(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Скульптура и пространство

Скульптура и пространство

Большая часть художественных скульптурных работ предназначена для размещения на городских площадях, в садах, парках или в просторных помещениях, где она может просматриваться со всех сторон. Чем крупнее объект, тем больше свободного пространства ему требуется.

Такая скульптура может быть изготовлена из камня, гипса, металла или бетона. Чем внушительнее изделие, тем более основательные материалы задействует мастер.

Другой вариант скульптуры — рельеф, просматривающийся только спереди и сбоку. Рельефная скульптура хорошо смотрится на фасадах, внутренних стенах, на памятниках и т.д. Большая часть рельефных композиций выполнена из гипса, так как этот материал идеально передает игру света и тени даже в маленьком помещении. Также с помощью гипса можно обеспечить четкую детализацию композиции.

Скульптура в пространстве

Возможности свободного пространственного дизайна, которые предлагает автономная скульптура, не всегда используются мастерами полностью. Все зависит от предпочтений и видения художника. Также учитывается окружающий интерьер.

Как многие архаичные скульптуры, работа может быть спроектирована для просмотра только с одной или двух фиксированных позиций. Или она может быть просто рельефом, не требующим просмотра с разных сторон. В этом случае на первый план выходит сюжет, игра тени и света, мастерство выполнения мелких деталей.

А вот скульпторы-маньеристы шестнадцатого века особо подчеркивали необходимость использования всесторонней видимости отдельно стоящей скульптуры. Например, работа Джамболонья «Похищение сабинянок», представляющая яркий образчик пространственного дизайна, буквально заставляет зрителя обойти и осмотреть творение со всех сторон. Особенность работы — отсутствие принципиальных взглядов: формы скульптуры движутся вокруг центральной оси композиции, разворачиваясь по мере того, как зритель перемещается.

Джамболонья «Похищение сабинянок»
Фото: источник

Большая часть скульптур Генри Мураи и других скульпторов 20-го века не имеют отношения к движению такого рода. И не требуют от зрителя для понимания замысла авторов фиксированного положения. Скорее, это свободно спроектированная структура разнонаправленных форм, которая раскрывается и расширяется в пространстве.

И все-таки большинство скульптур свободно расположено в пространстве и предполагает просмотр со всех сторон. Бывает и так, что зритель может проходить сквозь них.

Опора и размещение скульптуры в пространстве

Большое значение имеет вопрос о том, каким образом автономная скульптура соприкасается с землей или с основанием. Например, наклонная фигура может представлять собой горизонтальный рельеф. Он может сливаться с земной плоскостью и казаться частью породы, выступающей над поверхностью.

Некоторые наклонные фигуры, могут быть сконструированы таким образом, что кажется, что они лежат на земле. Другие поддерживаются в пространстве над землей.

Наиболее совершенные отдельно стоящие скульптуры не имеют видимой основы. Конечно, большую скульптуру нельзя сделать без постамента, но она может быть спроектирована так, чтобы зритель мог воспринимать ее как отдельный, независимый объект, не имеющий базиса.

Скульптура, спроектированная для установки у стены или в нише, может быть круглой и автономной в том смысле, что она не привязана к фону, как рельеф. Но в отличие от свободной скульптуры, она не будет обладать пространственной независимостью от фона и окружающих предметов, и не предназначена для просмотра вокруг.

Объект должен быть спроектирован таким образом, чтобы его формальная структура, характер и значение могли быть четко понятны с первого взгляда. Поэтому формы скульптуры, как правило, распространены в основном в боковом направлении, а не в глубину.

Этот подход великолепно иллюстрирует греческая фронтонная скульптура, композиция которой разложена в плоскости, перпендикулярной линии обзора, и полностью просматривается спереди.

Фронтальная композиция настенной и нишевой скульптуры не обязательно подразумевает отсутствие трехмерности в самих формах, в этом случае ограничено только расположение форм. Классическая скульптура на фронтоне, скульптура индийского храма в Кхаджурахо, готическая нишевая скульптура и фигурки гробницы Медичи спроектированы так, чтобы располагаться на заднем плане, но их формы продуманы с полнотой объема.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96