Леопольд Васильковский — скульптор, от которого остались только надгробия
Бывает так, что работы мастера не сохранились, но о нем помнят спустя века. Это говорит о большом таланте и легендарных незабвенных произведениях. Так произошло с польским художником и скульптором Леопольдом Васильковским.
Биография
Леопольд Васильковский родился в 1865 г. в одном из польских городов. Точная дата и место рождения скульптора неизвестны, что делает историю его жизни еще более таинственной.
Художник проявил свой талант еще в детстве и получил довольно хорошее художественное образование. В 80-х г. XIX века он четыре года посещал рисовальный класс В. Герсона в Варшаве, а затем учился в скульптурной мастерской Л. Пировича и Я. Войдыги. В 1890 г. его приняли в Академию Жюлиана в Париже. Параллельно он посещал мастерские скульптора Д. Пуэша и художников А. Бугро и Б. Констанса и съездил в Италию.
Полученные в этот период награды:
- 1890 — стипендия Общества поощрения изящных искусств;
- 1891 — первая премия в конкурсе Парижской академии Жюлиана;
- 1893 — награда в скульптурном конкурсе, объявленном ТЗСП, за гипсовую скульптуру;
- 1903 — приз в конкурсе Художественного общества за барельеф с изображением головы Христа.
В 1906 г. Леопольд Васильковский стал президентом Варшавского художественного общества и также был членом Общества поощрения изящных искусств и Общества «Скульптура».
Мастер умер в 1929 г. в Варшаве, где в 1935 г. состоялась посмертная выставка его работ.
Сейчас работы скульптора малоизвестны, так как не сохранилось ни одного здания, где можно было бы полюбоваться его скульптурой и лепными украшениями. Кроме того, были уничтожены почти все скульптурные формы Васильковского. Единственное представление о его таланте сегодня дают сохранившиеся надгробия, украшающие самые крупные польские некрополи.
Три вехи в творчестве Л. Васильковского
Васильковский был фигуративным скульптором и в своем творчестве придерживался стилистических тенденций, характерных для эпох, в которых жил. Первые его работы выполнены в реализме, придерживающемся традиций академизма. Следующий этап творчества характеризуется влиянием модерна. В конце своей творческой деятельности Васильковский вернулся к более классической скульптуре. Сам художник выступал за эстетизм в искусстве, воспевавший красоту и отрицавший любой другой смысл в искусстве.
Лучшие работы — живые скульптуры
Васильковский дебютировал как скульптор в 1889 г., приняв участие в выставке в Захенте, где была представлена его работа «Фарисейская голова». Критики приняли новичка благосклонно, коллеги с завистью, а зрители с восторгом. Уже через год за свою новую работу «Дьявол» мастер получил стипендию от Общества друзей изящных искусств на творческую поездку в Париж.
После возвращения в Варшаву он принял участие в скульптурном конкурсе, где получил награду за очередную гипсовую работу «Голова человека». Этот гипсовый бюст молодого человека сохранился и сейчас находится в Галерее польской скульптуры. Работа была раскритикована за излишнюю натуралистичность. Действительно, голова выглядела как настоящая.
Затем мастером была создана гипсовая скульптурная группа «Я люблю тебя», выполненная в натуральную величину. Ее также раскритиковали за откровенное выражение страсти двух целующихся обнаженных влюбленных.
В 1895 г. появилась еще одна реалистичная скульптура «Работник», украсившая дворец Шленкер в Варшаве.
Эпизодические формы творчества Васильковского — прикладное искусство и рисунок. Художник изготовил серебряную шкатулку, подаренную Г. Сенкевичу, и бронзовую памятную доску в виде пергаментного диплома в честь доктора К. Бенни (1904). В 1897 г. была создана серия слегка сатирических рисунков, иллюстрирующих статьи И. Матушевского «Герои рождественских пьес». На них изображались кукольные персонажи из разных культур, в том числе даже яванские куклы.
Погребальные памятники — тоже искусство
Л. Васильковский сейчас известен прежде всего как автор лучших погребальных памятников, большинство из которых можно увидеть на католическом кладбище в Варшаве. Скульптор оформлял надгробия и эпитафии для почетных граждан, ученых, общественных деятелей, художников.
Его первая работа в этом плане — надгробие для известного художника В. Подковиньского (1896). Памятник выполнен в форме гранитного обелиска и украшен бронзовым портретным медальоном с оригинальной формой палитры. На палитре расположен барельефный бюст живописца, изображенный в профиле.
Следующий крупный заказ поступил через год. Потребовалось надгробие на могилу В. Жмурки — известного математика, отца живописца Ф. Жмурки. Памятник был выполнен из песчаника и также в форме обелиска, а символическое значение окончившейся жизни подчеркивается его упавшей вершиной. На обелиске сначала был укреплен портретный барельеф усопшего, но он не сохранился.
