Скульптура под вуалью
В начале XVII века зародилась новая уникальная техника скульптурного искусства – создание тончайшей полупрозрачной ткани из гипса и мрамора. Уникальные скульптуры под вуалью вызвали настоящий ажиотаж среди современников и привлекают внимание ценителей художественного искусства до сих пор. Знаменитые на весь мир скульптурные композиции «Мраморная вуаль», «Целомудрие», «Христос под плащаницей», а также бюст миланской девы Марии, который сегодня находится в Канаде, – наиболее яркие и талантливые работы, выполненные с применением «эффекта вуали».
Столь пристальное внимание к необычной технике создания мраморных и гипсовых скульптур, окутанных тончайшей прозрачной тканью, связано с тем, что далеко не каждый мастер способен достигать таких вершин художественного искусства. В мире творило всего несколько скульпторов, работы которых выполнялись в этой сложной технике. Сам великий Антонио Канова, созерцая скульптуру Христа под вуалью, восклицал, что готов отдать жизнь, чтобы стать ее автором.
Родоначальник «эффекта вуали» в скульптуре – Антонио Коррадини
Антонио Коррадини (19 октября 1688 года, Венеция — 12 августа 1752 года, Неаполь) был венецианским скульптором эпохи Рококо. Коррадини родился в Венеции и работал в основном в Венето, но многие его работы были выполнены по индивидуальному заказу влиятельных покровителей из Европы, в частности из Вены, где он был придворным скульптором Карла VI. Биография этого великого мастера мало изучена и содержит множество противоречивой информации. Доподлинно известно, что Коррадини был учеником скульптора Антонио Тарсии, у которого обучался в течение четырех или пяти лет. Позднее он стал зятем Тарсии.
Его самостоятельный творческий путь начался в 1709 году, когда он был приглашен для лепного декорирования фасада церкви Сан-Стае в Венеции. К 1713 году он создал свою собственную мастерскую и работал над состоянием святой Анастасии в Заре для церкви Сан-Донато. После создания этой работы мастер получил всемирное признание и ему стали поступать заказы от влиятельных людей из разных уголков мира. В частности, Коррадини создавал восемнадцать бюстов и две статуи для летнего сада русского царя Петра I в Санкт-Петербурге.
Уникальность работ Коррадини заключается именно в эффекте вуали, которая стала визитной карточкой великого скульптора. Самая знаменитая работа мастера «Целомудрие» была создана на закате жизни скульптора в Неаполе, где до сих пор выставляется в Капелле Сан-Северо и ежегодно привлекает тысячи ценителей художественного искусства. Великолепие и уникальность скульптуры «Целомудрие» заключается в том, что она изображает фигуру женщины, с головы до ног облаченной в тончайшую прозрачную ткань. Автору удалось невозможное – достоверно и точно отобразить в камне каждую складку прозрачной ткани, просвечивающей очертания лица и тела женщины. Работа признана шедевром мировой скульптуры и считается венцом творчества самого родоначальника «эффекта вуали».
Фото: источник
Однако сам скульптор планировал довести свое мастерство до совершенства в своей последней работе «Христос под плащаницей», к созданию которой он приступил по заказу Раймондо де Сангро, князя Сан-Северо. Скульптор успел создать гипсовый слепок будущего творения, однако в возрасте 64 года его настигла смерть, и он не успел завершить начатое. Однако благодаря этой трагической ситуации миру открылся еще один талантливый неаполитанский скульптор – Джузеппе Саммартино, которому было доверено воплотить в жизнь замысел великого предшественника.
«Христос под плащаницей» принес Джузеппе Саммартино всемирную славу и признание, став нетленным шедевром скульптуры восемнадцатого века. Скульптура изображает тело погибшего мученической смертью Христа, накрытое тончайшей тканью плащаницы. Нежная прозрачная мраморная ткань открывает зрителю каждую мышцу и каждую часть тела мученика, а также позволяет увидеть умиротворенное лицо Христа, который принял страшные страдания ради спасения человечества. Работа настолько впечатлила и поразила экспертов и ценителей художественного искусства, что стала венцом творчества Джузеппе Саммартино, который до конца своих дней так и не смог создать ничего более великого и значимого.
Самый знаменитый скульптор-«вуалист» – Рафаэль Монти
После великого родоначальника техники «вуали» Антонио Коррадини и его последователя Джузеппе Саммартино долгое время никто не мог даже приблизиться к мастерству создания этого сложнейшего эффекта в гипсе или мраморе. Относительно успешную попытку совершил Джованни Страцца, создавший бюст Девы Марии, лицо которой так же, как героини скульптуры «Целомудрие», покрыто тончайшей вуалью. Бюст был создан в Милане, где длительное время выставлялся, после чего был передан в один из музеев Канады, где и находится до сих пор. Также до наших дней дошла скульптурная работа «Ребекка под вуалью», автором которой стал скульптор Джованни Мария Бенцони. Больше ни одному скульптору не удалось даже приблизиться к сложнейшей технике «эффекта вуали», которая была создана и реализована великим Коррадини.
Однако сегодня, говоря об «эффекте вуали» в скульптуре, эксперты и историки, скорее всего, вспомнят не родоначальника этой техники, а великого скульптора Рафаэля Монти (1818–1881), который сумел достичь совершенства в своем мастерстве. Сам скульптор родился в Милане и учился у своего отца, известного скульптора Гаэтано Маттео Монти в Императорской академии. В возрасте 20 лет Рафаэль Монти отправился в Вену, где он получил обширное покровительство и признание коллег и общественности. После венского периода своей карьеры будущий великий скульптор вернулся в Милан, который навсегда покинул в 1846 году, переехав жить в Англию.
Сегодня именно Рафаэль Монти считается самым искусным мастером создания скульптур с эффектом тончайшей вуали. Его самая известная скульптурная работа носит такое же название «Мраморная вуаль» и изображает фигуры нескольких девушек, склонивших головы под тончайшей вуалью. Скульптура настолько реалистична и изящна, что кажется, будто тонкая мраморная вуаль сейчас отреагирует на дуновение легкого ветерка и откроет зрителю красивые лица девушек.
Фото: источник
Кроме того, что Рафаэль Монти создал несколько уникальных скульптур под вуалью, он также приоткрыл секреты сложнейшей технологии их создания. В своей работе мастер использовал особенный тип мрамора, имеющий два слоя с разной плотностью. Верхний слой этого мрамора имеет меньшую плотность в сравнении с нижним. Тончайшая обработка верхнего слоя позволяла мастеру создавать эффект прозрачности вуали. Уникально то, что вся работа по обработке этого мрамора производилась мастером вручную, без применения автоматизированных технологий. Именно в связи с этим ни одна современная работа не может сравниваться с творениями мастеров того времени.
«Эффект вуали» в скульптуре – это великолепная техника и талант мастеров, застывшие в гипсе и мраморе. Сегодня скульптуры под вуалью продолжают привлекать внимание ценителей искусства и вызывать бурные обсуждения относительно их подлинности и уникальной эстетики.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (141)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина в футуристическом дизайне
- Гипсовая лепнина в мечетях: искусство, традиции и символика
- Возможности использования гипсовой лепнины в тематических парках и развлекательных комплексах
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность