(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Скульптор Джордж Минн — создатель «фигур на коленях»

Скульптор Джордж Минн — создатель «фигур на коленях»

Джордж Минн родился в Генте в 1866 году. Его отец был талантливым архитектором и хорошим воспитателем, поэтому оба его сына посвятили свою жизнь архитектуре и скульптурированию. Джордж стал скульптором, архитектурой занялся младший брат Джорджа Жюль.

Детей воспитывали в строгости, не позволяя тратить время на игры, но рисовать можно было без ограничения. После окончания школы выбор был очевиден: молодой человек поступил в Академию изящных искусств в Генте.

Родители Джорджа Минна считали, что ему нужно выучиться на архитектора, так как эта профессия гарантировала высокий статус и уважение. Архитекторы были всегда востребованы и хорошо зарабатывали. Поэтому первоначально, под давлением родителей, Джордж посещал уроки архитектуры.

Довольно быстро юноша понял, что его призвание — монументальное искусство, и с архитектурой, как базисной наукой, было покончено. Впереди предстояла долгая и трудная дорога художника и скульптора.

Минн оставил после себя много шедевральных работ. Но, увы, самые масштабные произведения, которые автор создал в 1884-1885 г., семиметровая картина, изображающая падение мятежных ангелов и монументальная скульптура «Человеческие страдания» исчезли.

Индивидуальность и смелость

1886 год ознаменовал собой абсолютный поворот в творчестве Минна. Он покинул Академию и получил студию в Патерсхоле в старом центре Гента. Здесь появилось несколько изображений в различных форматах, в которых художник разработал выразительный язык, далекий от современной академической традиции.

В этой студии были созданы сразу несколько шедевральных работ: «Сражение мужчин», «Сплетение пары» и «Мать скорбит по мертвому ребенку». Образы, созданные молодым мастером, обладали простотой и силой выражения, что говорило о настоящем таланте.

В 1889 году Минн впервые принял участие в выставке в Трехлетнем Салоне Гента с двумя работами, среди которых была «Маленькая раненая фигура» — первый пример обнаженной фигуры в творчестве Минна. Тем же годом датируется скульптура «Мужчина и женщина на коленях», первая в серии фигур на коленях, ставшая прототипом для дальнейших работ.

После посещения выставки Эмиль Верхарн писал в ведущей художественной газете L’Art Moderne: «А потом мы видим скульптуры дебютанта мистера Минна. Кажется, сначала их не хотели выставлять. И это понятно: среди всей банальности, восхваляемой официальным жюри, они очень отличаются, выражая молодость, стойкость и силу.

Хотя фигурки крошечные, они буквально требуют внимания… Наивными и примитивными движениями автор, вопреки всем обычаям и достижениям, избегает помпезности и концентрируется на особом мире, полном меланхолии и религии, как средневековый каменщик, по чьим следам он ходит … Если люди когда-нибудь вспомнят Салон Гента, то это будет именно благодаря Минну!».

Ровно через год Минн выставлялся в Брюсселе на выставке «Les XX». Им были представлены несколько работ, в частности, «Мать скорбит по мертвому ребенку» и «Скорбящая мать с двумя детьми». Тонкие, почти примитивные, движущиеся изображения в гипсе получили серьезную критику со стороны консервативной прессы. Однако Минн нашел поддержку у прогрессивных искусствоведов — Эжена Демольдера и Грегуара Ле Руа. Они поддержали оригинальность и силу образов Минна.

Почему Роден отказался учить Минна
Фото: источник

Почему Роден отказался учить Минна

В драматическом выражении первых скульптур автора заметно влияние Огюста Родена. Минн восхищался мощным языком форм французского мастера и посетил его в Париже в надежде быть принятым в его мастерскую.

По слухам, он показал Родену несколько фотографий его работ, и тот, под впечатлением гениальности созданных фигур, сказал, что учить молодого художника уже нечему.

Гипс забыт… Да здравствует гипс!

В 1890 году Минн участвовал в седьмой экспозиции брюссельского авангардного художественного сообщества «Les XX». А в 1892 году стал членом Les XX и ежегодно участвовал в экспозициях группы, но все больше и больше стремился познакомиться с брюссельской художественной средой.

Когда это случилось, гипс был отложен в сторону. Мастер занялся живописью, гравюрой и литературой. В последующие 5 лет он занимался иллюстрациями произведений знакомых поэтов и писателей. За это время мастер успел обзавестись семьей и обеднеть.После чего ему пришлось вернуться к работе с гипсом — он делал на заказ фрески с религиозными мотивами и занимался реставрацией лепнины.

В 1896 году художник получил государственное пособие. Несмотря на неустойчивое финансовое положение, многочисленные переезды и перенесенный тиф, который едва не стоил ему жизни, этот период стал для скульптора исключительно творческим.

Буквально за три года он создал шедевры, ставшие знаменитыми навсегда. Среди самых известных скульптуры: «Блудный сын» (1896), «Человек, скорбящий по погибшему оленю» (1896), «Человек с шкурой» (1897), «Маленькая фигура» (1898), «Фонтан с молодыми людьми на коленях» (1898).

Монументальные шедевры

В Брюсселе Джордж Минн встретил архитектора Генри Ван де Вельде, который познакомил его со скульптором Константином Менье и искусствоведом и экспертом Юлиусом Мейер-Грефе. Это знакомство сыграло важную роль в репутации Минна за рубежом.