Далее следует рассказать о надгробии для поэта С. Грудзиньского (1899). Васильковский подчеркнул романтическую концепцию погребального памятника в виде живописных скал, напоминающих одинокую могилу где-то в пустыне.
Интересная работа — гробница семьи Штумберк-Рихтер (1900), где скульптор впервые поместил фигуру Ангела Смерти, опирающегося на асимметрично расположенные надгробные блоки. В этом же году ему заказывают усыпальницу для семьи Гардовских, украшенную каменными изваяниями сов и фигурой ангела, выполненной в стиле модерн. Ангел также появляется на надгробной плите молодой покойной И. Сальмовичувны на кладбище Росса в Вильнюсе (1903). Бронзовая фигура Ангела Воскресения, также выполненная в стиле модерн, была помещена на высокий каменный постамент, с которого он взлетает, разрывая кандалы, соединяющие его с землей. Надгробной плиты касается только одна из его ног.
Васильковскому также заказали несколько погребальных памятников погибшим детям. Интересно выглядят надгробия Я. Гелла, где на могиле ребенка Ангел Воскресения разбрасывает маки, и Т. Замбжицкого — в виде скульптурной группы с мальчиком, стоящим на коленях перед фигурой Христа, касающегося его головы в жесте благословения. Следующее надгробие З. Езерковского представляло собой реалистичную гранитную скульптуру мальчика в школьной форме, сидящего на краю гробницы, держащего открытую книгу на коленях и смотрящего в сторону кладбищенских ворот, словно ожидая близких.
Фото: источник
Васильковский также автор нескольких эпитафий в виде мраморных плит, украшенных бронзовыми бюстами умерших. Их заказывали для выдающегося проповедника Ф. Курпинского, историка А. Павинского и С. Лагуна, похороненных в Варшаве.
В 1915 г. Васильковскому поручили сделать скульптурную часть ворот Святой Гонораты на кладбище Повонзки. Ее главным элементом стала монументальная фигура рыцаря — римского легионера в тоге и шлеме. В левой руке он держит щит, а в правой — меч, поражающий змея. Памятник выполнен в неоклассическом стиле с элементами модернизма.
Крупные скульптурные работы, не сохранившиеся до нашего времени
Большие скульптурные работы Васильковского включают в себя украшения для здания Панорамы Голгофы в Варшаве. К сожалению, оно не сохранилось и о нем мы знаем только из описаний, где говорится, что оно было «впечатляющим». Васильковский был автором почти всей скульптурной постановки, и в этой работе ему помогал молодой художник К. Дуниковский. Наиболее интересная часть «Панорамы» — аллегорическая группа «Живопись, скульптура, строительство и мысль». Эта скульптура в виде фигуры молодой женщины, парящей в воздухе. Перед главным входом в здание на постаментах стояли львы и тигры, а над дверью была установлена скульптура Пегаса.
В 1898 году Васильковский принял участие в конкурсе на скульптурное оформление здания Зачента. Его проект, представляющий собой аллегорические, очень выразительные, в роденовском стиле, скульптурные группы «Скульптура» и «Живопись», занял второе место, поэтому не был реализован.
Еще одна крупная работа — скульптурное оформление здания страхового общества «Россия» в Варшаве. Остатки здания были восстановлены после Второй мировой войны, но сама скульптурная отделка, представляющая собой аллегорию «Электричество», не сохранилась. Скульптура изображала фигуру, держащую в руке фонарь, излучающий электрический свет.
Из автономных скульптур Васильковского, также не сохранившихся, наиболее интересны: «Поэт и природа» (1909) и «Мысль, заключенная в тюрьму» (1919).
Первая представляет собой скульптурную группу, изображающую фигуру стоящего поэта, смотрящего на лежащую перед ним кормящую свиноматку. «Пойманная в ловушку мысль» представляет собой аллегорическую композицию — крылатую женскую фигуру с завязанными глазами, тянущую за собой мельничное колесо.
В 1924 г. Васильковский разработал проект памятника Г. Сенкевичу, установленный затем в Каменце-Поморском под Гдыней. Интимный бюст писателя, поставленный на постамент, не пережил последнюю войну.
Вот так история распорядилась с наследием талантливого мастера, оставив его следы лишь на могильных памятниках и в памяти ценителей скульптуры.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (141)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина в футуристическом дизайне
- Гипсовая лепнина в мечетях: искусство, традиции и символика
- Возможности использования гипсовой лепнины в тематических парках и развлекательных комплексах
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность