера, получившего европейское признание, Голубкина продемонстрировала не только выдающийся талант, но и силу духа, целеустремленность и преданность искусству. Ее работы, представленные в крупнейших музеях России, продолжают восхищать зрителей своей искренностью, эмоциональной насыщенностью и отражением глубоких философских размышлений о жизни, времени и человеческой природе. Анна Семеновна по праву занимает почетное место в плеяде выдающихся русских скульпторов, чей вклад в культуру страны неоценим.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (283)
- Об архитектуре и дизайне (272)
- О дизайне интерьера (148)
- О ремонте (61)