В итоге скульптору поступил заказ на проектирование памятника бельгийского политического деятеля Жана Волдерса, умершего в 1896 году. Это был первый проект Минна для общества, и сразу же неудачный — его модель не была принята. На два года автор был забыт

В 1898 году судьба опять дала скульптору новое дыхание. Сначала в газете «Пан Мейер-Грефе» появилась статья о Минне под названием «Пластиковый орнамент», что возобновило интерес общества к его работам. А через год Мейер-Грефе открыл в Париже модную галерею La Maison Moderne, где выставил работы Родена, Минне и Менье.

Особое внимание искусствоведов привлекла «Маленькая раненая фигура II», более соответствующая эстетике ар-нуво, чем первая версия. В отличие от Менье, Минне получил слабую оценку во Франции, однако в его стране публика оценила работу «на ура». После чего Ассоциация Ecrivains français поручила ему разработать мемориал для франкоязычного гентского писателя.Жоржа Роденбаха.

И опять проект многократно отклонялся. Окончательно он был принят только в конце 1903 года.

Маленькая раненая фигура, Минн
Фото: источник

Международное признание

Благодаря поддержке Ван де Вельде и Мейер-Грефе, Минн хорошо зарекомендовал себя в Австрии, Германии и др. просвещенных странах. Большой восторг у зрителей вызвали «Фигуры молодых людей у фонтана», выставленные в галерее La Libre Esthéthique в Брюсселе. После этого их с успехом принимали в Вене, Будапеште и Венеции.

На Wiener Secession в 1900 году Минне стал одним из главных художников, пользующихся популярностью. Помимо его знаменитого фонтана с молодыми людьми, на выставку приняли еще 12 скульптур, выполненных из гипса, мрамора, бронзы и дерева.

Начиная с 1900 года и вплоть до Первой мировой войны, Минн почти ежегодно будет представлен ​​на выставках в Берлине, Мюнхене, Мангейме, Веймаре и Дюссельдорфе. Фотографии его работ появились в ведущих немецких газетах, таких как Pan и Die Kuns.

С подачи Генри Ван де Вельде, немецкий промышленник и меценат Карл Эрнст Остхаус предложил Минне проект для Музея Фольквана в Хагене (ныне находящегося в одноименном музее в Эссене). Автор должен был изготовить мраморную версию фонтана «Юноши на коленях». Кроме того, Остхаус заказал три мемориальных памятника для своей семьи.

Проекты и награды за рубежом позволили Минне построить собственный дом и мастерскую в Синт-Мартен-Латерме. Но наступали тяжелые времена, и людям требовались надгробные памятники, а не шедевры.

Скульптор все еще пытался использовать стилизованную форму стоящих на коленях юношей в мемориальных памятниках, но они не были так хороши, как его первые работы. Вдохновение покинуло автора, и он, понимая это, решительно поворачивает на путь радикального реализма. Он рисует и моделирует по реальным образцам, и даже читает уроки анатомии в Гентском университете.

Скульптуры, созданные в период 1910-1914 годов, отливаются в бронзе на литейном заводе, который Минн построил в Холстраате в Генте. В это же время он получает предложение преподавать в Rijksacademie Beeldende Kunsten в Амстердаме, но не принимает эту должность, боясь невозможности адаптироваться в другом месте.

Изгнание в Уэльс

В начале Первой мировой войны Минн вместе с Гюставом Ван де Вестиеном и Валериусом Седелиром переезжает в Уэльс. Относительный покой, которым семья наслаждалась в Уэльсе, был омрачен постоянным страхом за судьбу трех старших сыновей, воевавших на бельгийском фронте. В эти годы Минн не изготовил ни одной скульптуры.

Помимо моральных проблем, пришло безденежье. Минн не мог приобрести гипс и другие необходимые материалы, поэтому взялся за карандаш и уголь. Страх перед будущим привел к навязчивым мыслям. В итоге появляются сотни рисунков с однообразными темами: «Мать и дитя», «Ожидающая женщина», «Евхаристия и Христос на кресте». Всего было создано около 400 рисунков. Они приобретены Музеем изящных искусств Гента в 1949 году.

Международное признание Минна
Фото: источник

Интербеллум

После войны Минн давал уроки в Академии Гента. И слава, которую он приобрел до войны в своей стране, не стала меньше. Благодаря прежним заслугам в 1930 году выходит первая опубликованная монография Лео Ван Пуйвелде, дополненная каталогом произведений Минне. В 1931 году Минне присвоено звание барона.

Пришло время пожинать плоды. Скульптору поручаются различные официальные проекты, включая такие крупные, как создание Мемориала королевы Астрид в Антверпене. Но хотя страшные времена миновали, тема материнства и религии повторялась во многих вариациях. Кроме того, Минн воспроизвел несколько работ из своего более раннего периода. Но в поздних версиях уже не хватало выразительного движения, которое так отличало его работы до 1900 года.

Джордж Минн умер 18 февраля 1941 года в возрасте 74 лет. На его могиле в Синт-Мартенс-Латеме установлен памятник, созданный его же руками: «Женщина и младенец». В этот же год во Дворце изящных искусств в Брюсселе состоялась ретроспективная выставка работ Минна. Успех был невероятный.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96